Основные тенденции развития всемирной выставочной индустрии

 

 

Основные положения выступления директора-распорядителя Всемирной ассоциации выставочной индустрии (УФИ) Винсента Жерара на семинаре УФИ, проходившем осенью 2004 года в «Экспоцентре»

 

В наши дни Всемирная ассоциация выставочной индустрии – организация действительно общемировая. Именно поэтому сегодня, когда Россия проходит через период определенного бума в выставочной индустрии, мы можем рассказать, как этот бизнес развивается в других странах и в глобальном контексте.

Выставочная деятельность в мире является быстро растущим бизнесом. То же самое можно отнести и к УФИ. Вот почему несколько лет назад мы решили изменить и адаптировать нашу ассоциацию к более глобальным целям.

 

SWOT-анализ развития всемирной выставочной индустрии

 

Для описания сложившейся ситуации используем SWOT-анализ, рассматривающий сильные и слабые стороны всемирной выставочной индустрии, угрозы для ее развития и открывающиеся возможности. Анализ основан на разработке различных аспектов деятельности УФИ.

 

1. Слабые стороны

Перечислим основные слабые стороны, негативно влияющие на развитие выставок:

– снижается количество посетителей на выставках в Европе и Соединенных Штатах;

– снижается количество контактов между экспонентами и посетителями «лицо к лицу» (face to face) на выставках: в среднем на 10% за последние 10 лет;

– утверждается имидж выставок как дорогого мероприятия: они продолжают оставаться или, по крайней мере, воспринимаются предпринимательским сообществом как достаточно дорогостоящее маркетинговое средство (и для подобного мнения существуют определенные объективные предпосылки);

– нам не хватает позитивного имиджа выставок как инструмента маркетинга;

– становится нормой относительно низкий уровень окупаемости отдачи инвестиций от участия в выставке (ROI);

– не хватает надежных статистических исследований;

– не хватает постоянно действующих и широко распространенных программ продвижения выставок в промышленности;

– недостаточно количество заслуживающих доверия образовательных программ в выставочной сфере.

Следует надеяться, что в будущем мы попытаемся эффективно разрешить эти проблемы.

 

2. Угрозы

Все перечисленные ниже угрозы для развития всемирной выставочной индустрии следует воспринимать достаточно
серьезно:

– продолжающийся кризис мировой экономики (по крайней мере, сегодня очевидны тенденции к понижению основных экономических показателей);

– опасные события в мире, такие, как террористическая атака на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года, войны, эпидемии, терроризм. Разумеется, все это не могло не оказать сильного влияния на развитие самых различных отраслей экономики, и не надо объяснять, насколько это тяжело;

– делокализация производителей, в особенности, в странах запада: многие ведущие производители постепенно переносят свои штаб-квартиры и производственные мощности из западноевропейских стран в Восточную Европу и Азию;

– перепроизводство (избыток) выставочных площадей в Европе и США;

– обострение транспортных проблем и усиление проблем безопасности: люди все меньше готовы путешествовать, чтобы участвовать в выставках;

–  сокращение цепей поставок продукции (все меньше промежуточных звеньев между производителем и конечным продавцом товара);

– слияние и консолидация компаний;

– растущая стоимость привлечения на выставку одного посетителя – примерно на 6% в год; 

– увеличение расходов экспонентов при работе на выставках;

– появление нового вида мероприятий – корпоративных выставок, конкурирующих с традиционными выставками: все чаще отдельные крупные компании, к примеру, IBM, организуют собственные корпоративные выставки, реализующие политику только одной компании (а не всей отрасли);

– усложнение проблем, связанных с экологическим законодательством;

– усиливающийся риск всемирных болезней.

К существенной угрозе необходимо отнести также и тот факт, что выставочная индустрия все более концентрируется на целях получения прибыли.

Вы можете сказать: «Ну и что же? Это же хорошо!».  Но мы не можем с этим согласиться. Увлеченность финансовыми целями не всегда является сильной стороной организатора выставок.

 

3. Сильные стороны

Перейдем к позитивным явлениям в выставочной жизни мира:

–  выставки, как инструмент реализации маркетинговой политики «от человека к человеку», «из двери в дверь», по-прежнему остаются очень важным средством продвижения товаров и услуг;

– мы, выставочники, являемся состоявшимся, признанным и уважаемым в мире сообществом;

– выставка, как маркетинговое средство, активно воздействует на все пять чувств человека;

– мы организуем серьезные мероприятия и имеем огромный потенциал; большинство малых и средних компаний участвуют в наших выставках.

