Наступает время перемен…

 

Выставочный рынок России ждут серьезные испытания

 

Год начинается. Попробуем  оценить основные тенденции текущего момента – сложные, тревожные и обнадеживающие.

Лицо выставочного рынка России определяет Москва, на ее долю приходится более 50% площадей, занятых под все выставки страны. Много? Будет еще больше.

Именно здесь происходят мощные, почти тектонические сдвиги, в результате которых ровно через год в столице будет не менее 300 тыс. кв. м современных выставочных площадей, и, как следствие, – новые выставки (наши и иностранные), рост конкуренции и запредельный отрыв от регионов, где комплекс в 8 тыс. кв. м – гордость и достижение.

 

БОЛЬШОЙ ПЕРЕДЕЛ

В сентябре 2003 года прошел прием с презентацией «Крокус Экспо», стоявшего тогда в строительных лесах. Гостям показывали слайды. Трудно было представить, что событие это станет выстрелом стартового пистолета. В мгновенье ока, «исторического ока» – что такое два года? – в Москве происходит революция: дефицит качественных выставочных площадей превращается в их избыток.

В течение наступившего года планируется ввести в строй вторую очередь «Крокус Экспо», павильон №8 в «Экспоцентре», новые мощности на ВВЦ, возродится и «Манеж». В целом, ровно через год, к январю 2006 года с учетом всех выставочных площадок можно ожидать, что в столице будет не менее 300 тыс. кв. м. закрытых выставочных площадей, в полной мере отвечающих мировым стандартам.

Потребуются ли они в полном объеме? Сразу – вряд ли.

 

Далее можно прогнозировать следующий сценарий развития событий:

 

1.    Усиление конкуренции между владельцами площадей;

2.    Снижение стоимости аренды павильонов для проведения выставок;

3.    Увеличение числа выставок  (свободная площадка сама инициирует их появление);

4.    Обострение конкуренции между организаторами;

5.    Существенное усиление роли иностранных операторов и глобальных выставочных сетей;

6.    Продолжение миграции выставок по комплексам (процесс этот активно начался в прошлом году с появлением «Крокус Экспо»);

7.    Объединение компаний и проектов;

8.    Прекращение деятельности ряда малых выставочных фирм.

 

В перспективе, когда передел рынка состоится – появление цивилизованного экспо-бизнеса. На вопрос – когда? – не ответит никто.

Такова ситуация в Москве. В Петербурге жизнь более спокойная. «Ленэкспо», единственный в городе, возводит новый комплекс, соответственно, и роль его как лидера незыблема.

В регионах тоже идет строительство. Самое впечатляющее достижение прошлого года – второй павильон «Пермской ярмарки» площадью 4200 кв. м. Совсем недавно, в декабре, в Белгороде торжественно открылся выставочный комплекс «Белэкспоцентр» на 3000 кв. м.

В наступившем году в регионах также ожидается появление новых павильонов – анонсировано немало, но, разумеется, в своих, нестоличных масштабах – от 2 до 10 тыс. кв. м.

 

ЛИДЕР

Изменения на выставочной карте Москвы, конечно, не означают автоматической смены лидера. По количеству и качеству проведенных выставок, оборачиваемости площадей, числу экспонентов и посетителей, объемам проданной нетто-площади – по всем основным показателям «Экспоцентр» останется №1 в России. Однако, звание это теперь приходится отстаивать. Положение и «вес» других компаний в условиях передела рынка будут динамично меняться.


ИНОСТРАНЦЫ

Придут ли западные выставочные сети в Россию? Вопрос не по существу. Они уже пришли. Пока, конечно, не развернулись во всю силу, осматриваются. Однако, количество и качество выставок, проводимых ими, уже сегодня сопоставимо с тем, что делают российские компании (если брать во внимание крупные международные проекты).

Иностранцы активно включились в конкурентную борьбу. Оценки этому явлению – самые разные. Разумеется, мнения руководителей российских выставочных фирм, конкурирующих с гостями, бывают самыми резкими.

Тем не менее, отношение к иностранцам может и должно определяться не их взаимоотношениями с отдельными российскими организаторами (которые и между собой порой не ладят), а общим влиянием на развитие экономики России.

И еще один момент. Не все они одинаковы. Само понятие «зарубежный организатор» без уточнения – о ком конкретно идет речь – ни о чем не говорит.

Почему? Ответим на простой вопрос: кто такой «российский организатор»? Под это определение подходят десятки самых уважаемых компаний: «Экспоцентр», «Максима», «Крокус Экспо», холдинг MVK, «Защита Экспо». Однако, в тот же ряд без каких-либо усилий может встать любой, кто того пожелает. В итоге – и «Экспоцентр», и некий «Пупкин-экспо», созданный для отмывания денег, оказываются в одном строю «российских выставочных компаний».

Та же ситуация и с иностранцами. Различия между некоторыми из них – по целям, стратегии и тактике развития, качеству выставок, деловой этике и т.д. – ничуть не меньше, чем между  «Экспоцентром» и «Пупкин-экспо»,

При любом разговоре, касающемся отношений с иностранцами, необходимо всех называть по именам – четко, громко и ясно. В противном случае мы начнем обсуждать предложения «Пупкин-
экспо» об ограничении деятельности Messe Frankfurt или Fiera Milano – с очевидными для здравого смысла последствиями.

Или, что еще хуже, окажемся за одним столом с зарубежным коллегой – в качестве рождественского гуся.

      

КОДЕКС

С какой стороны ни смотри, «Кодекс профессиональной этики» ждут нелегкие времена. Угроз сразу несколько.  О чем идет речь?

Первое. Необходимость загрузить сотни тысяч квадратных метров новых выставочных площадей вызвала к жизни проекты, конкурирующие с крупнейшими национальными выставками России. Количество мероприятий, которые в перспективе могут занять 50-100 тыс. кв. м, к сожалению, пока ограничено. Можно ли заполнить эти площади, не прибегая к конкуренции? На этот счет мнения специалистов расходятся.

Второе. Руководители ведущих выставочных компаний Запада, выступая на семинаре UFI в конце сентября в «Экспоцентре», четко обозначили свое видение ситуации в России: открытый рынок и честная (неограниченная) конкуренция без каких-либо таможенных и законодательных преград. И они этого будут добиваться.

Очевидно, что кодекс, называющий недобросовестной конкуренцией организацию новой выставки в рамках квартала до и после традиционных сроков проведения ранее существовавшей выставки той же тематики, имеющей знаки UFI, МСВЯ или Московской выставочной гильдии, в «открытый рынок» не вписывается. Многие отраслевые выставки жестко привязаны к сезону, и проводить их не в свое время не будет никто. Для новых игроков, независимо от того, российские они или иностранные, подобное решение равносильно отказу от проекта.

Таковы реалии. Что дальше?  Забыть о Кодексе?

Нет, и еще раз - нет. Кодекс – это реальное достижение выставочного сообщества России. Всеми силами – переговорами, корректировкой, адаптацией к новым условиям (но так, чтобы не выплеснуть с водой ребенка) – его надо сохранять и внедрять в практику. Ибо именно он является основой

 цивилизованности нашего рынка. Отступать некуда.

 

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005