Участие в Федеральных ярмарках стало жизненно необходимым
О конкретных мерах по развитию ярмарочновыставочной деятельности в легкой промышленности
Федеральные оптовые ярмарки товаров, комплектующих и оборудования текстильной и легкой промышленности (одежды, обуви, тканей, кожтоваров и т.д.) являются сегодня самым авторитетным смотром легкой промышленности страны. Их организаторами при поддержке Правительства РФ и РСПП (Р) вот уже на протяжении двенадцати лет подряд являются ОАО «Рослегпром» и ОАО Концерн «Ростекстиль» (соответственно с ООО «РЛП-Ярмарка» и с ЗАО«Текстильэкспо») при участии ГАО ВВЦ, ОАО «ОТЦ» «Интеропторг» и под общим патронатом ТПП РФ.
Эти выставки невозможно переоценить по актуальности, признанию для легкой промышленности и торговли. После «внедрения» рыночных условий без существования рыночных механизмов (лавинообразной приватизации всей отрасли в 1992 г., либерализации цен и внешнеэкономических отношений, что привело к товарной интервенции рынка и импортизации), легкая промышленность объективно не имела необходимого адаптационного периода для перехода от антирыночного (в течение семидесяти лет), замкнутого в границах СЭВ торгового пространства, к свободной конкуренции на мировом рынке.
Именно поэтому отечественные товаропроизводители рассматривали федеральные выставки не только как главный маркетинговый инструмент, но и как промышленно-торговый форум по координации работы производства и торговли.
В условиях отсутствия координирующей и регулирующей роли государства, участие в федеральных ярмарках для отечественного товаропроизводителя стало жизненно необходимым, тем более что работа на ярмарке в течение пяти дней трансформируется в непрерывную производственно-коммерческую деятельность участников в течении года.
Федеральная ярмарка является самой крупной специализированной выставкой России. Одновременно в ней участвует более 2500 предприятий (75% отечественных товаропроизводителей отрасли). В период ее работы привлекается около 80 тыс. посетителей и, что немаловажно, среди аналогичных выставок применены самые низкие цены за выставочные площади.
Дальнейшее повышение уровня и совершенствование ярмарочно-выставочных мероприятий для легкой промышленности во многом зависит от решения следующих вопросов.
1.
Необходимо увеличить размеры выставочных площадей в Москве. ВВЦ одноразово
может предоставить не более 50 тыс. кв. м. Практически только в двух
павильонах (NN 57, 69) на европейском уровне можно проводить
ярмарки, но и они имеют лишь по 15 тыс. кв. м. На «продвинутом» Западе
ярмарки проводятся минимум четыре раза в год, так как из-за быстрого
изменения моды они не стали отражением текущей моды. Законодатель моды –
парижская выставка «Премьер-визион» выставляет то, что можно получить через
две-три недели, максимум – через три месяца, поэтому там организуют выставки
четырех коллекций в год, а не в два основных сезона.
2. Учитывая всеобщую заинтересованность в ярмарочно-выставочном бизнесе, требуется создание Центра (дома) оптовой торговли, который действительно позволил бы восстановить цепочку «производство – опт – розница», существовавшую в период Госснаба и Министерства торговли СССР с интеграцией возможности производства и спроса в рыночном процессе.
3. Совершенствование рекламы и ее льготирование. Государство должно помочь внутреннему рынку с профессиональным освещением продукции в рубрике «Сделано в России» на одном из каналов телевидения. Сегодня по всем каналам реклама посвящена только импортной продукции, потому и импортизирован отечественный рынок!
4. Минэкономразвития и торговли РФ надо помнить, что полное название «министерства» включает слово «торговли» (практически этого никто не ощущает). Во всех странах мира именно министерства торговли держат руку на пульсе и защищают отечественных товаропроизводителей. При участии государственного аппарата появилась бы информация об объемах продукции, представляемой и продаваемой на ярмарке (в натуральном и денежном выражении), выявились бы регионы, завозящие и вывозящие продукцию.
5. Необходимо через Министерство финансов РФ решить проблему приобщения отечественных товаропроизводителей к зарубежным выставкам путем государственного льготирования оплаты их участия – чтобы отечественный дизайн в меньшей степени строился под влиянием западных законодателей моды (не секрет, что российские предприятия часто эксплуатируют готовые идеи, все больше у нас фэшн-скаутов или «охотников в моде»).
6. Учитывая международный опыт и актуальность наращивания экспортного потенциала, особенно со вступлением в ВТО, следует определять ежегодные государственные дотации на две-три зарубежные выставки для представления предприятий ОАО «Рослегпром» и Концерна «Ростекстиль» хотя бы в Дюссельдорфе (Германия), Болонье (Италия) и Гонконге (Китай). Целесообразно предусмотреть участие предприятий легкой промышленности в составе национальных и специализированных выставок, например, на машиностроительных выставках в разделах спецодежды, спецобуви и спецтканей.
7. Предлагаем рассмотреть возможность снижения арендных цен для российских фирм-участниц международных выставок «Обувь.Мир кожи» и «Консумэкспо», проводимых в Экспоцентре.
8. В период работы выставок следует исключить в выставочных павильонах работу организаций розничной торговли.
9. Предлагаем ТПП РФ изыскать возможность по изданию ежеквартального (ежемесячного) делового информационного бюллетеня с содержательным анализом и итогами проводимых выставок.
10. В целях повышения значимости национальных и международных знаков наград (дипломы, медали, грамоты и т.п.) необходимо установить порядок и стандарт на эти знаки, так как сегодня их имеется множество, но значимость и приоритетность наград не определены, и это является причиной их обесценивания.
С.М. Зверев,
профессор, генеральный директор «Союзлегтексэкспорт»
М.Л. Новиков,
вице-президент ОАО «Рослегпром», генеральный директор
«РЛП-Ярмарка»
"ИнформЭКСПО"©2001-2004