Круглый стол “Современные тенденции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ

 

Сергей Павлович Алексеев, президент МСВЯ, ген. директор ЗАО «Ленэкспо»

 

– Уважаемые коллеги!

Сегодня мы подводим итоги работы всей выставочной отрасли. Мне хотелось бы дать обзор ситуации в России, рассказать о деятельности МСВЯ и о предложениях по дальнейшей работе.

Выставочная деятельность в России в настоящее время является не только ярко выраженным сегментом общего рынка, но и самостоятельной отраслью экономики. У нас динамично развивается современная выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу и профессиональные кадры. Растет количество специализированных выставок, способствующих развитию инновационных процессов, повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке, привлечению инвестиций для российских проектов.

Постепенно осуществляется переход от выставок товаров к выставкам, демонстрирующим внутриотраслевые и внешнеэкономические взаимосвязи. Все больше мы уходим от торговли и приходим к профессиональным специализированным выставкам, где общается бизнес с бизнесом, бизнес со своими заказчиками, как это происходит везде в мире. Это основные тенденции на нашем рынке.

Проведенные исследования показали, что основными задачами, которые ставят перед собой экспоненты, является нахождение партнера и установление прямых деловых связей.

В прошлом году членами МСВЯ было проведено 1405 выставок и ярмарок. Выставочной площади было продано 2 млн 16 тыс. кв. м. Участников было 145 000 из 129 стран. Официальный годовой оборот (есть разные суждения, но мы ориентируемся на те данные, которые нам предоставляют) – 206 млн долл. Иногда в этой связи говорят о миллиардах…

 

Как известно, есть три эффекта выставочной деятельности: первый – прямой (от продажи выставочной площади), второй – околовыставочный бизнес (от инфраструктуры – гостиницы, рестораны и т. д.), третий – пролонгированный эффект. Мне кажется, когда говорят о миллиардах, имеется в виду пролонгированный эффект, то есть то, что происходит по результатам работы выставки – контакты, контракты и т. д. Международный Союз выставок и ярмарок (МСВЯ) – организация, объединяющая профессиональных участников выставочной отрасли. В настоящее время в МСВЯ 79 членов, в том числе 70 – из России. Штаб-квартира находится в Нижнем Новгороде. Таким образом, члены Союза располагаются на всей территории России от Калининграда и Санкт-Петербурга на северо-западе до Владивостока на востоке и Сочи на юге.

Мы давно ведем добровольную сертификацию выставок компаний – членов МСВЯ.

Сегодня Знак МСВЯ имеет 161 выставка, организуют которые 39 компаний – членов нашего Союза. Аудит параметров заявленных мероприятий перед присвоением Знака проводят наши специалисты.

Мне очень приятно, что у нас сегодня есть 39 российских выставок – членов UFI. Я хочу сказать, что на последнем заседании Совета директоров UFI (я имею честь быть его членом) было предложено, учитывая представительность российской секции, увеличить число квото-мест России в этом Совете. В настоящее время из 50 членов Совета двое – из России (от «Ленэкспо» и от «Экспоцентра»). Я думаю, что на очередном Конгрессе UFI этот вопрос будет решен. В прошлом году у нас в действительные члены UFI были приняты компании «Кузбасская ярмарка» и «Росинэкс». И «Экспоконста» в члены – партнеры выставочного бизнеса.

Переходим к ситуации в целом по стране. В России работают около 250 организаторов, которые проводят примерно 2500 выставок, застраивают около 3 млн кв. м, привлекают более 200 тысяч участников.

Больше половины выставочной площади нетто продается в Москве. В выставках Центрального федерального округа участвует около 50% российских экспонентов и около 75% от общего количества иностранных. На графиках показано также распределение выставочной площади нетто по регионам и городам.

Очень важный и самый больной вопрос – наличие инфраструктуры.

В регионах России выставки проводятся в основном в неприспособленных местах и помещениях.

Но с гордостью можно назвать следующие профессиональные выставочные центры России:

 

Всероссийский выставочный центр (Москва) – 108 500 кв. м;

«Экспоцентр» (Москва) – 81 000 кв. м;

«Крокус Экспо» (Москва) – 43 900 кв. м;

«Ленэкспо» (Санкт-Петербург) – 25 000 кв. м;

«Межрегиональный торгово-выставочный центр» (Чебоксары) – 14 300 кв. м;

«Нижегородская ярмарка» (Нижний Новгород) – 7500 кв. м;

«Казанская ярмарка» (Казань) – 6700 кв. м;

«Пермская ярмарка» (Пермь) – 5000 кв. м;

«Сибэкспоцентр» (Иркутск» – 4500 кв. м;

«Экспо-Волга» (Самара) – 4000 кв. м.

