Годы идут, проблемы остаются?  Выставочная  деятельность  в  разрезе  времени…

 От редакции: В январе 2004 года всероссийская выставочная газета «Удача-Экспо»
отметила свое десятилетие.  Многое изменилось со времени выхода первого номера – формат, красочность, и даже, слегка, название… Но всегда страницы нашего издания были
открыты для обсуждения острых и злободневных вопросов развития выставочной деятельности – ее координации и государственной поддержки, роли и месте в этом процессе территориальных торгово-промышленных палат, необходимости разработки нормативной базы, обучения и подготовки кадров и т.д.  В традиционной рубрике «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ» свое мнение высказывали руководители выставочных компаний страны и представители торгово-промышленных палат...  Нам показалось интересным вернуться к рассматриваемым проблемам, не потерявшим актуальность и в наши дни, сравнить высказывания прошлых лет с сегодняшней оценкой.  

В этом номере предлагаем вниманию читателей одну из тем «Прямой линии» – координацию выставочной деятельности. Шесть лет  назад в обсуждении необходимости введения координации и практических путей ее осуществления приняли участие руководители выставочных фирм из Москвы,  Казани, Краснодара, Красноярска, Новокузнецка, Ростова-на-Дону, Самары, Твери, Тюмени и Ярославля… Свое мнение по этой проблеме высказал
Владислав Сергеевич Бутов, в то время – начальник Управления выставочной, издательской, рекламной и информационной деятельности ТПП РФ. Многое из того, что тогда предлагалось, сегодня стало фактом.  На вопросы редакции вновь отвечает и подводит определенные итоги В.С. Бутов, ныне – директор по выставочной деятельности Московской торгово-промышленной палаты.  В следующих номерах мы продолжим разговор.

 

– Владислав Сергеевич! Существует ли сегодня проблема координации? Что изменилось с 1998 года?

– В развитии выставочно-ярмарочной деятельности проблема координации была и остается одной из самых главных. Более того, в связи с ростом количества выставочных организаций и самих выставок она еще более обострилась. Вместе с тем, сделаны определенные шаги к ее решению – как на федеральном, так и на региональном уровне, и многое из того, что шесть лет назад предлагалось, сегодня осуществлено.

Создана Комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности Правительства России, о которой так много тогда говорилось. Организация и эффективность ее работы – вопрос отдельный.

Предприняты шаги по формированию правовой базы выставочной деятельности.

Разработана и  принята «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности». Сделаны правильные шаги в направлении поддержки выставочной деятельности и ее координации. Пусть в небольших объемах, но – факт есть факт, увеличивается финансовая поддержка выставок. Из года в год утверждаются планы  участия российских предприятий в крупнейших международных выставках с частичным финансированием из федерального бюджета. Конечно, речь идет  лишь о зарубежных мероприятиях. Но они тоже важны. Государство должно поддерживать россий­ских товаропроизводителей в их стремлении выйти на зарубежные рынки.

На мой взгляд, в структурах Правительства России, занимающихся выставочным делом, тенденции позитивные. Внимание к этой сфере медленно, но  растет.

– Кому быть координатором выставочной деятельности в регионе?

– Остаюсь при своем мнении, что в этой роли должны выступать территориальные торгово-промышленные палаты. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Имеются примеры, когда те или иные палаты по чисто коммерческим мотивам выступают в роли конкурентов своим собственным членам.

В этом отношении пример Москвы показателен. У нас действительно реализовано многое из того, что должно быть сделано для развития выставочного бизнеса.

Московская торгово-промышленная палата, работая в крупнейшем выставочном регио­не страны, показала себя как реальный координатор выставочной деятельности и надежный партнер Правительства Москвы, которое на протяжении нескольких последних лет уделяет выставочному делу особое внимание.

 Создано сообщество выставочников – Гильдия выставочно-ярмарочных организаций, благодаря которой мы решаем многие трудные вопросы.   «Кодекс профессиональной этики», который шесть лет назад был только идеей, сегодня – реальный, работающий документ, который служит не только образцом для других отраслей и регионов, но и, прежде всего, помогает решать конкретные вопросы координации, конкуренции и взаимоотношений выставочников на совершенно новом уровне, может быть, пока еще не очень привычном и понятном для нас.

Мы пока далеки от решения всех проблем координации, и они остаются одними из самых острых, далекими от своего разрешения. Сегодня эти проблемы приобрели иные оттенки и потому требуют иных подходов к решению. Мы стараемся двигаться в русле событий. 

В 1999 году была принята «Концепция выставочной деятельности и схемы размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в Москве», которая позволила заложить основы системы координации выставочно-ярмарочной деятельности в городе.

Сегодня Правительство Москвы готово к тому, чтобы, положительно оценив концепцию,  утвердить программу «Москва выставочная», где делаются следующие  серьезные и более конкретные шаги в направлении развития выставочного дела в Москве. 

В программе предусмотрено дальнейшее решение вопросов координации.

До принятия программы преждевременно обсуждать систему, предложенную в ее проекте. Скажу лишь, что предусматривается усиление роли структур Правительства Москвы – Комиссии и Департамента науки и промышленной
политики. Повышается роль Московской торгово-промышленной палаты как организационно-методического центра Правительства Москвы и роль нашего общественного объединения – Московской выставочной гильдии. 

План патронируемых выставок должен действительно стать одним из важных элементов
системы координации, включающей вопросы формирования и рассмотрения перечня мероприятий, анализа выставок прошлого года, которые в него
входили, а также – роли выставок, наиболее значимых для развития города.

