Годы идут, проблемы остаются?

Выставочная деятельность в разрезе времени

 

От редакции: Ставшая традиционной рубрика «Прямая линия» впервые появилась на страницах нашей газеты восемь лет назад. В ее рамках свое мнение по злободневным вопросам развития нашей отрасли высказывали руководители выставочных компаний из разных регионов нашей страны, представители торгово-промышленных палат… Мы продолжаем начатую ранее («Удача-Экспо», №11, 2004 год) публикацию материалов по проблемам, не потерявшим актуальность и в наши дни, сравнивая высказывания прошлых лет с сегодняшней оценкой.   

Предлагаем вниманию читателей взгляд генерального директора «Кузбасской ярмарки» Владимира Васильевича ТабачниковА на необходимость координации планов выставочных компаний на фоне его же высказываний семилетней давности по этой теме.   

 

Вопрос о координации планов выставочных компаний на повестке дня у выставочников уже не первый год. За последние время, безусловно, появились изменения в решении этого вопроса, который неоднократно рассматривался на собраниях и семинарах МСВЯ и с представителями власти. Так, на проходившей осенью 2004 г. первой Всероссийской конференции «Роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики России» президент МСВЯ С.П. Алек­сеев отметил, что проблема координации тематик и сроков проведения выставочных мероприятий
требует скорейшего решения. О важности координации и взаимосвязи между всеми, кто участвует в выставочном процессе – властными структурами, хозяевами выставочных площадок, операторами, застройщиками, участниками выставок – говорил в своем выступлении председатель Правления Московской ТПП Ю.И. Котов.

Для чего нужна координация? Для планомерной и эффективной работы выставочных организаций. Совпадение тематики и сроков выставок является следствием  нездоровой, нецивилизованной конкуренции, которая в выставочном бизнесе России приобрела широкий размах. На выставочном поле вообще очень легко получить конкурентное преимущество, достаточно пустить в ход дезинформацию: завышать в официальной статистике количество участников и посетителей выставочных мероприятий, использовать для повышения статуса выставки имена видных политических деятелей, присвоить себе брэнд известной выставочной компании, постоянно ссылаться на Патронаж Торгово-промышленной палаты без ее на то согласия и даже «включить» себя в состав МСВЯ!  Недобросовестная конкуренция наносит непоправимый ущерб выставочному делу, поэтому на сегодня вопрос аудита выставочных компаний и отдельных мероприятий стоит перед нами особенно остро. Для успешного развития выставочной отрасли необходимо формировать благоприятную конкурентную среду, в которой  будут действовать законы Кодекса профессиональной этики.

Однако, выставочный бизнес в целом, к сожалению, тоже не стал более цивилизованным. Усилилась роль крупных организаторов и операторов. В такой ситуации говорить о Кодексе профессиональной этики и его влиянии на развитие отношений между компаниями (особенно, когда они находятся в разных «весовых категориях») не совсем уместно. Думаю, что это происходит, в первую очередь, из-за отсутствия четкой стратегии и тактики развития российского выставочного бизнеса как стержневого на всем постсоветском пространстве.

В 90-х годах признанные лидеры выставочного движения при составлении календаря  своих мероприятий чаще всего не учитывали график  проведения выставок в отдаленных от центра России областях. В последние годы ситуация изменилась: многие выставки в регионах проводятся на достаточно высоком, иногда на международном уровне. И позиция МСВЯ в этом вопросе иная: региональная политика стала одним из направлений развития Союза. Сегодня речь идет о совместной работе МСВЯ с органами власти, торгово-промышленными палатами и профессиональными ассоциациями по разработке программ развития выставочно-ярмарочной деятельности в регионах с учетом их экономического развития. На наши предложения откликнулось правительство: воссоздана Межведомственная комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности при Минэкономразвития РФ. К сожалению, на сегодня в состав этой комиссии включен только один профессиональный выставочник – президент МСВЯ С.П. Алексеев. Думаю, что представительство МСВЯ в этой комиссии необходимо расширить и создать рабочую группу выставочников, в состав которой войдет по одному представителю от каждого Федерального округа.

Одним из главных направлений концепции развития выставочной отрасли должна стать координация выставочных планов. Конечно, согласование сроков проведения выставок между отдельными компаниями проводилось всегда. Самый надежный, цивилизованный способ решения любых вопросов – заинтересованные стороны должны сесть за стол переговоров. Яркий пример такого взаимодействия – недавно заключенный договор о сотрудничестве и партнерстве между ГАО ВВЦ и ЗАО «Экспоцентр», в основе которого лежит стремление координировать деятельность компаний для более эффективной их работы.