 

В настоящее время строится еще несколько выставочных центров. К нам в Союз приходит много запросов на получение методических рекомендаций по строительству. В конце апреля прошел семинар UFI в Австрии, на котором рассматривались основные требования к современному выставочному комплексу. По результатам семинара нами будут изданы методические материалы. Основное – соблюдение следующих условий: обеспечение максимума удобств участникам и посетителям выставок, высококачественный сервис (транспорт, таможня, застройка стендов и т. д.).

Нельзя не сказать о крупнейших зарубежных игроках на российском выставочном рынке. В настоящее время их деятельность никак не регламентируется. Это отдельный разговор, иногда не совсем простой. Все это надо учитывать, когда мы будем принимать федеральный закон о выставочной деятельности.

Уже долгое время мы говорим об отсутствии координации, в том числе со стороны Правительства и региональных Администраций, большое количество выставок одинаковой тематики проводится зачастую в одном городе. Оособенно актуальна эта проблема для Москвы.

Другие важнейшие проблемы нашей отрасли, о которых не было сказано: некорректная конкуренция и большое количество непрофессиональных фирм-организаторов, отсутствие единых стандартов выставочно-ярмарочной деятельности (законы, правила, терминология), низкая эффективность ряда выставочных мероприятий из-за недостаточного привлечения посетителей-специалистов.

Отдельно надо отметить вопросы таможни. Буквально месяц назад у нас прошло заседание Консультационного совета при ГТК, и сейчас уже подготовлен приказ ГТК по таможенному оформлению и таможенному контролю выставочных грузов. Нам нужно пожелать, чтобы как можно скорее этот приказ был подписан, поскольку это здорово облегчит нашу работу. В настоящее время мы испытываем колоссальные трудности в этой области.

Учет статистики выставочных мероприятий в МСВЯ мы ведем несколько лет, однако до сих пор в России практически не проводится независимый аудит статистических сведений. Можно привести только единичные примеры. На это надо обратить особое внимание.

В области подготовки кадров работа начата и активно проводится по многим направлениям, создается система обучения специалистов-выставочников.

И самое главное. Нельзя забывать, что выставки – это мощный инструмент развития экономики регионов. Мне кажется, в Минэкономразвития РФ и ТПП РФ должны это учитывать.

Я благодарен организаторам мероприятия, на котором мы присутствуем, за возможность встретиться и выслушать друг друга. Надеюсь, что такие встречи станут ежегодными.

(Печатается с сокращениями)

 

Владимир Михайлович Шкуратов, заместитель ген. директора ЗАО «Экспоцентр»

 

– Уважаемые коллеги, уважаемые друзья!

Пользуясь  предоставленной  возможностью,  хочу  поделиться  некоторыми соображениями в отношении роли и места выставочного сообщества России в современных условиях.

Сергей Павлович Алексеев в своем докладе достаточно объективно и полно дал характеристику состояния дел нашей выставочной отрасли. Есть все основания считать, что наша сфера деятельности становится самостоятельной отраслью, поскольку по своему положению в народном хозяйстве она уже заслужила этот статус. И вот что мне хотелось бы отметить. Пока что самым основным следствием начавшейся в стране административной реформы   для российского выставочного сообщества стала ликвидация Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, окончательный состав которой только в январе этого года был утвержден. Основание – Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2004 года «Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством РФ».

Возникает резонный вопрос: «А кто будет преемником этой Комиссии? Кто продолжит реализацию известного Постановления и известной Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, утвержденной на уровне заместителя председателя правительства страны в марте 2001 года?» Ответа нет. И я не уверен, сможем ли мы в ближайшее время получить этот ответ.

Второе. Кто станет координировать выполнение плана реализации основных положений этой Концепции, тоже утвержденного на уровне заместителя председателя правительства в декабре 2003 года? И, наконец, кто и на каком уровне станет доводить до конечного результата ряд проектов документов, разработанных во исполнение этого самого плана в 2002–2003 годах с позиции российской части МСВЯ?

 

Имеются в виду следующие Положения:

– Положение о порядке формирования перечня выставочных мероприятий, проводимых за рубежом при полном или частичном их финансировании из средств федерального бюджета.

– Положение о проведении конкурса выставочных организаций на право организации российских экспозиций за рубежом с их частичным или полным финансированием из средств федерального бюджета. Уже наступила середина 2004 года, а по 2005 году еще вообще ничего непонятно: что будет, как и кем будет реализовываться наше стремление наиболее эффективно представлять интересы нашей страны за рубежом. Это две взаимосвязанные проблемы. Затяжка с их решением, я думаю, нанесет серьезнейший ущерб всему выставочному сообществу и репутации страны, потому что, когда мы готовим выставку «в пожарном порядке», буквально, как раньше говорили, «на коленях» за 2–2,5 месяца, ничего путного из этого выйти, естественно, не может.

