«ЭКСПО-2005»:
мы должны показать Россию!

 

 

На вопросы редакции отвечает Генеральный комиссар Российской секции всемирной выставки «Экспо-2005», вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Владимир Петрович СТРАШКО

 

– Вопрос первый и, конечно, главный. Каковы цели участия России в «Экспо-2005»?

– Россия принимает участие в выставке для того, чтобы продемонстрировать всему миру устойчивые темпы своего развития.

Главная тема экспозиции – «Гармония Ноосферы», в ее основе заложена мысль о том, что природа и общество могут и должны существовать гармонично, они неразделимы.

Россия представит свои достижения в области высоких технологий, космических исследований, экологии и борьбы со стихией. На концертной площадке выступят лучшие артисты, призванные показать все многообразие культуры и национальные особенности нашей страны.

Для того чтобы гости увидели Россию через ее людей, приедут не только бизнесмены и артисты, но и школьники. Прямой человеческий контакт – главное средство взаимопонимания.

Россия сегодня – это современная промышленность,  новейшие технологии, культурное наследие мирового значения, и именно так она будет представлена на «Экспо-2005».

– Что можно сказать о нашей экспозиции?

– Подготовку участия России в «Экспо-2005» ведет «Экспоцентр». Из федерального бюджета на эти цели выделяется 8,4 млн. долларов. Площадь павильона  – 1296 кв. м.   Главную тему экспозиции призваны раскрыть пять разделов: «Человек и земля», «Человек и космос», «Духовность: мозаика культур», «Человек и новые технологии», «Кризисные ситуации и выход из них. Мегаполис – столица России Москва».

Каждый раздел имеет информационную базу, которая позволит посетителю узнать все, что его интересует, а также –  получить сведения о нужных ему россий­ских организациях.

Предусмотрен целый ряд научно-практических конференций и семинаров, в их числе – форум по изучению мамонтов  и «Дни топливно-энергетического комплекса России».

Формирование экспозиции, ее дизайнерские и технические решения, концепция информационного и аудиовизуального представления характеризуют нас как страну высоких технологий, современную и промышленно развитую.

– Российская экспозиция обширна и многопланова, но, тем не менее, какие экспонаты Вы могли бы выделить особо?

– В павильоне будут представлены более 100 экспонатов, отражающих новейшие технологии и разработки в различных отраслях – промышленности, энергетике, предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Широко показываются культурное наследие и природные богатства России.

Центр павильона займет сферический экран в виде части «Земного шара», символизирующий наш общий дом – планету Земля. Сферическую поверхность оборудуют специальными видео- и слайд-  проекторами, благодаря которым гости увидят непрерывное панорамное изображение – видеофильмы, отображающие темы выставки.

Одно из основных визуальных решений – технологии стереоскопических и варио-стереоскопических изображений. 

При помощи панорамных экранов посетители «пройдутся по залам и заглянут в кладовые» Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Алмазного фонда.

Особо хотелось бы отметить уникальные российские разработки в области нано-технологий, при помощи которых создаются принципиально новые материалы.

Безусловное наше достижение – макет шестиместного космического корабля многоразового использования нового поколения «Клипер», изготовленный по технической документации РКК «Энергия».

Один из экспонатов – экологически чистый и оснащенный энергосберегающими установками «ноосферный дом». Он может выдерживать морозы до минус 60 градусов, землетрясения силой 9 баллов и ураганный ветер до 60 м/сек, всплывать при наводнении (поскольку установлен на специальных стержнях-сваях, а фундамент наполнен особым материалом). 

Чем перечислять все интересные экспонаты – а неинтересных там просто нет, лучше увидеть выставку своими глазами.

– Что можно сказать об информационно-справочном обеспечении?

– Это действительно уникальная система, «наполненная» высокими технологиями. Она дает возможность получить информацию о конкретных предприятиях и организациях России –  вплоть до выхода на сайт предприятия. Система  охватывает всю экспозицию.

– Как на выставке представлена столица России?

