Выставочные комплексы – объекты стратегического значения

 

Глобализация – ключевое понятие, определяющее правила игры в мировой экономике и, соответственно, в мировом выставочном бизнесе. Англичане делают свои выставки в Германии, немцы начали осваивать США, те уже давно работают в Китае. В последнее время и те, и другие, и третьи дружно повернули свои головы в сторону России.

Мы много говорим об этом на многочисленных заседаниях и собраниях, в средствах массовой информации. Дискуссии на эту тему вызваны обеспокоенностью по поводу будущего наших выставок и наших компаний, которым действительно трудно конкурировать с мировыми операторами. Ведь оборот некоторых из них больше, чем всего российского выставочного бизнеса, вместе взятого.

С другой стороны, и это факт, приход лучших мировых выставок может принести ощутимую пользу экономике России и отечественным предприятиям. Но – действительно лучших. Поэтому как позиция смотреть «сквозь пальцы» на экспансию западных компаний, так и намерение упорно с ними бороться, не только не соответствуют духу времени, но даже являются вредными и направлены вразрез с интересами страны.

Очень жаль, что иногда под маской «борьбы с экспансией» скрывается личный коммерческий интерес того или иного выставочника, который под свои же крики и лозунги за спиной у коллег заключает договоры о сотрудничестве с «интервентами». Тем более, что существует другая, более реальная угроза нашему бизнесу. Контроль над нашей отраслью действительно может перейти в руки иностранцев, если мы допустим иностранный капитал к ключевому, определяющему стратегическому элементу выставочного бизнеса – к контролю над выставочными комплексами. 

Представляете, что произойдет, если контрольным пакетом, например, ВВЦ завладеет французская или английская компания, а «Экспоцентр» станет принадлежать немецкому или американскому холдингу? Можно допустить, чтобы иностранные операторы участвовали в финансировании выставочных площадок или отдельных павильонов. Но
необходимо определить черту,  которую переходить нельзя. Черта эта – возможность распоряжаться выставочными комплексами, или, проще говоря, приобретение контрольного пакета на собственность или доверительное управление. Особое значение в этом случае приобретает содержание инвестиционного контракта.

Формулировка «выставки – объекты стратегического значения» мне кажется абсолютно уместной. Ни у одного субъекта нашего выставочного рынка нет средств для строительства выставочного комплекса, достойного, к примеру, Москвы. Кроме одного. И субъект этот – государство. Тем более, что государству развитие выставочного бизнеса наиболее выгодно – выставки оживляют экономику, осуществляют загрузку инфраструктуры, дают людям работу, науке – новые импульсы, а бизнесу открывают новые рынки.

Мы постоянно слышим, что не хватает денег. Не хватает на одно, другое, третье. Не хватает на стариков и детей. С точки зрения государственной (или муниципальной, что по существу – одно и то же), выставки не менее важны, чем социальные программы. Продолжаем же мы строить дороги и разрабатывать полезные ископаемые в самые трудные для страны времена. Потому что это – вложение в будущее, обеспечение достойной жизни наших детей и оправдание существования предыдущих поколений. Выставки – это те же самые дороги/тропинки развития отдельных отраслей и экономики в целом. Выставки – рычаг эффективного продвижения продукции и услуг, важнейший инструмент формирования экономической и промышленной политики государства. Инструмент не единственный, но уникальный по эффективности и комплексности воздействия.

Конечно, мир не рухнет, если в Москве еще десяток лет не появится своего 200-тысячника. Но Москва задыхается от нехватки выставочных площадей, причем любых, а тем более – качественных. Не знаю, как в итоге договорятся федеральные и муниципальные чиновники по распределению влияния на ВВЦ, – главное, чтобы на его территории все-таки был построен выставочный комплекс, и он оставался под контролем государства, сохранив статус главной выставочной площадки страны не только по названию, но и по существу.

Крепость цепи определяется крепостью его самого слабого звена. Самое слабое звено в выставочном бизнесе – нехватка современных площадей. Если государство или Правительство Москвы не хотят потерять свои позиции в выставочной сфере или отдать их на откуп крупным иностранным сетевым операторам, они должны понять, что выставочной индустрии, как любой другой отрасли, нужны инвестиции и порядок. И медлить с этим нельзя. Определение места и роли выставок в промышленной политике страны, в развитии отраслевых и региональных рынков, совершенствование выставочной инфраструктуры – первоочередные задачи, требующие безотлагательного решения.


Игорь Филоненко,
генеральный директор
компании «Защита ЭКСПО»

 


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004