КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ

 

Опыт Пермской ТПП по организации российского участия в выставках за рубежом

 

 

Участие пермских предприятий в зарубежных выставках и деловых поездках мы готовим с 1992 г. Как правило, делегации включают от 10 до 20 предприятий. Поездки организуются примерно 4-5 раз в год. В последнее время наибольшую актуальность приобретают республики СНГ, хотя значение других стран мира тоже остается высоким.

Раньше, когда мы начинали эту работу, выезжали с большими стендами, в основном, на универсальные выставки, серьезно работали с представителями предприятий, проводили семинары, чтобы они набирались опыта.

Сегодня большими коллективными стендами на универсальные выставки мы почти не выезжаем. Просто отпала необходимость. Во-первых, предприятия сами научились достойно работать за рубежом. Во-вторых, универсальные выставки практически потеряли значимость, поскольку эффективность работы на специализированных выставках гораздо выше.

Продолжается работа по организации участия в строительных выставках. Помимо этого, для предприятий области наиболее привлекательны зарубежные выставки по направлениям: машиностроение и металлургия. Что касается остальных поездок, то в основном, мы организуем бизнес-встречи, биржи контактов в торгово-промышленных палатах и посещение выставок.

Опыт показал, что если в этом случае есть информационный стенд, то повышается эффективность работы – появляется возможность контактов. Мы печатаем каталоги продукции пермских предприятий, с которой посетителей может познакомить и сам производитель, и ответственный сотрудник палаты, работающий на стенде, он же, при необходимости,  и устроит встречу.

Мы самым активным образом сотрудничаем с «Пермской ярмаркой». На выставках в Перми всегда имеем свой стенд, помогаем в наборе экспонентов. Представители выставочного центра не только входят в состав делегаций на зарубежных выставках,  но и часто передают нам полномочия представлять свои интересы. Сейчас готовится новый проект по объединению усилий, будем готовить общий стенд области. 

Каждый должен заниматься своим делом. Многие предприятия гораздо опытнее нас, не говоря уже о специалистах «Пермской ярмарки». Именно они должны заниматься организацией стендов. Наше дело – обеспечить необходимую деловую программу: бизнес-контакты, встречи и переговоры.

В ближайших планах Пермской ТПП: формирование группы для поездки на экологическую выставку в Лейпциге. Возможно, поедем на «Экономический форум» в Майнц и на «Лейпцигскую выставку». Готовимся к поездке в Японию на «ЭКСПО-2005».  

Нужна ли координация? Вопрос открыт. Восемь лет назад, в 1996 г. мы с президентом Пермской ТПП выходили в ТПП РФ и  прошли там все инстанции, просили, чтобы палата взяла на себя руководство координацией участия российских предприятий в выставках за границей.

Мы тогда активно работали на выставках в Пловдиве, имели стенды по 140 кв. м, причем были там практически одни из России, не считая 1-2 предприятий из других регионов.

Сегодня ситуация изменилась. Департамент выставочной деятельности ТПП РФ действует очень активно.  Особенно хотелось бы отметить роль представителей ТПП РФ за рубежом – они всегда помогают нам. Всем, кто впервые выезжает за рубеж и не имеет опыта, советую использовать возможности наших представителей в полной мере. Мы отказов не получали.

Большую помощь оказывают некоторые специализированные фирмы, в частности, «Негус Экспо Интернешнл» – они вывозят до 300 человек в год на выставки в такие «сложные» страны, как Ливия, Сирия и т.д.

Тем не менее, часто с зарубежными выставочными центрами по скидкам гораздо легче договориться, чем с нашими, российскими. Так, «Ганноверская ярмарка» предоставляет Пермской области льготные условия, и нам гораздо дешевле участвовать отдельно, чем вместе с общей российской экспозицией. Характерный пример: на выставке подержанного оборудования «Resale» в Германии нам третий год подряд дают бесплатный стенд площадью 15 кв. м.

Опыт накоплен, и сегодня мы можем дать рекомендации палатам, начинающим свою выставочную деятельность. Главное: к поездкам надо готовиться очень серьезно, как минимум за три – четыре месяца. И предприятия это должны знать, иначе эффективной работы на выставке не получится.

Работа, как известно,  делится на три периода: довыставочная, во время выставки и после нее. И только по итогам всех трех этапов можно судить о результативности выставки.  Кстати, отрицательный результат – тоже результат. В свое время представители наших металлургических предприятий ездили в Ливию, участвовали в выставке, поняли, что их продукция не может быть востребована, поскольку себестоимость ее гораздо выше, чем у конкурентов. Приехали и сказали: «Мы съездили с абсолютным результатом. Поняли, что нам надо либо снижать затраты, либо вообще оставить этот регион в покое».

Нужны ли решения на федеральном уровне? Сегодня нам требуются общенациональные экспозиции на крупных международных выставках. При этом, если уж мы называем стенд Российским, надо, чтобы там не просто предприятия выстраивались рядышком, стенка о стенку. Надо вкладывать деньги, делать единую экспозицию – в общем стиле, серьезную и солидную.

Если каждое предприятие берет по 10 кв. м, и вся экспозиция – 50 кв. м, не надо это называть «российским стендом», лучше не позориться. Время «посудных лавок» ушло безвозвратно. Если уж делать, то – павильон или половину павильона, как другие страны. Необходимы затраты, существенно превышающие суммы, выделяемые государством.

Конечно, ни предприятия, ни торгово-промышленные палаты в стороне не останутся, но все-таки речь идет об имидже и авторитете России. Надо выглядеть достойно.

 

Е.А. Миронова

вице-президент Пермской ТПП

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004