«МОСКВА ВЫСТАВОЧНАЯ»: ЧАС НАСТАЛ!

 

Правительство Москвы всегда уделяло самое пристальное внимание развитию выставочной деятельности в столице.
В 1999 году была принята концепция развития выставочного дела в столице. Большое внимание уделялось организации выставок по малому предпринимательству и экспозициям Москвы за рубежом. Новый шаг в выбранном направлении – городская целевая программа «Москва Выставочная». Основным координатором разработки программы является Московская торгово-промышленная палата при самом активном участии Московской выставочной гильдии.

Программа разбита на три этапа и рассчитана на период 2006-2010 годы. Главная заявленная цель программы – формирование современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг и обеспечение ее стабильного и динамичного развития в интересах экономики города.

Каковы ее цели? В чем суть? На вопросы редакции отвечает президент Московской торгово-промышленной палаты  Л.В.Говоров

 

 

–  Леонид Владимирович, каковы основные направления работы?

–  В программе намечены пять основных направлений, пять подпрограмм. Первая, самая важная, связана с развитием материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Задачи здесь ставятся глобальные: сформировать выставочные комплексы, отвечающие самым современным требованиям, обеспечить потребности экономики Москвы в выставочных площадях и создать соответствующую городскую инфраструктуру.

На первом этапе необходимо разработать Генеральную схему развития и размещения выставочно-ярмарочных комплексов и объектов инфраструктуры в Москве на период до 2010 года. Далее в соответствии с Генеральной схемой и собственными инвестиционными программами будут развиваться действующие и строиться новые комплексы и объекты инфраструктуры.

–  Что намечено по отдельным выставочным площадкам?

–  Прежде всего, в программе рассматриваются так называемые базовые комплексы.

 Всероссийский выставочный центр: намечена разработка и реализация проектных предложений по строительству нового выставочного комплекса, включая полнопрофильную инфраструктуру, перед главным входом на территории ГАО ВВЦ (150 тыс. кв. м), а также – модульных и капитальных выставочных павильонов (90 тыс. кв. м). В Отрадном предстоит возвести конгрессный центр на 3000 мест.

ЗАО «Экспоцентр»: запланирована реализация инвестиционной программы по строительству трех новых павильонов №№8,9,10 (общая площадь 45 тыс. кв. м) и капитальному ремонту помещений для новых экспозиций (5 тыс. кв. м); реорганизация занимаемых комплексом и прилегающих к нему территорий для увеличения экспозиционных площадей и объектов инфраструктуры (гаражей, паркингов и т.п.).

КВЦ «Сокольники»: намечено восстановление «Геодезического купола» – пространственной конструкции полусферы из тетраэдров, выстроенной по проекту одного из ведущих американских архитекторов XX века Ричарда Фуллера к первой Национальной выставке США в Москве в 1959 году; реконструкция павильонов №№4,7,11 и подъездных путей.

ОАО «Росстройэкспо»: планируется разработка и реализация проектов реконструкции и строительства новых выставочных объектов (45 тыс. кв. м), включая необходимую инфраструктуру.

Всего на базовых комплексах в настоящее время эксплуатируется примерно 210 тыс. кв.м. Планируется поэтапный ввод в действие 330 тыс. кв. м, в том числе:

  • в 2006 году –  65 тыс. кв. м,

  • в 2007-2008 гг. – 25 тыс. кв. м,

  • в 2009-2010 гг. – 240 тыс. кв. м.

Общая выставочная площадь базовых комплексов к 2010 году составит 540 тыс. кв.м.

 – Сколько Москве нужно выставочных площадей и как определялась эта потребность?

–  Расчеты, проведенные различными способами, дали примерно одинаковый результат: к 2010 году столице суммарно понадобится 780-800 тыс. кв. м выставочных площадей. Методики базировались на статистике и показателях,
связанных с внутренним валовым продуктом, а также на экспертных оценках профессионалов выставочного дела.

При этом для проведения крупных международных выставок потребуется порядка 600 тыс. кв.м самых современных площадей.

Мы не считаем правильным строить в Москве один мощный комплекс общей площадью 500-700 тыс. кв. м.

Европейский опыт свидетельствует о нецелесообразности эксплуатации комплексов площадью более 250 тыс. кв. м. Возьмем, к примеру, «Ганновер Мессе» с его 500 тыс. кв. м. – он имеет серьезнейшие проблемы с точки зрения загрузки.

Показатели программы касаются общей выставочной площади, призванной покрыть потребности экспонентов и организаторов выставок. Поэтому учитываются площади на других выставочных комплексах («Крокус Экспо», Лужники, «Олимпийский», Малый Манеж и т.д.). В сентябре вступит в строй вторая очередь «Крокус Экспо», и общая величина этих площадей достигнет 150 тыс. кв. м.

При реализации всех объявленных планов к 2010 году в Москве будет 690 тыс. кв. м. Мы считаем, что необходимо поэтапно строить новый комплекс площадью 120 – 150 тыс. кв. м, и это должно стать задачей Московской торгово-промышленной палаты.

