Конкуренция в России будет цивилизованной?

 

Переговоры – надежное решение одного из самых больных вопросов отрасли

 

 

Конкуренция в нашем выставочном бизнесе была всегда, с самых первых его шагов в начале девяностых, и ничего необычного в этом нет. Более того, конкуренция считается двигателем экономики. И вполне справедливо.

Другое дело –  ее формы и методы. И чем оценивать уровень цивилизованности?

Именно этим вопросам была посвящена дискуссия на общем собрании Международного Союза выставок и ярмарок в Санкт-Петербурге в декабре 2004 года. Многим  она запомнится надолго. Мнения выступавших отличались четкостью, образностью, конкретикой приводимых примеров и, в целом, достаточно ясно свидетельствовали о том, что противостояние на выставочном рынке растет не по дням, а по часам.

Разговор, по мнению участников встречи, получился конструктивным. Высказаны реальные предложения по созданию механизма разрулирования спорных ситуаций и придания конкуренции цивилизованного характера.

 

КОНКУРЕНЦИЯ – СТРАШНАЯ И ЗНАКОМАЯ

В подходах к оценке конкуренции исторически сложились два подхода.

С одной стороны, существуют общие законы рынка, полностью соответствующие нынешнему российскому законодательству: все изначально равны, и каждый имеет право в любое время назначать выставку любой тематики и привлекать экспонентов.

В то же время в современном выставочном бизнесе давно приняты и отработаны процедуры согласования выставочных планов, с некоторых пор созданы и действуют «Кодексы профессиональной этики» – и во Всемирной ассоциации выставочной индустрии (УФИ), и в Московской выставочной гильдии, и в МСВЯ.

Разница между двумя подходами очевидна. Первый характерен для рынков новых, формирующихся, неустойчивых или находящихся в стадии очередного передела (после определенного периода спокойствия). Второй – для рынков стабильных, цивилизованных, устоявшихся.

Старейший вопрос отрасли – чем конкуренция недобросовестная отличается от добросовестной? – в выставочном мире сродни извечному гамлетовскому «be or not to be?» (в вольном переводе на русский – «бить или не бить?»).

Тем не менее, ответ на этот извечный вопрос дал С.П. Алек­сеев, президент МСВЯ, генеральный директор ОАО «Ленэкспо»: «Самый явный признак недобросовестной конкуренции – использование готового чужого продукта и наработок. Это –  воровство и дублирование брендов. Когда берут и повторяют готовую тему, в близкие сроки, да еще цену снижают, это нечестно и некорректно». В качестве примера нормальной конкуренции, нужной рынку, он привел две строительные выставки в Санкт-Петербурге. Сроки мероприятий, проводимых «Ленэкспо» и «Прим-экспо», разнесены. Партнеры встречаются, учатся друг у друга,  договариваются по всем спорным вопросам.

По мнению В.В. Табачникова, генерального директора компании «Кузбасская ярмарка», один из основных методов недобросовестной конкуренции – получение преимуществ за счет дезинформации: завышение в официальной статистике количества участников и посетителей, использование для повышения статуса выставки имен видных политических деятелей, присвоение чужих брендов, неправомерные ссылки на патронаж торгово-промышленных палат и даже самовольное «включение» себя в состав МСВЯ.  Именно поэтому вопрос аудита выставочных компаний и отдельных мероприятий стоит так остро.

Сегодня у конкуренции много сторон. Одну из них очень четко обозначил И.А. Найденов, генеральный директор ЗАО «ПИК Максима»: «Тенденция во взаимоотношениях владельцев площадей и организаторов, связанная с ухудшением климата для тех, кто не владеет площадями, очень опасна. Мы не имеем долгосрочных контрактов на площадь. Проводя ежегодно выставку и получая обещание подписать контракт на следующий год, не уверены, что это произойдет на оговоренных условиях и в намеченные сроки.

К вопросу о монополии владельцев площадей и их дочерних фирм, застраивающих экспозиции. Есть выставки, на которых наши экспоненты имеют долгосрочные отношения с какими-то монтажными компаниями. Они работают с ними на разных выставках, в том числе за рубежом. И мы не можем  объяснить экспонентам, что «их монтажников» не пустят на выставку или потребуют за это
дополнительные деньги. Необходимо признать, что это некорректно и найти решение в рамках Союза, рекомендовать владельцам площадей и монополистам-застройщикам пересмотреть подобные решения».

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РЫНКЕ?

В какое время мы живем? Прошла ли эпоха абсолютно свободного (по другому определению – дикого) рынка?

Оценки самых авторитетных выставочников далеки от оптимизма.

