ВМЕСТЕ МЫ ДОБЬЕМСЯ УСПЕХА

 

 

Минэкономразвития России планирует усилить работу по поддержке участия российских предприятий в выставках – не только за рубежом, но и в регионах России.

На вопросы редакции отвечает заместитель директора Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России Вадим Яковлевич ЗИНГМАН

 

– Как структурная реформа сказалась на Вашей работе?

– Реформа затронула практически все подразделения нашего министерства, и, в итоге сегодня вместо самостоятельного управления в Департаменте государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела появился новый отдел – выставочно-ярмарочной деятельности. Тем не менее, работа по-прежнему ведется активно, темпов мы не снижаем, количество выставок, которое государство поддерживает за счет бюджетных средств, остается практически на том же уровне, что и раньше.

В сферу наших интересов попадают зарубежные выставки по нескольким направлениям, в основном, промышленного сектора – машинно-технические, высоких технологий. Работаем мы и с сельскохозяйственными меро­приятиями.

Таким образом, тема выставок совместилась с остальными вопросами поддержки российского промышленного экспорта. И это закономерно, ведь  выставки были и остаются одним из мощнейших инструментов этой работы. Они оказывают существенное влияние на весь промышленный экспорт. И та задача, которую поставил Президент России о необходимости диверсификации структуры российского экспорта в сторону увеличения доли несырьевого экспорта, как раз и решается, в том числе, за счет элементов выставочно-ярмарочной деятельности.

–  Что можно сказать о финансовой поддержке отечественных
экспонентов?

– Что касается бюджетных затрат, то они достаточно скромные. В частности, на 2004 г. выделено 4,5 млн. долларов, из которых  3,1 млн. приходится на «Экспо-2005» и 1,4 млн. – на оставшиеся 17 выставок, то есть около 80 тыс. на выставку. Примерно так же дело будет обстоять и в следующем году.

Такие суммы, конечно, не предназначены для строительства дорогих стендов. На высокотехнологичных выставках, где идеи и разработки могут быть представлены на плакате или небольшом макете, бюджетных денег вполне достаточно для оплаты необходимых для российской экспозиции площадей. Понятно, что они не покрывают всех затрат экспонентов, но мы хотим добиться такой ситуации, при которой хотя бы ряд позиций полностью покрывались бы бюджетными средствами, чтобы по этим статьям нашим экспонентам не пришлось доплачивать. Тогда, на наш взгляд, участники выставок получат реальное подспорье.

Бюджетная поддержка организаторов и участников выставок  составляет примерно от трети до четверти их общих затрат на выставку. Безусловно, было бы очень хорошо, если бы мы смогли добиться ситуации, когда покрывались бы 50% и более затрат. Полностью их оплатить невозможно, каждая компания сама решает, к примеру, сколько человек направить на ту или иную выставку. Наша основная задача – покрыть общие выставочные расходы.

Еще один важный момент – оценка эффективности выставочных мероприятий. Сегодня у нас нет нормальной методики, по которой можно оценить эффективность выставок. Ни для кого не секрет, что, выходя с предложениями по бюджетному финансированию, мы должны доказать эффективность этих затрат. Сделать это сложно по одной простой причине: иногда эффект от выставки появляется через 2-3 года. К этому времени, к сожалению, связь с экспонентами просто теряется, хотя, уверен, им совсем не сложно сообщить в министерство или тому же оператору, что в результате той или иной выставки подписан контракт или заключено соглашение. При этом никаких коммерческих тайн раскрывать мы не просим.

– Как происходит процесс подготовки плана поддержки участия российских экспонентов в зарубежных выставках на 2005 год?

– Сейчас мы заканчиваем согласование перечня на 2005 год, а уже где-то в марте планируем выйти на перечень 2006 г. На всех встречах с выставочными операторами мы сталкиваемся с проблемой позднего объявления конкурсов. И действительно, занимаясь организацией ряда выставок, мы убедились, что за два месяца сделать ничего нельзя. Фактически мы имеем ситуацию, когда на конкурс выходит какая-то одна компания с заранее подготовленной выставкой. Чтобы этого избежать, надо проводить конкурсы гораздо раньше, возможно - по другой схеме.

Что касается будущего года, то по нему у нас заканчиваются последние согласования, надеемся в ближайшее время внести проект распоряжения на  рассмотрение Правительства.

Готовится также новая программа по формированию самого перечня. Мы подключили торговые представительства за рубежом, чтобы они не просто присылали информацию о выставках 2006 г. в стране пребывания, а давали некий анализ участия российских компаний в тех или иных выставках. При этом речь идет не только о поддерживаемых бюджетом выставках, а обо всех мероприятиях, на которых присутствуют российские компании. Перед торгпредствами и аппаратами торговых советников стоит задача по анализу эффективности участия наших предприятий в тех выставках, которые проходят в их странах.

