Современные тенденции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации

(оценка и проблемы с точки зрения выставочного сообщества)

 

С.П. Алексеев,

генеральный директор
ОАО «ЛЕНЭКСПО»,
Санкт-Петербург, президент Международного Союза выставок
и ярмарок (МСВЯ),
член Совета директоров
Международной ассоциации  выставочной  индустрии (UFI)

 

Сегодня мы подводим итоги работы всей выставочной отрасли за 2003 г. Мне хотелось бы дать обзор ситуации в России, рассказать о деятельности МСВЯ и о предложениях по дальнейшей работе.

Выставочная деятельность в России в настоящее время является не только ярко выраженным сегментом общего рынка, но и самостоятельной отраслью экономики. У нас динамично развивается современная выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу и профессиональные кадры.

Растет количество специализированных выставок, способствующих развитию инновационных процессов, повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке, привлечению инвестиций для российских проектов.

Постепенно осуществляется переход от выставок товаров к выставкам, демонстрирующим внутриотраслевые и внешнеэкономические взаимосвязи. Все больше мы уходим от торговли и приходим к профессиональным специализированным выставкам, где общается бизнес с бизнесом, бизнес со своими заказчиками, как это происходит везде в мире. Это основные тенденции на нашем рынке.

В прошлом году членами МСВЯ было проведено 1405 выставок и ярмарок. Выставочной площади было продано 2 млн 16 тыс. кв. м. Участников было около 145 000 из 129 стран. Официальный годовой оборот (есть разные суждения, но мы ориентируемся на те данные, которые нам предоставляют) – 206 млн долл.

Международный Союз выставок и ярмарок (МСВЯ) – организация, объединяющая профессиональных участников выставочной отрасли. В настоящее время в МСВЯ 79 членов, в том числе 70 – из России. Штаб-квартира находится в Нижнем Новгороде. Таким образом, члены Союза располагаются на всей территории России от Калининграда и Санкт-Петербурга на северо-западе до Владивостока на востоке и Сочи на юге.

Мы давно ведем добровольную сертификацию выставок компаний – членов МСВЯ.

Сегодня Знак МСВЯ имеет 161 выставка, организуют которые 39 компаний – членов нашего Союза. Аудит параметров заявленных мероприятий перед присвоением Знака проводят наши специалисты.

Мне очень приятно, что у нас сегодня есть 39 российских выставок – членов UFI. Я хочу сказать, что на последнем заседании Совета директоров UFI (я имею честь быть его членом) было предложено, учитывая представительность российской секции, увеличить число квото-мест России в этом Совете. В настоящее время из 50 членов Совета двое – из России (от «Ленэкспо» и от «Экспоцентра»). Я думаю, что на очередном Конгрессе UFI этот вопрос будет решен. В прошлом году у нас в действительные члены UFI были приняты компании «Кузбасская ярмарка» и «Росинэкс». И «Экспоконста» в члены – партнеры выставочного бизнеса.

Ситуация в целом по стране. В России работают около 250 организаторов, которые проводят примерно 2500 выставок, застраивают около 3 млн кв. м, привлекают более 200 тысяч участников.

Больше половины выставочной площади нетто продается в Москве. В выставках Центрального федерального округа участвует около 50% российских экспонентов и около 75% от общего количества иностранных. На графиках показано также распределение выставочной площади нетто по регионам и городам.

Очень важный и самый больной вопрос – материальная база выставочной деятельности.

В регионах России выставки проводятся в основном в неприспособленных местах и помещениях.

Но с гордостью можно назвать следующие профессиональные выставочные центры России:

 

Всероссийский выставочный центр (Москва) – 108 500 кв. м;

«Экспоцентр» (Москва) – 81 000 кв. м;

«Крокус Экспо» (Москва) – 43 900 кв. м;

«Ленэкспо» (Санкт-Петербург) – 25 000 кв. м;

«Межрегиональный торгово-выставочный центр» (Чебоксары) – 14 300 кв. м;

«Нижегородская ярмарка» (Нижний Новгород) – 7500 кв. м;

«Казанская ярмарка» (Казань) – 6700 кв. м;

«Пермская ярмарка» (Пермь) – 5000 кв. м;

«Сибэкспоцентр» (Иркутск) – 4500 кв. м;

«Экспо-Волга» (Самара) – 4000 кв. м.

 

В настоящее время строится еще несколько выставочных центров. К нам в Союз приходит много запросов на получение методических рекомендаций по строительству. В конце апреля прошел семинар UFI в Австрии, на котором рассматривались основные требования к современному выставочному комплексу. По результатам семинара нами будут изданы методические материалы. Основное – соблюдение следующих условий: обеспечение максимума удобств участникам и посетителям выставок, высококачественный сервис (транспорт, таможня, застройка стендов и т. д.).

Нельзя не сказать о крупнейших зарубежных игроках на российском выставочном рынке. В настоящее время их деятельность никак не регламентируется. Это отдельный разговор, иногда не совсем простой. Все это надо учитывать, когда мы будем принимать федеральный закон о выставочной деятельности.

Уже долгое время мы говорим об отсутствии координации, в том числе со стороны Правительства и региональных Администраций, большое количество выставок одинаковой тематики проводится зачастую в одном городе. Особенно актуальна эта проблема для Москвы.

Другие важнейшие проблемы нашей отрасли, о которых не было сказано: некорректная конкуренция и большое количество непрофессиональных фирм-организаторов, отсутствие единых стандартов выставочно-ярмарочной деятельности (законы, правила, терминология), низкая эффективность ряда выставочных мероприятий из-за недостаточного привлечения посетителей-специалистов.

Отдельно надо отметить вопросы таможни. Буквально месяц назад у нас прошло заседание Консультационного совета при ГТК, и сейчас уже подготовлен приказ ГТК по таможенному оформлению и таможенному контролю выставочных грузов. Нам нужно пожелать, чтобы как можно скорее этот приказ был подписан, поскольку это здорово облегчит нашу работу. В настоящее время мы испытываем колоссальные трудности в этой области.

Учет статистики выставочных мероприятий в МСВЯ мы ведем несколько лет. Однако до сих пор в России практически не проводится независимый аудит статистических сведений. Можно привести только единичные примеры. На это надо обратить особое внимание.

В области подготовки кадров работа начата и активно проводится по многим направлениям, создается система обучения специалистов-выставочников.

И самое главное. Нельзя забывать, что выставки – это мощный инструмент развития экономики регионов. Мне кажется, в Минэкономразвития РФ и ТПП РФ должны это учитывать.

Наша задача – обеспечить решение проблем выставочной отрасли через взаимодействие с:

Правительством Российской Федерации

Министерствами и государственными структурами

Региональными органами власти

Торгово-промышленной палатой РФ

Региональными торгово-промышленными палатами

Профессиональными отраслевыми ассоциациями и союзами

 

 

 


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004