«У нас начался передел выставочного рынка, перетаскивание выставочных мероприятий, и мы к этому не готовы, – считает Ю.И. Котов, председатель Правления МТПП, Московской выставочной гильдии и Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. – Все помаленьку жалуются, а решений не принимают. Даже серьезные крупные компании втягиваются в конфликты»

С.П. Алексеев более категоричен: «Самое главное – не допустить коллапса в Москве.   Появляются новые компании, пытаются перетягивать выставки. В мире существует сто тысяч тем, если работать грамотно и нормально, всем хватит. Важно не хватать раскрученную выставку, пытаться перетянуть ее за счет демпинга и пиаровских технологий. Эти факты мы будем осуждать. Ради этого, собственно, наш Союз и существует».

С ним полностью согласен М.Х. Мусаев, генеральный директор ГАО ВВЦ: «Мы говорим, что выставочный рынок будет кардинально меняться, видим, что происходит некий внутренний подрыв, но у нас нет реакции на все это».

На чем основаны столь резкие характеристики?

В качестве примера приводится проведение в 2005 году новых мероприятий «Крокус Экспо», сходных по тематике с традиционными смотрами «Экспоцентра».

Заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо» А.Е. Злотников так комментирует ситуацию: «Крокус Экспо», планируя выставочную программу на 2005 год, не ставил и не ставит своей целью какую-то конфронтацию ведущим выставочным структурам. Мы готовим свои выставки честно и открыто, в соответствии с законами рынка. Что касается цен, считаем, что они должны быть доступными для всех участников – как российских, так и зарубежных. Мы работаем, чтобы максимально полно удовлетворить запросы экспонентов, и пусть они сами выбирают, в каких выставках участвовать. По поводу обвинений, высказываемых в наш адрес, могу добавить: всем нашим менеджерам, привлекающим экспонентов на ту или иную выставку, под страхом увольнения запрещено в любой форме сообщать собеседникам негативную информацию о выставках аналогичной тематики, проводимых другими организаторами.

Мы работаем на выставочном рынке уже не первый десяток лет. В настоящий момент, когда построена первая очередь выставочного центра, а в сентябре будет пущена вторая, а затем и третья, мы стараемся обеспечить наиболее комфортные условия работы для экспонентов, благо уровень технического оснащения, архитектурные решения и пространственные возможности нам в этом помогают.

В этих условиях с нашей стороны было бы неразумно не вернуться к формированию собственной выставочной программы, имея многолетний опыт проведения крупных национальных и международных выставок. И не совсем понятно, почему мы должны спрашивать у кого-то разрешения при выборе тем. Ведь у нас никто из организаторов подобного разрешения не спрашивает.

Мне только хочется добавить, что мы всегда с большим уважением относились и относимся к нашим коллегам, работающим на других выставочных площадках, искренне радуемся их успехам и переживаем за неудачи. Мы являемся самыми рьяными сторонниками укрепления выставочного содружества и всегда готовы к
диалогу.

В.Л. Малькевич, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» на пресс-конференции,  состоявшейся 14 января 2005 года и посвященной итогам работы комплекса в прошлом году, дал иную оценку ситуации. «Огорчают  элементы недобросовестной конкуренции и нарушения профессиональной этики, которые, несмотря на наши приглашения к сотрудничеству, добрососедству и разумному распределению сфер деятельности, проявляются
со стороны «Крокус Экспо», – сказал он. – Тем не менее, скрыть от вас нельзя, что за подписью моего заместителя В.М. Шкуратова направлено письмо всем – и в Международный Союз выставок и ярмарок,
и в Торгово-промышленную палату  России, и в Гильдию выставочно-ярмарочных организаций, где отмечалось, что существуют очень серьезные нарушения
профессиональной этики, когда без согласования, обсуждения и попыток совмест­ного решения проблем сформирована программа «Крокус Экспо» на 2005 год,  где в те же самые точно дни, когда у нас проходит «Мотор Шоу», там идет «Интер­Авто»; когда у нас «Канцэкспо», там –  «Скрепка Экспо»; когда у нас – «Мебель», там – «Мебельный клуб».

Мы и сейчас будем продолжать предпринимать шаги, используя все инструменты, прежде всего – Гильдию выставочно-ярмарочных организаций МТПП, чтобы урегулировать ситуацию. Я оптимист, думаю, что нам удастся решить эти проблемы и бессильные попытки подорвать «Экспоцентр», конечно же, ни к чему не приведут. Но все это очень огорчает, вызывает досаду, тем более, что «Крокус Экспо» является членом Гильдии выставочно-ярмарочных организаций, следовательно, автоматически взял на себе обязательства соблюдать принципы профессиональной этики».

Мнения противоположны. Можно ли привести их к единому знаменателю?

Пока на этот вопрос ответа нет. Остается надеяться, что он будет найден, и чем раньше – тем лучше.