Помимо этого, следует учитывать качество выставочных площадей, их соответствие международным стандартам. Вопрос этот очень серьезный, и касается он всех комплексов. Какие площади будут иметь право на существование к 2010 году? Безусловно, что-то придется выводить из нашего учета, думаю, не менее 100 тыс. кв. м.

Таким образом, в целом, программа должна обеспечить развитие базовых комплексов и поэтапное создание нового выставочного центра, управляемого палатой.

– Не получится ли в случае привлечения отдельных, возможно, иностранных инвесторов, что построенные выставочные площадки будут находиться в частной собственности?

– Я знаю, что многие комплексы, в том числе, ВВЦ, идут по линии привлечения кредитных ресурсов и собственных средств. Так что, смена владельцев им не грозит. Что касается нового комплекса, организацию строительства мы должны взять на себя – в интересах всего выставочного и предпринимательского сообщества Москвы. Инвесторами проекта могут стать выставочники, которые хотели бы иметь возможность участия в управлении выставочным центром и проведения в нем своих мероприятий. В любом случае работа будет поставлена таким образом, чтобы управление осталось за палатой.

– Известно, что у существующих выставочных комплексов масса проблем. Предусмотрена ли в программе возможность их решения?

– Со стороны города будут сделаны реальные шаги по облегчению работы выставочных комплексов. Важнейшая часть программы – содействие развитию выставочных комплексов, укрепление материальной базы и их организационная поддержка. 

Предусмотрена проработка крайне важных мероприятий, главные из них:

  • установление льготных базовых ставок ежегодной арендной платы за землепользование;

  • выделение земельных участков под новые экспозиционные площади и объекты инфраструктуры;

  • подготовка предложений о неприменении к действующим комплексам доплаты за право аренды земельных участков при увеличении общей площади расположенных на них строений в результате нового строительства или реконструкции выставочных павильонов и объектов инфраструктуры;

  • восстановление Московской выставочной таможни с постоянными постами при ГАО ВВЦ и ЗАО «Экспоцентр».

– Что можно сказать о других направлениях работы?

– В программе намечено совершенствование механизмов поддержки выставочных организаций и московских производителей – участников выставок.

Предусматриваются следующие формы государственной поддержки экспонентов:

  • организационная: участие городских властей в подготовке выставок и повышении их статуса (введение знаков отличия, подготовка деловых программ, конкурсов и пр.);

  • информационно-рекламная: освещение выставочного процесса средствами наружной рекламы, в электронных и печатных СМИ (включая льготные тарифы на размещение рекламы);

  • финансовая: частичное финансирование выставок социальной и инновационной направленности; создание специализированных фондов; гибкие тарифы на аренду площади и оказание услуг экспонентам (особенно в сфере малого и среднего бизнеса); организация конкурсов с вручением денежных наград предприятиям.

  • комплекс мер по совершенствованию механизма регулирования и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в интересах малого бизнеса – в целом по городу и отдельно по административным округам. Особая роль отводится информационно-рекламному обеспечению выставочной деятельности. На повестке дня следующие мероприятия:

  • формирование механизма информационного обеспечения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (организационных структур и комплексного плана развития);

  • привлечение городских информационно-рекламных ресурсов (печатные и электронные СМИ, наружная реклама, распространение информации за рубежом и т.д.);

  • формирование имиджа Москвы как центра выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности – через продвижение на выставках (на специальных стендах) и размещение информации в каталогах;

  • активное использование традиционных и новых рекламных технологий: интернет, каталоги, справочники выставок, специализированные газеты и журналы;

  • реализация перспективного плана исследований по актуальным вопросам развития отрасли.

 

Большое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации выставочных кадров. Мы должны обеспечить принципиально новое качество подготовки специалистов, что включает разработку учебных программ, издание учебно-методических материалов, обучение и повышение квалификации и организаторов, и экспонентов, не забывая о подготовке профессионального преподавательского состава – иначе учить будет некому. Предусмотрены серьезные социологические и маркетинговые исследования по актуальным вопросам развития отрасли.

Среди важнейших направлений работы – нормативно-правовое обеспечение. Здесь мы ставим цель создания единой законодательной и нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в столице.

– Когда программа начнет действовать?

– Пока шла разработка и согласование, 2005 год уже наступил. По закону государственные целевые программы могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными (с максимальным сроком действия 5 лет). Программа «Москва Выставочная» принимается в 2005 году, однако действовать она начнет с 2006 года, когда появится возможность бюджетного финансирования (оно пойдет в рамках отдельной строки бюджета). Выделяемые средства, конечно, невелики, а основная составляющая финансирования программы – это собственные и инвестиционные средства исполнителей.

 Однако первоочередные вопросы, решение которых нельзя отложить, выделены в предпрограммные мероприятия на 2005 год, определено и их финансирование с тем, чтобы в этом году начать работать и войти в основную программу в 2006 году. Программа будет реализовываться на основе годовых планов, по которым будут распределяться финансовые средства. Определен срок рассмотрения программы на заседании Правительства Москвы – 29 марта.

Так что, остается сделать решающий шаг.

 

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005