Для специалистов легкой и текстильной промышленности ответ на вопрос о роли выставок в развитии их отрасли очевиден. Ни в одной другой сфере бизнеса нет таких уникальных и поистине (без громких слов) судьбоносных выставок, как Федеральные ярмарки легкой и текстильной промышленности, объединяющие до 75% предприятий отрасли! 

Ярмарки подводят итоги развития предприятий за год и формируют лицо отрасли
на следующий год. Переоценить их значение невозможно.

Сегодня на страницах журнала об этом говорят самые компетентные люд – руководители отрасли. Слово им.


 

ВЫСТАВКИ – главный инструмент формирования рынка

 

 

Всплеск выставочной активности абсолютно закономерен  поскольку Россия по историческим меркам только вступила на путь рыночной экономики, в которой торговые выставки (ярмарки) являются главным инструментом формирования рынка.

Сегодня в любом секторе производства товаров и услуг без торговых выставок нельзя рассчитывать на серьезные достижения.

На пути к рыночной экономике выставочная деятельность, безусловно, является потенциально крупным видом бизнеса. Ранее, в условиях распределительной системы, выставки были слабо востребованы, поскольку большинство видов товаров и услуг выставками не охватывалось.

Именно этот простор, а также примеры реализации крупных, успешных проектов создают иллюзию о сверхприбыльности выставочной деятельности. На самом деле выставка - это обычный товар, имеющий свою специфику, требующий значительных инвестиций для организации его производства и, в дальнейшем, поддержания жизненного цикла. Реальная прибыль в условиях Москвы появляется только при достижении уровня продаж в 3 тыс. кв. м.

В отличие от большинства других видов деятельности в текстильной и легкой промышленности всегда традиционно использовали оптовые ярмарки. Период структурных преобразований начала 90-х годов, когда ярмарки в нормальном виде не проводились, нанес серьезный ущерб отрасли.

В конце 1993 г. усилиями ведущих отраслевых структур - «Концерна «Ростекстиль» и «Рослегпрома» оптовые ярмарки товаров текстильной и легкой промышленности были возрождены в качестве антикризисного механизма продвижения товаров на рынке. Пять лет потребовалось для реализации задачи по налаживанию устойчивых связей промышленности и торговли, созданию условий для возрождения оптового звена, созданию и развитию информационных ресурсов.

Опыт проведения ярмарок показал, что эта работа требует серьезного пересмотра ее организации, постановки глобальных задач по воздействию на рынок товаров. Для их решения организаторами были созданы специализированные выставочные организации ЗАО «Текстильэкспо» и ООО «РЛП-Ярмарка».

Торговая ярмарка становится эффективной только при гармоничном сочетании интересов всех ее участников (продавцов, покупателей, организаторов), реальном отражении ситуации на рынке и возможности воздействия на него. Достижение такого сочетания в организации Федеральных оптовых ярмарок товаров текстильной и легкой промышленности привело к их стремительному развитию в период 1999-2004 гг. и росту за этот период количества участников в 3 раза – до 2500, а занимаемых площадей в 4,5 раза – до 70 тыс. кв. м. 

Уже в 2002 г. ярмарка стала крупнейшей в России по количеству участников и закрытым площадям.

Оценивая значимость выставок и ярмарок для развития отрасли, «Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности» в 2000 г. утвердил предложенную ОАО Концерн «Ростекстиль» и ЗАО «Текстильэкспо» программу формирования национального рынка товаров текстильной и легкой промышленности под названием «Российские недели текстиля и моды», которая включает проведение федеральных, межрегиональных и региональных ярмарок. Сегодня в активе программы, помимо указанных федеральных ярмарок, – успешное проведение 12 межрегиональных ярмарок в семи крупнейших городах пяти федеральных округов,  а также – поддержка 46 выставок в 23 городах России и 5 выставок в странах СНГ.

Для обеспечения этой деятельности созданы: информационно-аналитический центр, единая информационная система «Текстильмаркет», ООО «Издательская фирма «Текстильная промышленность». Задействованы более 100 печатных и электронных СМИ.

По сегодняшнему качественному состоянию рынка выставочных услуг в стране, несмотря на быстрое его развитие, к сожалению нельзя сказать, что он является зеркалом экономики. Экономика развивается более прагматично и последовательно. Скорее это отражение государственной экономической политики.

В России нет ни одной выставки, направленной на формирование мирового рынка или хотя бы евроазиатского, тогда как в отраслях нефтегазового, лесного, нефтехимического, металлургического рынков их организация закономерна. Эта задача не отраслевого, а государственного уровня.

Единичны крупные выставки отраслевого сегмента, выражающие в первоочередном плане интересы национальной промышленности. Большинство крупных выставок организованы зарубежными операторами и опираются на экспортные субсидии зарубежных стран и ЕЭС.

Даже Москва, при колоссальном строительстве, не имеет ни одного полноценного выставочного комплекса, соответствующего необходимым стандартам, хотя все понимают, что выставочная индустрия является катализатором развития городской инфраструктуры.

Отсутствует нормативно-правовая база, учитывающая специфику выставочной деятельности и механизм пресечения недобросовестной конкуренции.

Положительным в направлении выставочной деятельности является системное повышение активности со стороны ТПП РФ и региональных палат,  МСВЯ и  то, что уже озвучены намерения по созданию национальной и московской выставочных программ.

 

В.С. Сакович,

Генеральный директор ЗАО «Текстильэкспо»,

Вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой  промышленности

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004