Конечно, приведенный случай – лишь пример, характерный для всего выставочного сообщества России, к тому же, не самый тяжелый. Складывающаяся ситуация, при любых ее оценках, не выходит за рамки основных законов рыночной экономики и действующего в России законодательства – в отличие от многих других случаев, особенно в  регионах, когда дело доходит почти что до криминала.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В отличие от прошлых лет, сегодня выставочное сообщество страны в лице Международного Союза выставок и ярмарок предлагает совершенно конкретный механизм урегулирования противоречий. В чем он заключается?

1. Выполнение требований «Кодекса профессиональной этики» – как бы тривиально это не звучало.

2. Переговоры, согласование позиций. Надо договариваться, тем более, когда речь идет о компаниях, объединенных в один союз. Мнения специалистов отрасли практически единодушны: главный метод разрешения споров – переговоры, личный контакт, желание договориться.

«Существует очень серьезный зарубежный опыт, – говорит Л.В. Говоров, президент МТПП. – Все ассоциации и, тем более, торговые палаты используют так называемые медиа-процедуры для разрешения споров. Люди встречаются, обсуждают спорные вопросы, разбираются. Без таких процедур бесполезно говорить о корпоративном подходе и корпоративной этике. Необходимо формировать процедуры медиа-разбирательств, лишь тогда можно будет диктовать определенные правила игры на рынке».

Говорит И.Л. Прудников, президент компании «Росинэкс», председатель Этического комитета МСВЯ: «Разрабатывая «Кодекс профессиональной этики», и принимая его сначала на уровне Московской выставочной гильдии, а затем и Международного Союза выставок и ярмарок, мы ставили перед собой цель создать базовый документ, определяющий главные правила ведения выставочного бизнеса. Прежде всего, это документ, с которым сверяются собственные мысли и действия. Это документ, дающий возможность по принятым правилам садиться за стол переговоров и вырабатывать цивилизованными методами выход из спорных ситуаций. Мне, как автору этого документа, очень бы не хотелось, чтобы он превращался в инструмент конкурентной борьбы. Сформированный в июне прошлого года Этический комитет видит свою главную задачу не в том, чтобы выявить факт нарушения кодекса и наказать нарушителя. Наша задача – на принципах, изложенных в кодексе, обеспечить диалог сторон. Очень важно, чтобы люди имели возможность быть услышанными,  и не менее важно организовать этот диалог так, чтобы стороны
услышали друг друга. Как показывает опыт рассмотрения спорных вопросов за прошедшие полгода, все споры имеют глубокие корни. Очень важно не уйти
«в разборки», а найти силы для ведения бизнеса добросовестными средствами. Сегодня комитет имеет несколько положительных примеров своей работы, когда при  участии членов комитета удалось посадить людей за стол переговоров». 

Того же мнения придерживается В.В. Табачников: «Самый надежный, цивилизованный способ решения любых вопросов: заинтересованные стороны должны сесть за стол переговоров. Яркий пример такого взаимодействия – недавно заключенный договор о сотрудничестве и партнерстве между ГАО ВВЦ и ЗАО «Экспоцентр». Но сегодня таких договоров уже недостаточно, назрела необходимость полной координации выставочных мероприятий всех выставочников России. В роли координаторов  должны выступать профессионалы: члены МСВЯ, а на более высоком уровне – члены Всемирной ассоциации выставочной индустрии (УФИ). Как  член комитета по этике МСВЯ я высказал предложение, не рассматривать вообще заявление, если два спорящих субъекта – члены Союза не представили в Комитет по этике протокол проведенных переговоров».

Предложение перспективное, серьезное. Но как пойдет его реализация? Формализация процесса приведет лишь к тому, что переговоры состоятся, но с одним-единственным результатом – протоколом разногласий. И участвовать в них будут никак не руководители компаний. Насильно мил не будешь. Если люди не хо­тят договариваться, ни одна встреча, ни за круглым столом, ни за квадратным, ни глаза в глаза, ни нос к носу, ситуации не изменит.  В этом случае спор придется решать комитету по этике.

Последняя, высшая мера защиты, пока, к счастью, декларативная – исключение из выставочного сообщества.

3. Новые конкретные шаги – подписание соглашений о сотрудничестве между отдельными выставочными компаниями. Сегодня мало «не мешать», надо помогать друг другу! Именно в этом заключена суть соглашения между «Ленэкспо» и «Рестэк», ВВЦ и «Экспоцентром». Вот что сказал М.Х. Мусаев, комментируя подписание соглашения «Экспоцентром»: «У каждого комплекса имеются свои интересы. Суть нашего соглашения – работа на основе равенства и партнерства (но не против третьих компаний). В основе соглашения – путь кооперации, объединения и использования взаимного потенциала и возможностей, по которому сегодня идет весь мир. Это дает множественный эффект по сравнению с ситуацией, когда выставочники смотрят друг на друга как дикие конкуренты».

Конкуренция в выставочном бизнесе требует сегодня не просто ставить вопросы, но и давать ответы, по крайней мере – предлагать пути их решения.

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005