Нельзя принимать ошибочные решения...


От редакции: Найденов Игорь Алексеевич – генеральный директор компании ЗАО «ПИК Максима», одной из самых успешно и динамично развивающихся выставочных компаний, работающей на выставочном рынке России уже более десяти лет. За это время пройден путь от небольших выставок на территории ВВЦ  до мероприятий международного уровня, признанных УФИ. Место проведения выставок периодически менялось – ВВЦ, «Манеж», СК «Олимпийский», Гостиный двор, «Экспоцентр»… Количество мероприятий в плане 2004 года – 15.

В начале выставочной карьеры – с 1982  по 1989 год работал  зав. группой выставок  НАМИ (Минавтопрома СССР), в 1990 году - директором первой международной выставки компьютерных технологий «Комтек» (организатор – американская компания «Комтек Интернэшнл» и «Крокус Интернэшнл»), а в 1992??? году в должности первого заместителя директора ВВЦ.  Знает выставочный бизнес изнутри  и имеет большой опыт общения с представителями властных структур любого уровня.

Характер, мягко говоря, сложный. Имеет твердые убеждения и предлагает пути решения многих проблем отрасли. 

 

Разговор в редакции  – о начавшейся под руководством Правительства Москвы работе над программой «Москва выставочная» и о конкретных трудностях, встретившихся на пути ЗАО «ПИК Максима»

 

О материально-технической базе

– Игорь Алексеевич! Какую проблему Вы считаете самой важной для нашей отрасли?

– Вопрос №1 сегодня – о материально-технической базе выставочного бизнеса. Вопрос №2 – деловая этика и отношения между участниками рынка. Как известно, на выставочном рынке работают мелкие и крупные организаторы выставок, а также владельцы площадей. Не всегда отношения складываются безоблачно. Пример того же Ростова-на-Дону… Организация «Вертол-Экспо» (бывшая «Роствертол») владеет единственным в городе специализированным выставочным центром, созданным в 1997 году на базе цеха вертолетного завода. Недавно был построен еще небольшой павильон. Общая закрытая площадь  (брутто) – около 4 тыс. кв. м. В течение нескольких лет там проводили выставки основные выставочные фирмы, работающие в Ростове-на-Дону. А не так давно руководство «Вертол-Экспо» стало отказывать в аренде площади местным (и не только местным – мы тоже обращались) компаниям. Стали сами проводить мероприятия по тематикам проходивших у них гостевых выставок. А альтернативы по площади в городе практически нет. Есть Дворец спорта, в котором 70% времени должны проходить спортивные мероприятия, и остаются только маленькие «окошки». Кроме того, он плохо приспособлен для проведения выставок. В Ростове-на-Дону и раньше была дикая конкуренция (там работает девять компаний). А сейчас ситуация создалась критическая.

Второй пример. Мы проводили совместно с Минсельхозом РФ и Правительством Москвы на территории ВВЦ в течение пяти лет российскую агропромышленную выставку «Золотая осень». В 99-м году мы разработали концепцию проведения в Москве «Российской Агропромышленной недели» (по аналогии с «Зеленой неделей», проходящей в Берлине). Этот проект был поддержан Правительством России. За пять лет нам удалось совместно с партнерами организовать крупнейшую в Восточной Европе агропромышленную экспозицию и международный форум (в 2003 году количество экспонентов превысило 2000 на экспозиционной площади (нетто) около 16 тыс. кв. м). ВВЦ оказывало содействие и выступало в роли арендодателя выставочных площадей. После того как проект был «раскручен», у руководства ВВЦ возникло желание проводить это мероприятие самостоятельно без нашей компании. Было организовано письмо мэра Москвы Ю.М. Лужкова министру сельского хозяйства РФ. Подключилось министерство сельского хозяйства и другие ведомства, Правительство Москвы и т.д.

И началась необъявленная война...

