Участие в Федеральных ярмарках стало жизненно необходимым

 

О конкретных мерах по развитию ярмарочновыставочной деятельности в легкой промышленности

 

 

Федеральные оптовые ярмарки товаров, комплектующих и оборудования текстильной и легкой промышленности (одежды, обуви, тканей, кожтоваров и т.д.) являются сегодня самым авторитетным смотром легкой промышленности страны. Их организаторами при поддержке Правительства РФ и РСПП (Р) вот уже на протяжении двенадцати лет подряд являются ОАО «Рослегпром» и ОАО Концерн «Ростекстиль» (соответственно с ООО «РЛП-Ярмарка» и с ЗАО«Текстильэкспо») при участии ГАО ВВЦ, ОАО «ОТЦ» «Интеропторг» и под  общим патронатом ТПП РФ.

Эти выставки невозможно переоценить по актуальности, признанию для легкой промышленности и торговли. После «внедрения» рыночных условий без существования рыночных механизмов (лавинообразной приватизации всей отрасли в 1992 г., либерализации цен и внешнеэкономических  отношений, что привело к товарной интервенции рынка и импортизации), легкая промышленность объективно не имела необходимого адаптационного периода для перехода от антирыночного (в течение семидесяти лет), замкнутого в границах СЭВ торгового пространства, к  свободной конкуренции на мировом рынке.

Именно поэтому  отечественные товаропроизводители рассматривали федеральные выставки не только как главный маркетинговый инструмент, но и как промышленно-торговый форум по координации работы производства и торговли.

В условиях отсутствия координирующей и регулирующей роли государства, участие в федеральных ярмарках для отечественного товаропроизводителя стало жизненно необходимым, тем более что работа на ярмарке в течение пяти дней трансформируется в непрерывную производственно-коммерческую деятельность участников в течении года.

Федеральная ярмарка является самой крупной специализированной выставкой России. Одновременно в ней участвует более 2500 предприятий (75% отечественных товаропроизводителей отрасли). В период ее работы привлекается около 80 тыс. посетителей и, что немаловажно, среди аналогичных выставок применены самые низкие цены за выставочные площади.

Дальнейшее повышение уровня и совершенствование ярмарочно-выставочных мероприятий для легкой промышленности  во многом зависит от решения следующих вопросов.

1. Необходимо увеличить размеры выставочных площадей в Москве. ВВЦ одноразово может предоставить не более 50 тыс. кв. м. Практически только в двух павильонах (NN 57, 69) на европейском уровне можно проводить
ярмарки, но и они имеют лишь по 15 тыс. кв. м. На «продвинутом» Западе ярмарки проводятся минимум четыре раза в год, так как из-за быстрого изменения моды они не стали отражением текущей моды. Законодатель моды – парижская выставка «Премьер-визион» выставляет то, что можно получить через две-три недели, максимум – через три месяца, поэтому там организуют выставки четырех коллекций в год, а не в два основных сезона.

2. Учитывая всеобщую заинтересованность в ярмарочно-выставочном бизнесе, требуется создание Центра (дома) оптовой торговли, который действительно позволил бы восстановить цепочку «производство – опт – розница», существовавшую в период Гос­снаба и Министерства торговли СССР с ин­теграцией возможности производства и спроса  в рыночном процессе.

3. Совершенствование рекламы и ее льготирование. Государство должно помочь внутреннему рынку с профессиональным освещением продукции в рубрике «Сделано в России» на одном из каналов телевидения. Сегодня по всем каналам реклама посвящена только импортной продукции, потому и импортизирован отечественный рынок!

4. Минэкономразвития и торговли РФ надо помнить, что полное название «министерства» включает слово «торговли» (практически этого никто не ощущает). Во всех странах мира именно министерства торговли держат руку на пульсе и защищают отечественных товаропроизводителей. При участии государственного аппарата появилась бы  информация об объемах продукции, представляемой и продаваемой на ярмарке (в натуральном  и денежном выражении), выявились бы регионы, завозящие и вывозящие продукцию.

5. Необходимо через Министерство финансов  РФ решить проблему приобщения отечественных товаропроизводителей к зарубежным выставкам путем государственного льготирования оплаты их участия – чтобы отечественный дизайн в меньшей степени строился под влиянием западных законодателей моды (не секрет, что российские предприятия часто эксплуатируют готовые идеи, все больше у нас фэшн-скаутов или «охотников в моде»).

6. Учитывая международный опыт и актуальность наращивания экспортного потенциала, особенно со вступлением в ВТО, следует определять ежегодные государственные дотации на две-три зарубежные выставки для представления предприятий ОАО «Рослегпром» и Концерна «Ростекстиль» хотя бы в Дюссельдорфе (Германия), Болонье (Италия) и Гонконге (Китай). Целесообразно предусмотреть участие предприятий легкой промышленности в составе национальных и специализированных  выставок, например, на машиностроительных выставках в разделах спецодежды, спецобуви и спецтканей.

7. Предлагаем рассмотреть возможность снижения арендных цен для российских фирм-участниц международных выставок «Обувь.Мир кожи» и «Консумэкспо», проводимых в Экспоцентре.

8. В период работы выставок следует исключить в выставочных павильонах работу организаций розничной торговли.

9. Предлагаем ТПП РФ изыскать возможность по изданию  ежеквартального (ежемесячного) делового информационного бюллетеня с содержательным анализом и итогами проводимых выставок.

10. В целях повышения значимости национальных и международных знаков наград (дипломы, медали, грамоты и т.п.) необходимо установить порядок и стандарт на эти знаки, так как сегодня их имеется множество, но значимость и приоритетность наград не определены, и это является причиной их обесценивания.

 

С.М. Зверев,

профессор, генеральный директор «Союзлегтексэкспорт»

 М.Л. Новиков

вице-президент ОАО «Рослегпром», генеральный директор

«РЛП-Ярмарка»

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004