–  Стал ли выставочный рынок более цивилизованным за шесть лет?

–  Уверен, что мы идем по пути прогресса, а не наоборот. Можно говорить о новых проблемах, возникающих и существующих, но цивилизованные формы и методы работы все более и более укрепляются.

–  Вы говорили о «Кодексе профессиональной этики». Работает ли он?

–  Сам факт его принятия говорит о движении к цивилизации. В рамках кодекса уже решены определенные вопросы, пусть примеры пока единичны, но они есть. Не всегда мы приходим к единому мнению, но, тем не менее, обсуждение точек зрения проходит в рамках нормальных цивилизованных отношений, которые должны быть в любом профессиональном сообществе.

– Как вы считаете, в чем разница между добросовестной и недобросовестной конкуренцией?

– Думаю, это вопрос скорее профессионально-этический, нежели правовой. Конечно, нынешняя конкуренция  юридических норм не нарушает, но для того мы и приняли кодекс, чтобы попытаться там, где не работает законодательство, решать вопросы путем переговоров, договоренностей, соблюдения морально-этических норм. Где-то это получается. Где-то – с трудом.

В Национальной программе «Российская деловая культура» сформулированы 12 принципов ведения дел в России. Напомню три из них.

1. Прибыль важнее всего, но честь важнее прибыли.

2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения.

3. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.

Надеюсь, мы будем свидетелями того времени, когда эти принципы превратятся в норму.

Нуждается ли кодекс в доработке?

– Когда мы его принимали, сразу оговорили, что это должен быть гибкий документ, адекватно отражающий развитие ситуации. Будут обоснованные предложения – Общее собрание гильдии внесет соответствующие изменения и дополнения.

 


 

 

 

Вопрос: Координация планов выставочных организаций. Пути практического осуществления 

БУТОВ Владислав Сергеевич, начальник Управления выставочной, издательс­кой, рекламной и информационной деятельности ТПП РФ 

Превращение выставочного дела в достаточно прибыльную сферу коммерции привело к появ­лению большого количества фирм-организаторов выставок, дублиро­ванию выставок по срокам и те­матике. В связи с этим особое значение приобрела проблема ко­ординации выставочной деятельно­сти. Поскольку функции Торгово-промышленной палаты РФ пре­терпели существенное изменение по сравнению с ТПП СССР, когда она являлась основным организа­тором выставок, работа по коор­динации выставочной деятельнос­ти становится одной из основных задач ТПП РФ в целом и нашего Управления в частности.

Мы видим два пути решения вопросов координации:

1 – на федеральном уровне: работа с соответствующими гос­структурами, Правительством, Го­сударственной Думой, создание со­ответствующей правовой базы. Мы считаем необходимым создание Правительственной комиссии по ко­ор­динации выставочно-ярмарочной деятельности, функцией
которой яв­ляется определение основных при­оритетов по тематическим направ­лениям, выбор наиболее престиж­ных всероссийских и зарубежных выставок для оказания необходи­мой
фи­нансовой поддержки. Под­го­тов­лен проект Закона о выста­вочно-ярмарочной деятельности, Федеральная стратегия развития выставочно-ярмарочной дея­тель­но­сти, документы о создании Феде­рального фонда поддержки выста­вочной деятельности и другие.

Все это передано для приня­тия решения в Государственную Думу и в Аппарат Правительства.

2 – на региональном уровне: повышение роли региональных ТПП. Региональный аспект для нас чрезвычайно важен. Мы считаем, что главным координатором выс­тавочной деятельности в регионах могут и должны быть ре­гиональ­ные торгово-промышленные па­латы, поскольку основное количе­ство огромного массива выставок, проводимых в России, приходится на регионы. Особенно это важно для регионов, в которых действу­ют несколько фирм-организаторов выставок.

Работая в регионах, мы про­водим семинары совместно с Со­юзом выставок и ярмарок с це­лью обучения и обмена опытом, рассматривая вопросы, связанные с согласованием выставок по сро­кам и тематикам, цивилизован­ной конкуренцией, исключением дублирования. Результатом таких мероприятий стало создание местных Ассоциа­ций выставочных фирм, как, напри­мер, в Ростове-на-Дону. Положи­тельный пример такой дея­тельнос­ти – работающая второй год Ассо­циация выставок в Санкт-Петербурге.

В качестве новой формы сотруд­ничества   предложено создание межрегиональных Ассоциаций с раз­делением приоритетных направлений выставочной деятельности по обла­стям и регионам. В настоящее вре­мя ведутся переговоры о создании такого объединения в Центральном Черноземном регионе. Такие Ассоциации не подме­няют Союз выставок и ярмарок или Торгово-промышленные пала­ты, а являются инструментом ко­ординации и сотрудничества, выз­ванным к жизни реальностью.

Мы оказываем методическую и практическую помощь ре­гио­наль­ным ТПП в развитии выс­тавочно­го дела, в том числе и по созда­нию выставочных центров. Недав­нее событие – 28 апреля 1998 г. в Тамбове состоялось официальное открытие Выставочного центра Там­бовской областной ТПП.

Вопросы информированности также имеют большое значение для координации выставочно-ярмароч­ной деятельности. В этом направ­лении мы работаем, создавая базу данных, выпуская каталоги.

В качестве одного из шагов, предпринятого нами на пути про­движения к цивилизованной кон­куренции, является составление проекта «Кодекса чести выставочников»

 

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004