Похожие вещи происходят и на других выставочных площадках, где владелец комплекса является монополистом. В «Экспоцентре» только недавно стали сдавать площадь в аренду российским компаниям – организаторам выставок, до этого доминировали иностранные фирмы. Это к вопросу этики в отношениях между владельцем комплекса – арендодателем и арендатором – компанией, проводящей выставки.

У нас колоссальный дефицит специализированных выставочных площадей, особенно в регионах. В Москве, казалось бы, многообразие и широкая палитра – ВВЦ, «Сокольники», СК «Олимпийский», «Царев Сад», «Экспоцентр», был Манеж… Недавно построен ВЦ «Крокус Экспо»…

Но при желании организовать новую выставку в подходящие сроки очень трудно, практически невозможно найти свободную площадь. Мы столкнулись с такой проблемой. Наша компания решила провести классическую международную выставку по мехам (не ярмарку-распродажу). Перед тем, как прийти к такому решению, мы много лет этим вопросом серьезно занимались. С 1998 года мы организуем международные выставки-ярмарки «Меха России». Были проведены переговоры с Российским пушно-меховым союзом, с организаторами крупнейшей в мире Миланской меховой выставки, с Европейской федерацией меховой индустрии. Ведущие международные мероприятия по этой тематике проходят в Гонконге, во Франкфурте, в Милане. Россия сегодня является крупнейшим рынком потребителей меховой одежды, поэтому эта тематика для нас перспективна. Начинаем смотреть – нет свободного выставочного времени в Москве в необходимые нам сроки – в апреле (между выставками во Франкфурте и в Милане).

Сегодня происходит сдерживание развития нашей отрасли из-за отсутствия современных выставочных площадей.

Открытие недавно построенного в Подмосковье Выставочного Центра «Крокус Экспо» представляет собой безусловно важный этап развития выставочного рынка в московском регионе. Благодаря этому частично снизилась нагрузка в «Экспоцентре». Участники рынка получили возможность использовать дополнительные площади, что не плохо для развития бизнеса. Но в управлении выставочным центром не участвуют ни ТПП РФ, ни Московская выставочная гильдия, ни ТПП Московской области. И соответственно этот проект нужно рассматривать, как чисто коммерческий корпоративный проект одной компании. Сегодня владелец диктует такие условия, через какое-то время может установить другие. И я допускаю теоретически, что история Ростова-на-Дону может повториться

 

– Вы хотите сказать, что комплекс должен находиться в федеральной собственности?

– Я не думаю, что в условиях рынка и специфики развития нашего бизнеса выставочный центр должен быть обязательно государственным. Конечно, стране нужен центральный современный комплекс, который отвечал бы насущным потребностям Москвы и Московского региона.

Комплекс должен обеспечивать возможность проведения выставок европейского и всемирного уровня и иметь возможность дальнейшего развития. Он не может быть зажатым со всех сторон как «Экспоцентр» на Красной Пресне («Сити», набережная, парк и жилые дома) или ВВЦ.               

И мое глубокое убеждение – этот комплекс не должен быть в черте города.

 

– Каким должен быть вид собственности?

– Конечно, акционерный капитал. Это должны быть и стратегические инвесторы, и крупные игроки на выставочном рынке в Москве. Торгово-промышленные палаты России, Москвы и московской области также должны принимать участие в проекте. Присутствие ТПП в какой-то степени стабилизирует ситуацию. Когда управлением комплекса занимается одна компания, то это корпоративный подход к проблеме, а рынок сегодня диктует более демократические и либеральные условия. Торгово-промышленные палаты могли бы быть здесь инструментом, учитывающим интересы всех – и арендаторов, и арендодателей, и власти.

В Германии, например, акционерами крупнейших выставочных комплексов являются Правительства Федеральных Земель, бургомистры и местные торгово-промышленные палаты. Я не думаю, что Правительство Москвы или Администрация Московской области должны быть в числе акционеров. Правительству важно создать инфраструктуру и условия для развития бизнеса и получать доходы через налоги и создание рабочих мест.