– Информационный стенд Москвы как бы завершает экспозицию и, таким образом, посетители увидят его в конце своего путешествия по павильону. Сделано это сознательно. Стенд должен стать последним аккордом, завершающим штрихом посещения. Именно поэтому он призван создавать у зрителя радостное мажорное впечатление, ощущение присутствия в живописном московском сквере с видом на Кремль. Применяется легкое изящное флористическое оформление из природных материалов, а также современные мультимедийные средства: плазменные панели, интерактивный и сенсорный экраны. В день открытия выставки, в дни России и Москвы он будет убран живыми цветами. Гости увидят видеосюжет о столице, смогут оставить свои мнения и пожелания в электронной книге отзывов.  Данную экспозицию готовят специалисты ВВЦ по заданию Правительства Москвы, и они нашли целый ряд интересных находок.

– Намечается ли культурная программа?

– Безусловно. Главное событие – национальный день Российской Федерации, который  пройдет 17 июня. Предусматриваются: подъем национального флага, официальные мероприятия, деловые встречи и обширная культурная программа, участниками которой станут около 360 артистов: оркестр, балет и солисты Большого театра, Государственный академический народный хор имени Пятницкого, театр Вячеслава Полунина. Данную программу готовит Министерство культуры РФ и «Международная конфедерация театральных союзов».

Пройдут также и дни отдельных российских регионов (в рамках павильона России). Программу и сроки этих мероприятий (от двух дней до недели) определят сами регионы. Откроет выставку Республика Саха (Якутия), ее презентация состоится с 25 марта по 2 апреля. Планируются дни Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, других регионов.

Большое внимание мы уделяем отбору сувениров. Главное требование: они должны отражать многообразие культуры народов России – все ее богатство и исторические традиции. Помимо этого, нужна оригинальность и высокое качество.

–  По традиции на всемирных выставках у каждой национальной экспозиции есть свой местный «шеф» – в лице муниципалитета какого-либо города. Как обстоят дела в Японии?

– Точно также. Все 87 провинций префектуры Аити выступают в роли «шефов» той или иной экспозиции. Нам «достался» муниципалитет Асукэ, расположенный в горном массиве. Делегация России там побывала, встретилась с мэром города и членами городской администрации. Японские «шефы» искренне рады стать нашей «группой поддержки»: помогать проведению деловых встреч, Дней России и регионов. Помимо этого, они примут у себя творческие коллективы – последним обещано «наслаждение созерцанием горных массивов Иимори и Маюми», уникальные сувениры и блюда японской семейной кухни.

– Говоря об «Экспо-2005» большинство изданий обращается к теме мамонта. Не слишком ли большое внимание ему уделяется, просто какая-то мамонтомания…

–  Юкагирский мамонт (точнее – голова) станет центральным экспонатом «Экспо-2005», поместят его в отдельном павильоне Global House в саркофаге из хрустального стекла. Останки будут лежать в интерьере, максимально имитирующем место находки – дизайнеры точно воспроизведут реку, террасу и всю окружающую обстановку этого места.

Вы правы, интерес к мамонту огромный. Экспонирование мамонта – это российско-японский проект. И мы сознательно пошли на его реализацию, чтобы показать уникальную якутскую находку  и подтвердить научными исследованиями как меняется природа и климатические условия на планете Земля.

– Что бы вы сказали в заключение разговора?

– Прежде всего, хотел бы в новом году пожелать читателям нашего журнала, всем россиянам мира и благополучия, обыкновенного человеческого счастья!

Все меньше времени остается до открытия выставки. Работа ведется огромная. По существу, российская экспозиция уже готова. Нет сомнений в том, что главная задача: донести до мирового сообщества позицию и достижения России, представление о ней, как о стране высоких технологий, нацеленной в будущее, будет решена.


 

«Экспо-2005»: цифры и факты

Всемирная выставка «Экспо-2005» пройдет с 25 марта по 25 сентября 2005 года в префектуре Аити, Япония. Девиз выставки – «Мудрость природы» символизирует мысль о том, что человек должен строить цивилизацию в гармонии с природой. Площадь территории – 173 гектаров. Свои представительства имеют 127 стран.
Дополнительно возводятся 16 японских павильонов: префектуры Аити, робототехники, ведущих промышленных корпораций страны.
Ожидается не менее 15 миллионов посетителей, из которых 10% составят иностранцы.

 

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005