Городская целевая программа «Москва выставочная» - программа реальных действий

 

 

Леонид Владимирович Говоров,

Президент Московской торгово-промышленной палаты

 

Сегодня Москва по праву считается крупнейшим выставочным центром Российской Федерации и стран СНГ: более половины всех выставочных и конгрессных мероприятий на этом пространстве приходится на столицу России. По аренде экспозиционных площадей этот показатель еще выше – 60% от всего объема.

Выставочно-ярмарочная деятельность в Москве давно стала важнейшей составной частью экономической жизни столицы и оказывает все возрастающее влияние на ее социально-экономическое и культурное развитие. Самым непосредственным образом выставки способствуют формированию рыночной инфраструктуры, расширению рынков сбыта товаров и услуг, росту экспортно-импортного обмена. Они же служат созданию благоприятного инвестиционного климата не только в городе, но во всей стране.

Выступая в роли мощного стимулирующего фактора для самых различных отраслей экономики города, выставочно-ярмарочная деятельность подталкивает их к переходу на качественно новый уровень производства товаров и услуг, ускоряя тем самым процесс интеграции экономики Москвы в мировую экономическую систему.

В то же время столичные выставки сами являются источником серьезных финансовых поступлений в бюджет города и одновременно увеличивают коммерческую отдачу всей сферы обслуживания (гостиницы, транспорт, связь, общественное питание, бытовые услуги, индустрия досуга и пр.).

На территории пятнадцати выставочных площадок столицы ежегодно организуется свыше 500 выставочно-ярмарочных мероприятий с международным участием, включая выставки, проводимые по инициативным предложениям иностранных фирм с общей экспозиционной площадью около 1 млн. кв. м  (по итогам 2003 года в них  приняли участие около 20 тысяч отечественных, в том числе – московских, и примерно столько же иностранных экспонентов более чем из 100 стран дальнего и ближнего зарубежья).

Выставочные мероприятия столицы в последние два-три года устойчиво посещают от 3 до 3,5 млн. посетителей, в том числе – не менее 2 млн. специалистов-профессионалов практически всех отраслей отечественной экономики.

Наибольшее количество самых представительных международных выставок организуют и проводят такие состоявшиеся специализированные выставочные организации, как ЗАО «Экспоцентр», выставочный холдинг MVK, ГАО ВВЦ, выступающие как собственники обустроенных выставочных комплексов или распоряжающиеся ими на условиях долгосрочной аренды.

Подробные статистические данные по выставкам, организованным и проведенным организациями – членами Гильдии выставочно-ярмарочных организаций МТПП, представленные в Департамент науки и промышленной политики города Москвы в начале 2004 года, свидетельствуют о том, что выставочно-ярмарочная деятельность стала одним из самых динамично развивающихся сегментов экономики Москвы.

Городская целевая программа «Москва выставочная» разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства города, принятым по итогам обсуждения выполнения «Концепции выставочной деятельности и схемы размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в городе Москве», состоявшегося на заседании Правительства Москвы 20 апреля 2004 г.

Анализ нынешнего состояния выставочно-ярмарочной деятельности в столице и перспектив ее дальнейшего развития, данный в ходе заседания и постановлении, свидетельствует о наличии ряда пока не решенных вопросов.

Так, в столице налицо дефицит выставочных площадей, оцениваемый на уровне 200 тыс. кв. м.  В обстоятельной проработке и решении нуждаются следующие вопросы:

– оптимизация количества выставочных площадок;

– создание привлекательного инвестиционного климата для специализированных выставочных организаций, давно и успешно работающих на рынке;

– формирование постоянно действующего механизма информационной и организационной поддержки Правительством Москвы выставочных мероприятий, представляющих наибольший интерес для многоотраслевой экономики города;

– координация выставочно-ярмарочной деятельности с помощью упорядочения организации  различных выставок (по тематическому содержанию и срокам  проведения);

– учреждение  целевого фонда поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.

Ожидают своего решения вопросы совершенствования инфраструктуры ряда выставочных комплексов, в их числе – подземные гаражи, парковки автотранспорта, организация работы наземного городского транспорта во время проведения крупных мероприятий, доступ организаторов выставок к городскому рекламному пространству.

Предстоит объемная работа по формированию законодательной и нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности, включая активизацию участия всего московского выставочного сообщества в выполнении плана реализации основных положений «Концепции развития выставочной деятельности в Российской Федерации».

Настоятельно необходимы конкретные меры, направленные на решение вопроса о системной подготовке и повышении квалификации выставочных кадров на основе федерального образовательного стандарта по специальности «Выставочно-ярмарочное дело» (в настоящее время он прорабатывается и готовится к утверждению).

Все перечисленные вопросы могут и должны быть решены в ходе реализации городской целевой программы «Москва выставочная», увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Решение поставленных задач обеспечит:

– повышение роли выставок и ярмарок как инструмента содействия становлению  отношений торгово-экономического,  научно-технического и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами;

–  формирования цивилизованного внутреннего рынка;

– дальнейшее укрепление позиций Москвы, как ведущего выставочного центра Российской Федерации и стран СНГ;

– дальнейший рост поступлений в бюджет Москвы от выставочно-ярмарочной деятельности, включая так называемый «наведенный эффект» от использования отечественными и иностранными экспонентами объектов городской инфраструктуры;

– более успешное продвижение кандидатуры Москвы в качестве места проведения Всемирной выставки «ЭКСПО-2015».

Правительство Москвы, исходя из роли, которую играют выставки и ярмарки в реальном секторе экономики города, отводит им достойное место в приоритетах развития столицы и связывает с ними решение многих насущных проблем, в том числе задачи по удвоению валового национального продукта  к 2010 году. 

Ведущую роль в этих процессах призвана сыграть Московская торгово-промышленная палата как организационно-методический центр Правительства города по выставочно-ярмарочной деятельности, а значит – и Московская выставочная гильдия.

Поставленные задачи по силам выставочному сообществу Москвы, общественным объединениям и самим властным структурам, потому что они исходят из реальной оценки ситуации, сложившейся на рынке выставочно-ярмарочных услуг в городе.

От слаженного взаимодействия указанных сил зависит судьба городской целевой программы  «Москва выставочная» и становление столицы в качестве выставочного центра мирового значения.

Есть уверенность в том, что реализация программных мероприятий внесет достойный вклад в развитие и укрепление экономики города Москвы.

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004