 

— В проекте Постановления Правительства Москвы по результатам обсуждения выставочной деятельности в Москве говорится о необходимости строительства в Москве выставочного комплекса площадью 600-700 тыс. кв.м. Как Вы к этому относитесь?

— Это непрофессиональный подход. Я считаю, что это ошибка, никто не производил оценку. Решили как в недавнем советском прошлом – в Ганновере 600-700 тыс. кв.м, а мы догоним и перегоним. Выставочный комплекс такой площадью для Москвы не будет востребован в ближайшие годы. В течение пяти лет достаточна площадь нового современного выставочного центра 200 тыс. кв.м. И должна быть зарезервирована земля, чтобы через 10-15 лет построить еще, к примеру, 150 тыс. кв.м.

Выставочная площадь – это дорогое удовольствие, каждый день требует затрат. Обслуживающий персонал, инженерные сети, аренда земли и т.д. Деньги, потраченные на строительство, никогда не вернутся. Это будут зарытые в землю инвестиции. Поэтому еще вопрос – кто профинансирует, кто будет нести ответственность, кто будет проценты по кредиту платить?

Руководитель «Москомархитектуры» говорил на Заседании Правительства Москвы: «Я не знал, что есть потребность, мы бы разработали задание на строительство нового выставочного центра и т.д.» Ну, что значит, он не знал? Вопрос о строительстве нового выставочного центра в нашем городе обсуждался в 99-м году на Заседании Правительства Москвы. Я в его присутствии докладывал разработанный нами проект международного выставочного комплекса «Шереметьево». «Москомархитектурой» была предложена земля для осуществления строительства.

 

– А сейчас вопрос об этом снят?

– Впоследствии Правительство Москвы приняло решение не строить новый комплекс, а поддерживать ВВЦ, и проект был отклонен. Земля была тут же роздана под застройку жилья, под проект Формулы-1, под гольф-поля, кантри-клубы и т.д.

Когда начали строить «Сити», никто не думал об «Экспоцентре». Можно было бы выделить десяток гектаров единственному нашему выставочному комплексу мирового уровня под 2-3 новых павильона и под автостоянку. Не выделили, а рядом расположенный бассейн отдали под строительство торгового центра.

Сейчас город должен серьезно и комплексно подойти к разработке программы «Москва выставочная», нельзя принимать скоропалительных и ошибочных решений.

По-моему, указанное в вышеупомянутом проекте Постановления Правительства Москвы место (перед центральным входом) для строительства нового комплекса на ВВЦ выбрано не удачно. В случае осуществления принятого варианта будет перекрыт великолепный традиционной вид на парковую и рекреационную зоны, изменится весь облик Всероссийского Выставочного Центра. Другой будет архитектура этой части города, любимого места москвичей.

Государство и выставочный бизнес сегодня у нас слабо взаимодействуют. Все говорят о поддержке, а серьезно выставками никто не занимается ни в городе, ни в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему.

 

О координации

— Что можно сказать о координации выставочной деятельности?

– Координации у нас нет, несмотря на существование Московского городского Координационного совета, Гильдии выставочных организаций при МТПП, Торгово-промышленной палаты РФ. Кто этим должен заниматься в нашем городе? Наверное – Гильдия и Правительство Москвы. Гильдия должна быть неким регулирующим, координирующим органом по тематике, по плану.

Ведь единого московского городского плана нет. Составляется перечень мероприятий, которые проводятся под патронатом Правительства Москвы. Чтобы получить поддержку и попасть в этот список, выставочная компания должна обратиться в соответствующий отраслевой департамент Правительства Москвы с заявкой, ее рассматривают, в случае положительного решения передают в Координационный совет. Там включают выставку в общий список, который потом утверждается на заседании. Но при этом в список могут попасть 3-4 конкурирующие выставки.

Есть в масштабах России патронат ТПП РФ. Это не плохо. Но на координацию все это мало похоже.

