Лидеры рынка подводят итоги и собираются с силами

 

 

Начало года – время подведения итогов. Остановиться, осмотреться, оценить сделанное и наметить планы на будущее хотят многие – люди, фирмы, страны, народы.

Выставочный бизнес – не исключение. В январе – феврале прошли многолюдные итоговые пресс-конференции «Экспоцентра», холдинга MVK и «Крокус Экспо». Разговор шел серьезный, заинтересованный, во многом – принципиальный и неожиданный.

Так ли это? Судите сами. 

Рассказ о пресс-конференции в «Крокус Экспо» читайте в специальном выпуске – вкладке в этом номере газеты

 

«ЭКСПОЦЕНТР»: время перемен

В течение многих лет «Экспоцентр» известен как главный выставочный центр России,  единый в двух лицах – хозяина площадей и устроителя крупнейших выставок. Таким он остается и сегодня.

Генеральный директор компании В.Л. Малькевич убежден, что год минувший был успешен. Самые впечатляющие результаты показала выставка «Мебель», установившая абсолютный рекорд – 47 тыс. кв. м. «Прибавляют в весе» и другие смотры: «Продэкспо», «Консумэкспо», «Связь-Экспокомм», «Металлообработка», «Нефтегаз», «Мир детства», «Мир стекла».

В условиях общего роста выставочной активности и обострения конкуренции «Экспоцентр» меняется вместе со временем. Многое, о чем еще пять лет никто бы всерьез и говорить не стал, становится нормой.

Усилено главное направление работы – методы и формы организации выставок: налажено плотное взаимодействие с экспонентами, растет число партнеров, проводящих выставки на Пресне или помогающих в формировании собственных экспозиций. Принципиально новое явление – совместные выставки, такие как «Консумэкспо Лето – Мачеф Москва – Дом – 2005». Проект со столь сложным именем объединяет два мировых бренда: «Консум-
экспо» («Экспоцентр»), «Мачеф Москва» (аналог миланского салона MACEF) плюс новый салон «Дом» («Майер Джей Групп»).

В том же ряду – стратегическое сотрудничество с коллегами выставочниками. Подписано соглашение с ВВЦ о координации выставочных программ и объединении усилий в бизнесе.

Продолжается реализация профессиональной маркетинго-ориентированной программы повышения эффективности выставок, о чем стоит сказать чуть подробней.

Сначала проводятся социологические опросы экспонентов и регистрация посетителей, изучается весь спектр их мнений. Наряду с этим анализируется выставочная статистика.

Далее полученные данные «конвертируются» в план прямых действий по повышению престижа и эффективности выставок. На первом месте – массовая почтовая рассылка приглашений,
причем идет она «не веером», а предельно точно – по адресам специалистов, занесенным в базу данных посетителей одноименной выставки год назад. В 2004 году разослано около 80 тысяч таких предложений!

Помимо этого, принципиальные изменения вносятся и в порядок организации экспозиций. Так, с нынешнего года «по многочисленным просьбам трудящихся» крупнейший национальный продовольственный смотр «Прод-экспо» строился по салонному принципу: масло к маслу, водка – к водке (ранее они соседствовали стихийно).

Программа «убивает сразу трех зайцев». Участник получает главное, за чем он пришел на выставку: посетителей-специалистов. «Экспоцентр», в свою очередь, не только осуществляет «обратную связь», формируя выставки в соавторстве с экспонентами и посетителями, но и точно знает их профессионально-качественный состав. Именно этот факт позволяет говорить о том, что не менее 80% гостей комплекса на Пресне – профессионалы, которые приходят сюда работать: изучать рынок, искать партнеров, вести переговоры и готовить контракты. Таким образом, принцип «В2В» – «Bussines-to-Bussines» реализуется в полной мере.

Что намечает «Экспоцентр» в 2005 году? В основной программе – 88 мероприятий. Многие выставки, такие как «Продэкспо», «Связь-Экспокомм», «Реклама», «Химия», «Мебель» давно стали национальными брендами, формирующими лицо российской экономики. Особое внимание уделяется выставкам инновационной тематики, прежде всего, – новому проекту «Лазеры. Оптика. Электроника».

В международном плане новый год для «Экспоцентра» – триумфальный. С одной стороны, он проводит 72 Конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии УФИ, впервые оказавшийся в России, с другой – организует Российскую секцию на Всемирной выставке «Экспо-2005» в Японии.

Таковы планы. «Экспоцентр» меняется. Цель понятна: динамичное развитие, сохранение и упрочение лидирующих позиций в российском выставочном бизнесе.

 

MVK: стратегия оптимизма

Пресс-конференция по итогам работы – событие традиционное, ожидаемое. Тем не менее, сравнивая то, что пришлось услышать от президента холдинга А.В. Лапшина на двух очень похожих пресс-конференциях – нынешней и прошлогодней, приходишь к выводам, о которых нельзя не сказать.

За конкретикой цифр, отчетами, планами и внешней похожестью на то, что делают другие, порой теряется главное – стратегия развития, а по этому критерию холдинг MVK многим даст фору.

Одним из первых, не боясь за последствия, он обнародовал подлинные результаты независимого аудита статистики своих выставок. Важнейшим достижением считает вывод на окупаемость «неперспективных» Rehatech и Rehamedexpo (выставок восстановительного лечения и комплексной реабилитации инвалидов). Публично объявил о смене стратегии в регионах: год назад шла речь об экспансии в провинцию – «с ружьем наперевес», сегодня – о тихом мирном соблазнении местных фабрик столичными смотрами.

Применительно к MVK можно не раз сказать слово «впервые». И всегда – по вопросу кардинальному, принципиальному, важнейшему для всего выставочного сообщества страны.

Первым (и пока единственным) из российских компаний холдинг потратил огромные средства на аудит статистики по немецкой процедуре FKM,  дабы выставкам его верил весь мир – в то время, когда иные иностранцы, работающие у нас, мягко говоря, фантазируют, и порой – безбожно.

Также первым он не только отказался от слабых проектов по причине превосходства конкурентов, но и публично похвалил последних: где это видано? Так произошло с «Торговым форумом в Сокольниках», отступившим перед ShopDesign. Объяснение самое простое: зачем вести затяжную войну там, где победа стоит крови? Не лучше ли бросить силы на выигрышные темы?

Но главное, все же, – иное: впервые компания, имеющая собственный выставочный комплекс, отказалась от ментальности «хозяина», разрубив себя надвое, словно самурайским мечом: с одной стороны остался владелец площадей, с другой – организатор, не привязанный к конкретной площадке.

И это – не раздвоение личности, а стратегическое мышление. Арендодатель стал арендатором. Крупнейшие выставки MVK, оказавшись в современном выставочном центре, получили возможность почти неограниченного развития («Полиграфинтер» в «Крокус Экспо» – смотр действительно мирового класса!). Помимо этого, им не грозит и конкуренция со стороны хозяев площадей (с выставками в собственных стенах никто конкурировать не будет).

Что в итоге?

Стратегия – детально продуманная, обоснованная, решительная (когда надо).

Тактика – предельно четкая и понятная: анализ ситуации, синтез решений – открыто, публично, «без комплексов».

Все сказанное позволяет говорить о холдинге MVK как о компании мобильной, быстро перестраивающейся, постоянно совершенствующей стиль и методы работы, и потому – остающейся одним из лидеров в весьма нелегких для себя условиях.

 

Александр Беляновский

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005