Выставочный мир ЕКАТЕРИНБУРГА

 

 

М.Ю. Кирсанов,

директор по маркетингу,

ООО «Уралэкспоцентр –
ЕвроАзиатский

выставочный холдинг» 

Сегодня, если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, наш город, без сомнений, представляет собой один из наиболее развитых и насыщенных выставочных рынков нашей страны, что вполне объяснимо. Екатеринбург – крупный промышленный и торговый центр России. Деловая активность, которая в регионе постоянно растет, неизбежно заставляет предприятия
использовать максимальное количество способов для своего продвижения и позиционирования на рынке, а выставка – один из самых эффективных инструментов в этом ряду. Екатеринбург долгое время был закрытым городом и вступил в выставочный мир по российским меркам довольно поздно, поэтому до сих пор по сравнению с большинством крупных российских городов уступает им в развитии выставочной и около выставочной инфраструктуры. Но это не останавливает желающих работать на этом поле. Ну что же, давайте посмотрим, кто играет в нашей группе (выражаясь футбольным языком).

 

На войне как на войне

В выставочной команде столицы Уральского федерального округа есть явно выраженный лидер – это «Уралэкспоцентр», первая выставочная организация в Екатеринбурге, начавшая свою деятельность осенью 1991 года. Компания контролирует почти половину рынка города и входит в тридцатку крупнейших выставочных центров России. Есть группа игроков средней линии, занимающих от 12 до 25% рынка. И есть несколько компаний, организующих небольшое количество специализированных мероприятий и занимающих узкие отраслевые ниши. Усилий семи наиболее крупных компаний, тем не менее, достаточно для организации ежегодно более 250 выставочных мероприятий (90 – 100, если брать в расчет календарные сроки) и привлечения в качестве экспонентов примерно 7000 предприятий.

Было бы странно, если бы при такой насыщенности (по объему рынок Екатеринбурга примерно в 15 – 20 раз меньше московского, а действующих игроков меньше всего в 5 – 7 раз), ситуация с конкуренцией была бы похожа на идиллию. Конкуренция на рынке довольно жесткая, а отсутствие законодательно закрепленных правил игры делает ее еще и недобросовестной. В ряду ее (недобросовестной конкуренции) проявлений привычные не только для нас вещи – дублирование тем, пересечение сроков выставок, черный PR, сознательное введение участника в заблуждение (проще говоря, обман). К примеру, один из организаторов активно позиционирует свою площадку (фойе спортивного комплекса) как новейшую выставочную в регионе. Другой на полном серьезе рассказывает клиентам об отмене выставки у конкурента, не имея на то ни малейших оснований, просто так. Третий специально организует свою выставку на неделю-другую раньше, чем у конкурента, прекрасно отдавая себе отчет, что не соберет самостоятельную выставку по данной теме, но надеется насолить конкуренту, и т.д. Обижаться можно, но бессмысленно. На войне как на войне.

 

Самая важная задача – строительство нового выставочного центра

Подобная ситуация стала возможной в том числе и потому, что город не имеет специализированных выставочных площадок. Даже сертифицированный МСВЯ павильон «Уралэкспоцентра» далеко не во всем соответствует принятым в мире требованиям к современному выставочному центру. Остальные же выставки и вовсе проходят на концертных или спортивных площадках, что не добавляет им (выставкам) козырей в глазах участников. Кроме того, сходство сроков и тем выставок усложняет выбор потенциальным экспонентам и снижает качество мероприятий. Свою лепту в обострение конкурентной борьбы вносит и то обстоятельство, что до 70% участников выставок составляют наиболее мощные и динамичные предприятия города и области, которые уже завоевали местный рынок. Поэтому, не считая необходимым участие в выставках региона, где им уже некому и нечего доказывать или объяснять, они нацеливаются на близлежащие рынки.

Основные проблемы выставочной деятельности можно представить из всего вышеперечисленного. Однако уточним. Самое важное (причем для всех участников рынка) – это строительство в городе современного выставочного комплекса. Даже 15000 – 30 000 кв.  м современного комплекса из нескольких павильонов по 3000 – 5000 кв. м (а вовсе не 100 тыс. кв.м как предлагают некоторые) хватит всем операторам даже на среднесрочную перспективу. Сегодня объем площадей, продаваемых всеми выставочными операторами, работающими в городе, как раз и составляет примерно 30 тыс. кв.м в год.

 

Регулируемый рынок лучше...

Вторая задача – это наведение определенного порядка в сроках и темах проводимых мероприятий. Разумеется, рынок все расставляет по своим местам, но регулируемый (обдуманно и аккуратно) рынок делает это гораздо быстрее. За эту работу активно взялась и городская и областная Администрация, создав Координационный Совет по развитию ВЯД и Межведомственную Комиссию по развитию ВЯД в городе и области соответственно.

В работе этих образований принимает участие большинство крупных предприятий на рынке.

Говорить о результатах рано. Остается лишь надеяться, что из этого что-то получится.

 

Надеемся, что здравый смысл восторжествует

Несколько слов об Уральской торгово-промышленной палате. В ряду игроков рынка она, что называется, в том числе. И хотя ее роль невелика (4 – 6% рынка), но ощутима. Мы и раньше, и теперь отстаиваем ту точку зрения, что местная ТПП должна занимать на рынке нейтральную по отношению к профессиональным организаторам позицию, т.е. занимать позицию «над»… Выступать с поддержкой каких-то интересных для палаты, с точки зрения решения ее собственных задач, проектов или оказывать иную поддержку.

Например, местная ТПП могла бы посодействовать решению проблемы кадров для выставочного бизнеса. Обучение экспонентов эффективному участию в выставках – сегодня одна из актуальнейших проблем. Но так как эти проблемы не входят в сферу интересов ТПП, нам пришлось самостоятельно находить выход из ситуации. Мы создали свой собственный институт, который ведет обучение по двум направлениям. Это и программы для выставочников, и тренинги по эффективному и «правильному» участию в выставках.

 Тем не менее мы продолжаем надеяться, что здравый смысл восторжествует и палата будет заниматься своим настоящим делом,
оставив организацию выставок профессионалам. Будет для выставочников помощником, координатором,
деловым собеседником.

 

О пользе конкуренции...

 МСВЯ провозглашает лозунг – «Один регион – один выставочный центр». Для развития качества выставочной услуги – это благо.

 Но пока пороги выхода на рынок невысоки, пока отсутствует законодательная база, пока инфраструктура остается неразвитой – остается почва для желающих вступить в игру на выставочном поле Екатеринбурга. В то же время конкурентная борьба заставляет нас искать преимущества и, соответственно, развиваться и совершенствоваться гораздо активнее, чем компании в регионах, где конкуренция отсутствует. А это, согласитесь, хорошо. Приезжайте к нам в «Уралэкспоцентр», и увидите сами...

 


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004