Участнику рынка, особенно не владеющему площадями, нужны равные условия с владельцами комплексов. Вот равных условий сегодня нет. Все основано на личных связях. И особенно это относится даже не к средним компаниям, а к мелким, которые не могут пробиться. И вот они начинают проводить выставки где-то в холлах, конгресс-залах, в неприспособленных помещениях.

Я считаю, что у нашей Гильдии сегодня не достаточно сил, чтобы этот вопрос поднять. Сегодня Гильдия, при всем моем уважении, это – совещательный орган основных участников рынка. Мы ни один острый вопрос ни на Гильдии, ни на Совете Гильдии не решили, и его практически не поднимали. Да, мы говорим о системе сертификации, аттестации, независимом аудите, о статистике, мы говорим о повышении квалификации. Это все аспекты и важные составляющие нашей выставочной жизни – нужен ли закон, положение, система награждения, дипломы, знаки почета и пр. Но есть насущные вопросы.

Хочется отметить, что за последние несколько лет и ТПП РФ, и Московская торгово-промышленная палата (Московская пораньше, Российская – со сменой президента) стали занимать достойное место в бизнес-сообществе, особенно в части выставочных дел. Хотелось бы, чтобы система торгово-промышленных палат, особенно в регионах, играла роль, если не арбитра, то фактора, объединяющего бизнесменов и отстаивающего их интересы среди органов власти. И ТПП РФ и территориальные палаты не должны быть конкурентами в бизнесе своим членам.

В координации областные и городские администрации и ТПП на местах должны играть важную роль. В Ростове-на-Дону, Краснодаре и других городах очень многие выставочные компании обращаются в областные администрации и в отраслевые министерства с просьбой о поддержке и т.д. Учитывая это, можно выходить на формирование общего сводного плана, разнося по времени конкурентов. «Хотите быть с нами, работайте тогда вот по таким правилам. Но рынок есть рынок. Не хотите к нам – проводите во Дворце спорта или где-то хоть каждый день такую же выставку, только ни губернатор, ни министр не придет туда, и соответственно не будет рекомендации по участию в этих выставках». Вот эта организационная поддержка и информационная поддержка местных администраций и торгово-промышленных палат может быть неким инструментом формирования цивилизованного календаря и разнесенного по времени плана выставочных мероприятий.

 

О национальном выставочном рынке

— Национальный выставочный рынок нуждается в защите?

– Я многие годы говорю и абсолютно убежден в том, что организатором международных выставок в России, так же как и владельцем площадей может быть только национальная компания. Зарубежные выставочные компании имеют право участвовать в этом процессе, формируя коллективные национальные экспозиции либо выступая партнерами российского организатора на определенных условиях – в качестве коллективного организатора, агента и как угодно. Мы сегодня в неравных условиях – российские организаторы и иностранные компании. Зарубежные организаторы, делая международную выставку в Москве, объявляя ее по ряду крупных промышленно-развитых стран, добиваются серьезных субсидий для национальных коллективных организаторов через свои институты поддержки экспорта (есть у них такие). Таким образом, себестоимость площади и услуг для зарубежных компаний получается ниже, чем для российского участника или организатора.

Запретить нельзя, но можно этот процесс регулировать через владельца площадей, опять же через Координационный Совет, через Гильдию, введением каких-то квот... Допустим, некая новая зарубежная компания «Z» выражает желание организовать в Москве выставку по строительству. Пожалуйста – есть строительная выставка в «Экспоцентре» или в «Сокольниках». Возьмите и сформируйте свой раздел.

Необходимо защищать свой национальный рынок. В Европе и в мире выставочный бизнес развивается уже 50 – 70 лет. А частному выставочному бизнесу в России не более 13 лет. И из них надо вычесть годы экономического упадка и кризиса. И тогда остается временной отрезок до 5-ти лет. 50 и 5 лет – разница огромная, в 10 раз. Запретить мы не можем, но мы должны через взаимоотношения с национальными ассоциациями, отраслевыми союзами, ТПП, владельцами выставочных площадей, администрациями городов, областей и регионов добиться того, чтобы все понимали: поддерживать на всех уровнях – и министру и вице-премьеру и премьеру – надо в первую очередь выставки, которые делают национальные отечественные организаторы.