 

4. Возможности

Перечислим возможности, которые открываются перед нами:

– мировая интеграция придает силу выставкам, дает новые возможности для обслуживания клиентов;

– развитие экономики в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке,
в Северной Африке и Азии открывает потенциал новых наиболее перспективных «выставочных» регионов;

– некоторое снижение цикла развития и срока жизни продуктов по сравнению с тем, что мы имели раньше, создает дополнительные возможности для выставочной индустрии: новинок на рынке все больше,  появляются они чаще, и все их надо выставлять;

– потребность в большем количестве услуг заставляет экспонентов требовать, чтобы им предоставили не просто квадратные метры, а максимально полный интегрированный пакет услуг.

Таковы общие параметры SWOT-анализа. Выставочникам необходимо учитывать их в своей работе.

 

Что наблюдается сегодня в мировой выставочной индустрии?

 

Ежегодно в мире происходит около 30 тысяч выставок, на которых работают 3 миллиона прямых экспонентов и 300 миллионов посетителей. 

В  Европейском Союзе и Соединенных Штатах аналогичные показатели составляют: 9 тысяч выставок, 1,2 миллиона прямых экспонентов и 131 миллион посетителей. Говоря о России, мы видим, что здесь очень высок потенциал для развития выставочного бизнеса.

 

Развитие УФИ

 

Всемирная ассоциация выставочной индустрии старается отслеживать тенденции современного мира и расти вместе с быстро меняющейся ситуацией.

В 2000 году УФИ насчитывала 200 компаний-членов, которые проводили 600 выставок, имеющих знак ассоциации (approved internatinal events).

За три года произошел существенный рост, сейчас у нас 285 членов (+ 43%) и 660 выставок (+ 10%). Члены УФИ работают в 73 странах мира. Мы объединяем 42 национальные и международные ассоциации. 

В России находятся 20 компаний – членов УФИ, которые проводят 46 выставок, имеющих знак ассоциации. Президент Международного союза выставок и ярмарок (МСВЯ) Сергей Алексеев является вице-президентом Европейского отделения УФИ.

Важнейший факт, подтверждающий значение выставочной индустрии России во всемирном масштабе, – это решение о проведение 72 конгресса УФИ в октябре 2005 года в Москве, на базе ЗАО «Экспоцентр».

В 2003 году была принята новая стратегия УФИ. Что она предусматривает?

Наша задача – развивать выставочную индустрию по всему миру, продвигать ее, причем делать это активно – через новые семинары и выставки, предоставлять необходимую информацию.

Сегодня УФИ – это не только международное объединение организаторов
выставок. Мы расширяем свою деятельность на всю сферу выставочной индустрии. К нам пришли  новые организаторы, выставочные центры, отраслевые и деловые ассоциации, партнеры в промышленности.

Все это позволяет в большей степени удовлетворять требования экспонентов и поддерживать высокое качество выставок. Мы активно развиваем выставочные стандарты и проводим международные выставки высокого качества, и это признается всеми.

Всемирная ассоциация выставочной индустрии предлагает своим членам целый спектр новых услуг.

Что это? Перечислим.

Конгрессы, открытые и тематические семинары, промышленные обзоры, результаты исследований,  выставочная статистика. При этом информация подается в более удобной форме, чем раньше.

В свободном доступе для компаний-членов УФИ находится краткий обзор основных выставок во всем мире – можно использовать его по своему усмотрению.

Кстати, до недавнего времени мы не знали, что в мире существует 30 000 выставок, пока не провели собственное исследование.

Особо хотел бы рассказать о нашей странице в Интернет. Сейчас она предоставляет больше информации, чем раньше и дает новые возможности, это – регистрация, предоставление различных услуг, бесплатный доступ к базе данных, постоянное обновление презентаций компаний-членов ассоциации, доступ к полезным ссылкам и ресурсам.

В целом, сайт УФИ (www.ufinet.org) становится глобальным порталом выставочной индустрии.

У нас много образовательных программ, которые постоянно и активно развиваются.

Нельзя не сказать и о «Кодексе этики» – он действует и показал свою эффективность.

 

что мы даем своим членам? Зачем вступать в УФИ?

 

На этот вопрос есть 10 ответов:

1. Всемирная сеть, в которую выставочная компания может получить доступ. Мы предоставляем независимый форум для диалога профессионалов-выставочников в обстановке, свободной от конкуренции.

2. Успешная совместная деятельность:  мы работаем одновременно с 42 ассоциациями.

3. Продвижение вашего бизнеса.

4. Представительство вашей компании на международном уровне.

5. Единые стандарты качества выставочных мероприятий.

6. Широкий выбор информационных и коммуникационных средств (ежегодный отчет, электронный журнал в свободном доступе «UFI info», сайт в Интернет, выставочные издания).

7. Специальный стратегический анализ развития различных отраслей промышленности.

8. Исследования в различных отраслях промышленности (в этой области у нас есть прямые связи).

9. Образовательные программы.

10.   Возможность повысить конкурентоспособность ваших выставок во всемирном масштабе.

В заключение хочу сказать: если вы еще не стали членом Всемирной ассоциации выставочной индустрии, пожалуйста, присоединяйтесь!

 

 

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005