ВЫСТАВОЧНЫЙ РЫНОК ЕКАТЕРИНБУРГА: РАСТЕТ ТОЛЬКО КОНКУРЕНЦИЯ

 

Краткие итоги выставочно-ярмарочной деятельности в Екатеринбурге в 2003 году

 

Выставочный рынок Екатеринбурга, и в этом его существенное отличие  от большинства других российских городов, характеризуется чрезвычайно высоким уровнем конкуренции на фоне большого дефицита приспособленных выставочных площадей и высокой степени политической конкуренции между городом и областью за право влиять на выставочный рынок.

Причины возникновения такой ситуации многогранны и кроются не только в амбициях сторон или  огромной привлекательности этого рынка. Все и сложнее и проще одновременно. Основная причина такой ситуации – в ее уникальности и политизированности.

В начале 90-х практически все операторы имели равные стартовые условия. В городе, закрытом для иностранцев и не имевшем никакого подобия выставочных павильонов, доставшихся от советской эпохи Казани, Уфе, Москве, Санкт-Петербургу и многим другим городам бывшего Советского Союза, ни у кого не было начального преимущества по площадке.

За прошедшие годы ситуация практически нисколько не изменилась. В то время, как новые павильоны были построены не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде, Омске, Перми и некоторых других городах России в Екатеринбурге все остается также, как в начале 90-х.

Многочисленные громкие заявления властей города и области так и остаются заявлениями. Единственным реальным проектом в этой области стало строительство второй очереди Торгового центра, которое должно закончиться в этом году (возможно – в следующем, поскольку проект частный и с инвестициями не все так просто и легко: ввод этого объекта планировали еще два года назад, но пока все время процесс затягивается).

Отношение властей к выставочникам также почти не изменилось за этот период. Считается, что проводить выставки – дело нехитрое, а денег выставочники получают кучу. Отчего-то никто даже не утруждал себя попытками обратиться в Госкомстат или элементарно посчитать расходы и доходы. Сложилось устойчивое мнение: толку от них (т.е. от нас – выставочников) немного, хотя и вреда вроде нет особого.

Сегодня работать на выставках и извлекать из этого реальную выгоду по-прежнему умеют немногие, а счастливые исключения – исключениями и остаются. А потому и отношение в бизнес-среде к выставочникам зачастую настороженно-раздражительное.

Конечно, нечего пенять на зеркало. Доля вины в таком отношении есть и у самих компаний – организаторов выставок, которые в запале конкуренции используют явно нецивилизованные приемы борьбы: клевету, дублирование тем.

Активно используется и административный ресурс – хотя кто в нашей стране сегодня скажет, что это плохо! Здесь, конечно, стоит отметить, что ввиду продолжающегося уже более десяти лет противостояния между властями города и области использование такого ресурса дает кратковременный эффект, поскольку влияние разных властных структур уравновешивает друг друга. 

В общем, мы имеем в Екатеринбурге одновременно и конкурентный,  и  стагнирующий рынок. Большинство проектов достигло своего потолка для тех выставочных площадок, на которых они проводятся. Инфраструктура этих площадок не позволяет вывести выставки на новый качественный уровень.

Естественное старение некоторых выставок требует ввода новых тем, которые тут же копируются конкурентами, а в силу регионального характера и не очень крупного масштаба большинства проектов, не редки случаи, когда на выставку собирают по 20–30 компаний, что ведет к дискредитации темы в глазах участников. Для иногородних компаний это равносильно дискредитации региона в целом: фирма, неудачно поучаствовавшая в мини-выставке одного оператора, создает у себя стереотип регионального выставочного рынка со всеми вытекающими последствиями.

Если попробовать подвести обобщенные итоги деятельности ведущих выставочных организаций  Свердловской области в 2003 году, можно отметить следующие ключевые моменты.

1. Выросло общее число проектов, хотя объективно это является простым следствием дробления ранее существовавших выставок на подтемы. Формально по сравнению с 2002 г. число выставок выросло на 39%, хотя  календарное число мероприятий осталось практически тем же.

2. Посещаемость выставочных мероприятий увеличилась на 45,5%. Здесь необходимо отметить, что данные, приведенные по посетителям в таблице, являются отражением информации, поданной самими организаторами выставок в Министерство экономики области. По нашим оценкам ряд операторов явно завышают эти показатели.

3. Число экспонентов выросло только на 18,5%, что свидетельствует о постепенном насыщении рынка выставочных услуг – по ряду тематик социально-бытовой направленности предложение на рынке выставочных услуг Свердловской области уже превышает спрос (мебельная и строительная тематика, выставки по охране труда).

4. Выставочный календарь 2003 г., состоящий из 139 выставок, все ведущие операторы выполнили в полном объеме. Отменены лишь три выставки потребительской направленности, но  дополнительно были организованы пять специализированных выставок другой тематики. Рекордсменами по количеству проведенных выставок остаются «Уральские выставки-2000» (54 выставки) и «Уралэкспоцентр» (36 выставок). На третье место по количеству проведенных мероприятий вышел «КОСК «Россия», которые организовал 20 выставочно-ярмарочных мероприятий.

В целом, более ста сорока проведенных выставочных мероприятий собрали свыше 9 тысяч участников со всей России, из дальнего и ближнего зарубежья, и привлекли, по оценке устроителей, более 755 тысяч посетителей.

В структуре выставочных мероприятий в 2003 г. преобладали выставки промышленной тематики (54% от общего числа выставок). Кроме того, количество посетителей в расчете на одну выставку промышленной тематики в среднем было больше, чем на одну выставку социально-бытовой направленности.

В настоящее время отмечается устойчивый рост числа специализированных выставок – в 2003 г. их доля составила более 80% от общего числа и выросла на 20% по сравнению с 2002 г. По размерам экспозиционной площади лидируют выставки по сельскому хозяйству, строительству, продуктам питания, детским товарам. Выросла площадь нетто у выставок по следующим темам: металлургия, оборудование и машиностроение, спорт, издательство, полиграфия, строительство и мебель, деревообработка, охрана труда.

Среди участников на выставках в 2003 г. по-прежнему преобладали предприятия уральского региона, представительство которых на каждой выставке составляло от 50 до 80%. Однако по сравнению с 2002 г. их доля снизилась в среднем на 10,7 процентных пункта. Увеличилось число экспонентов из других субъектов Российской Федерации – в среднем 35,6% от их общего количества. Доля участников из других государств в 2003 г. снизилась в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Стоит признать, что инвестиционная привлекательность области остается весьма неоцененной. Таким образом, падение числа участников из других государств является следствием общего состояния инвестиционного климата,  хотя здесь присутствуют и внутренние проблемы самих организаторов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004