Но сегодня таких договоров уже недостаточно, назрела необходимость полной координации выставочных мероприятий всех выставочников России. Как и прежде, считаю, что в роли координаторов  должны выступать профессионалы-выставочники: члены МСВЯ, а на более высоком уровне – члены Международной ассоциации выставочной индустрии (УФИ). Знаки этих союзов – символ признания высшего качества услуг выставочных компаний, поэтому экспоненты с большим доверием относятся к членам МСВЯ и UFI.

Задача МСВЯ при осуществлении координации – выполнять консультативную функцию, заниматься разработкой правил и кодексов для выставочного сообщества, представлять интересы
выставочной отрасли на различных уровнях. Именно всей отрасли, а не отдельных компаний или выставок.

Конечно, добиться полной координации невозможно, потому что выставочный бизнес – живой организм, который живет полноценной жизнью. Так же, как человек, он не может ежесекундно чувствовать себя здоровым на все 100%.  Но все же необходимо вести планомерную работу по координации выставочных проектов для создания определенного равновесия, для разумного направления усилий той или иной компании в определенное русло, что будет способствовать развитию выставочной отрасли, профессиональному, корректному ведению бизнеса в цивилизованной конкурент­ной среде.

 

 

 

ТАБАЧНИКОВ Владимир Васильевич, генеральный директор ЗАО «Кузбасская ярмарка»
г. Новокузнецк

 

 

 

 

 

Период становления выста­вочной деятельности в России подходит к завершению. Се­годня первостепенной задачей является координация выставок по срокам и тематике. Многие экспоненты, работающие на вы­ставках, могут высказать мне­ние, что работа в этом направ­лении не проводится. На са­мом деле шаги по координации предпринима­ются Союзом выставок и ярмарок. Но они настолько незначительны, что нельзя с твер­достью сказать, что координация осуществля­ется. У нас есть признанные лидеры выста­вочного движения, такие как «Экспоцентр» (Мос­ква) и «Ленэкспо» (Санкт-Петербург), которые, ес­тественно, при составлении календаря выс­тавок на последующий период не учитывают, и не будут учитывать график проведения выста­вок в регионах.

В качестве первого шага в области коорди­нации следует осуществить согласование пла­нов выставок по регионам. Рассмотрим при­мер Сибирского региона. Только здесь дей­ствуют 12 выставочных компаний. Порой бы­вает, что сроки проведения аналогичных по тематике выставок совпадают или отличаются несколькими днями. Такие выставки как «Ар­хитектура. Строительство» и «Лесопереработка» являются актуальными для всех Сибирс­ких регионов. В 1997 году «Красноярская Яр­марка» провела выставки этой тематики в кон­це января, «Кузбасская Ярмарка» – 3-6 февра­ля, а «Сибирская Ярмарка» с 10 по 14 февра­ля. Такие примеры можно привести и по дру­гим тематическим направлениям.

Предложение: сибирские выставки, относя­щиеся к Межрегиональной Ассоциации Сибир­ского Соглашения, должны быть скоординиро­ваны через данное экономическое объедине­ние. Следует определить приоритетные выс­тавки в каждом регионе. Например, Иркутс­кая – «Лес. Деревообработка», Омская – «Но­вые технологии. Конверсия», Алтайский край – «Алтайская нива», Красноярская – «Машино­строение», Кузбасская – «Уголь России. Метал­лургия» и т.д.

Финансирование этих выставок, их организация должны осуществляться всеми выставочными центрами Сибири. Координацию должны осуществлять организаторы выставок с участием руководителей областных и крае­вых администраций. Прямо заинтересованы в этом как те, так и другие.

А так получается, что «Сибирская Ярмарка» дислоцируется в г. Новосибирске, где работа­ет Исполнительная дирекция Сибирского Со­глашения, лоббирует вопрос, и добивается того, что большинству выставок, проводимых ими, придается статус главных выставок Сибири.

На мой взгляд в России должна быть опре­деленная политика по гостевым выставкам. Абсолютно отсутствует их планомерность, ко­ординация с другими ведущими тематическими выставками России, имеет место своего рода анархия в определении места, темы и сроков проведения, что на современном этапе уже не способствует развитию выставочных центров на местах, а наносит существенный вред.

Подчеркну, что координация выставочной де­ятельности должна осуществляться професси­оналами выставочного дела – выставочными центрами. Надеюсь, следующее пятилетие вы­ставочной деятельности принесет в этом пла­не позитивные результаты.

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005