В Италии действует закон о выставочной деятельности. Там четко записано – кто может организовать выставку, когда следует подать заявку в Министерство промышленности и т.д. Существует специальный комитет, который рассматривает, дает разрешение на проведение мероприятия.

Нужно выработать какие-то определенные правила. На каком уровне и как принять – не знаю. Наверное, это должны быть, скорее всего, региональные, если не законы, то нормативные акты, определенные правила и механизмы.

Однако, ситуация сегодня мне кажется более спокойной, чем была 5-6 лет назад. Я абсолютно уверен, если ничего не предпринимать, то в течение двух-трех лет все иностранные компании, которые работали на нашем рынке, постепенно уйдут с рынка или перейдут на вторые роли.

В чем наши преимущества как российского организатора? Когда мы начинали программу химических выставок, мы обратились в Правительство РФ, было издано соответствующее Распоряжение Правительства, образован на правительственном уровне Оргкомитет, который возглавил заместитель министра. В Оргкомитете работают ведущие ученые, руководители крупных предприятий химической и нефтехимической отрасли, руководители российского Союза химиков, российского химического Общества им. Менделеева и т.д. Мы вместе вырабатываем тематику, правильно формулируем цели и задачи выставки, и участники через несколько лет понимают это.

И многие представители иностранных компаний, наших экспонентов, говорят: «Мы хотим участвовать там, где больше российских фирм, мы хотим быть в глубине событий, потому что мы пришли на российский рынок, а «междусобойчик» между итальянцами, французами и немцами мы можем получить и на крупнейшей европейской выставке по переработке пластмасс в Дюссельдорфе.

У нас есть возможность правильно расставить акценты, и в то же время дать мотивацию для экспонентов. Поэтому я абсолютно уверен, что у российских организаторов при прочих равных условиях перспектива есть. Мы не говорим даже о дотациях или о какой-либо государственной поддержке. Но мы должны иметь возможность, так же как и они, арендовать самые лучшие площадки в самое лучшее время, а не в межсезонье.

Далеко не у всех наших выставочных компаний есть представительства за рубежом. Но мы можем, если за нами стоит отрасль и национальная ассоциация, добиваться, чтобы национальные разделы на наших выставках комплектовали зарубежные торгово-промышленные палаты или выставочные компании, которые будут получать дотации от своих правительств, являясь у нас коллективными организаторами. По ряду наших выставок такая практика уже есть.

 

– То есть угрозы национальному выставочному бизнесу вы не видите?

Я хочу сказать, что рынок в России развивается, каждые несколько лет ситуация выходит на некий новый уровень. Как в банковском бизнесе, как в розничной торговле, могут прийти крупные зарубежные компании. Но провести крупную мировую выставку сразу они здесь не смогут. Они могут купить какую-нибудь крупную российскую компанию, у которой уже есть «бренды», влить в нее инвестиции или усилить менеджмент, применить определенные Ноу-Хау, использовать свои возможности, опыт и прочее. Таким образом, те проекты, которые были, могут получить новое развитие. В принципе это не плохо, если опыт и инвестиции будут способствовать эффективности выставочного бизнеса. Наверное, это также хорошо, как и привлечение инвестиций в промышленность, в науку, или в какие-то другие секторы экономики.

У нас практически по всем отраслям за эти 13 лет уже сформированы серьезные отраслевые международные выставки. В каких-то мероприятиях – участвует меньше иностранных компаний, в каких-то больше... Но пройдет 2-3 года, ситуация изменится. Если российская экономика будет двигаться вперед стабильно и нормально, иностранные компании захотят на этот рынок попасть, соответственно будет приток и иностранных экспонентов.

А российские фирмы все понимают прекрасно: без участия в международной выставке сегодня невозможно себя представить на рынке в целом. Все идет естественным образом.

Беседу вела С.А. Иванова

 

 

 

 

 


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004