– Какие критерии отбора поддерживаемых выставок Вы считаете правильными?

– Надо понимать, что бюджетных денег у нас очень мало. При этом есть выставки, в которых мы традиционно принимаем участие, в Ганноверской ярмарке, например, и не сделать это было бы неправильно даже политически.

Имеется несколько критериев отбора. Во-первых, это национальные выставки России. Во-вторых, это выставки в странах СНГ, в этом году - в Казахстане, в следующем – в Белоруссии. Проводить выставки в СНГ надо, поскольку это одно из приоритетных направлений развития промышленного экспорта, и оно прекрасно сочетается с другими инструментами по поддержке машинно-технического экспорта.

Нужны, конечно, и зарубежные выставки, особенно в области высоких технологий: ведь свои разработки мы везем в те страны, где их могут оплатить. Не секрет, что внутри России и странах СНГ порой просто не найти нужного покупателя. Поэтому, если мы заинтересованы в продвижении наших высокотехнологичных товаров, естественно должны смотреть на соответствующие страны. Если же говорить о поставке машинно-технического оборудования, то его  можно предлагать и в СНГ.

– В бюджете нынешнего года предусмотрено весьма внушительное целевое финансирование поддержки экспорта, имеет ли это отношение к выставкам?

– Нет, это другая статья расходов. Речь идет о деньгах, которые выделяются на обеспечение системы гарантирования экспорта и экспортных кредитов, программы финансовой поддержки машинно-технического экспорта.

– Не ставится ли задача расширения объемов организационно-имиджевой поддержки российских участников, не требующей финансирования? Речь идет о ситуации, когда группа российских предприятий за свой счет выезжает на зарубежные выставки и образует там российский стенд. Вопрос в том, чтобы придать ему государственный статус.

– Такая схема работает и сегодня. У нас есть целый перечень выставок, которым оказывается организационная поддержка (и он гораздо шире поддерживаемых финансово). Создается оргкомитет на базе одного из министерств, который решает вопросы государственного содействия в привлечении экспонентов и поддержки российской экспозиции.

– Входит ли в ваши планы поддержка выставок внутри России?

– Надеемся, что ситуация в этом вопросе изменится к лучшему. Идея такая у нас существует, но к 2005 г. мы ее просто не успели реализовать, а с 2006 г., думаю, такую работу начнем. Мы хотим создать перечень выставок, проходящих на территории России, участие в которых будет поддерживаться с помощью бюджетного финансирования.

Как это получится, и как нас в этом деле поддержит Министерство финансов, сказать трудно, но одно понятно: затраты на такие выставки будут несколько ниже, чем на зарубежные.

– Но критерии выбора, наверное,  будут го­раздо тяжелей?

– Да, конечно, выбрать будет трудней. Предполагается, что основное место в «российском перечне» займут региональные выставки. Речь будет идти о поддержке региональных производителей для того, чтобы облегчить их участие в выставках, а также - привлечь на местные рынки максимальное количество иностранных покупателей. Проработка этого вопроса стоит в наших планах, надеемся, что реализуем.

– Какова судьба межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности?

– Комиссия формируется. Наше министерство по этому поводу в Правительство  направило свои предложения, которые были одобрены. На сегодняшний день у нас собраны кандидатуры со всех министерств, рассчитываем, что до конца года такая комиссия при нашем министерстве будет создана.

Одной из ее главных задач станет, в том числе, и формирование перечня поддерживаемых выставок, аналитическая обработка информации по выставочной деятельности, включая и зарубежный опыт. Возможно, будем разрешать и какие-то спорные моменты между различными министерствами и структурами.

– Ваше мнение: какие компании в выставочном бизнесе государство должно и не должно поддерживать?

– В любом случае выставочный бизнес – это бизнес. И там работают те же самые рыночные механизмы и свободная конкуренция, что и в других секторах экономики. Безусловно, ни мы, ни межведомственная комиссия не должны вмешиваться в конкурентные отношения. Речь, скорее всего, может идти о каких-то рекомендациях межведомственной комиссии.

Главная задача государственных органов – повысить эффективность выставочно-ярмарочных мероприятий и, как следствие, добиться увеличения машинотехнического экспорта.

Пока не все получается. Но ничего, все впереди. Будем работать. И в этой работе мы очень надеемся на помощь организаций – выставочных операторов и российских экспортеров. Вместе мы добьемся желаемого результата.