Также было разработано и находилось на рассмотрении в этой Комиссии Положение о процедуре присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса и ряд других проектов, среди которых, кстати, и проект Федерального закона о выставочно-ярмарочной деятельности.

Ответы на эти вопросы напрашиваются в контексте замысла административной реформы: выставочно-ярмарочную деятельность в стране обязана возглавить общественная саморегулируемая организация, а именно ТПП РФ, при взаимодействии с МСВЯ (его российской частью, естественно). При этом на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области выставочно-ярмарочного дела, могла бы лечь не очень, как мне представляется, тяжелая задача, а именно выделение по совместному представлению ТПП РФ и МСВЯ средств из федерального бюджета на финансирование, скорее всего частичное, российских экспозиций в рамках выставочных мероприятий за рубежом.

Далее. Федеральный закон от декабря 2002 года «О техническом регулировании» позволяет МСВЯ (российской части) при соблюдении ряда условий осуществлять функции органа добровольной сертификации выставочных мероприятий. В конце прошлого года  подтверждение этому в Минэкономразвития России поступило из Госстандарта РФ, предшественника нынешней Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Поэтому я хотел бы внести предложение: необходимо создать в рамках МСВЯ структуру, организующую и проводящую добровольную сертификацию выставочных меро­приятий после предоставления в «Федеральную   службу по техническому регулированию» четырех документов, предусмотренных законом «О техническом регулировании». Кстати, к этому российских членов международной ассоциации выставочной  индустрии обязывает недавнее решение руководящего органа UFI, согласно которому Ассоциация не будет утверждать предоставление знака UFI претендующим выставочным мероприятиям, не прошедшим независимый аудит по основным параметрам выставочных мероприятий по правилам UFI.

Как известно, принято решение о разработке до конца текущего года городской целевой программы «Москва – выставочная». Будучи одним из учредителей Гильдии выставочных организаций МТПП, ЗАО «Экспоцентр» подготовил и представил в Гильдию обоснования необходимости разработки такой программы в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 1 марта 2004 г.

На выходе – предложения «Экспоцентра» по содержанию этой Программы. Эти предложения касаются основных вопросов многогранной выставочной деятельности как инструмента развития отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. А положительная динамика таких отношений сделает возможным выбор именно Москвы в качестве места проведения «Экспо– 2015».

 

 

Александр Валентинович Баранов, ген. директор компании «УралЭкспоцентр», г. Екатеринбург

 

– Дорогие друзья, коллеги! Мы не имеем такую большую историю развития, как «Нижегородская ярмарка». Но и в нашем регионе в конце девятнадцатого века проводилась Ирбитская ярмарка. В дореволюционной России и участники выставочно-
ярмарочной
деятельности и сами выставки-ярмарки распределялись достаточно равномерно по всей России. В настоящее время это не так. К сожалению, надо признать, что выставочно-ярмарочная деятельность сконцентрировалась сегодня в Москве. В подтверждение известного
утверждения о зеркале экономики, капитал тоже сосредоточен в основном в Москве.

Наш регион интересен тем, что был ранее закрытым. Практически стартовали мы с нуля в начале девяностых при очень слабой инфраструктуре, как выставочной, так и около-
выставочной. Сегодня только-только начинает развиваться сеть гостиниц. Таможня у нас фактически начала работать в начале девяностых годов, взрослела вместе с нами.

Но я хотел бы затронуть в своем выступлении как проблемы своего, так и других регионов России.

Мы много говорим о недостаточной материально-технической базе нашей отрасли. Повезло выставочным организациям в тех регионах, где сохранились помещения бывших филиалов ВДНХ, как, например, в Казани, Перми. В большинстве же случаев места проведения региональных выставок являются неприспособленными помещениями.

 

На мой взгляд, совершенно необходимо, используя возможности торгово-промышленной палаты, Международного Союза выставок и ярмарок и UFI, предложить региональным выставочным компаниям стандартные модули площадью 5–10 тысяч квадратных метров, которые можно было бы достаточно просто установить на месте. Я думаю, что надо учитывать имеющийся опыт в этой области, а также материалы недавно прошедшего в Иркутске семинара для формирования соответствующих предложений региональным компаниям.

В добавление к проблеме грамотного проектирования выставочных комплексов в регионах встает проблема финансирования таких проектов. В большинстве случаев у выставочных организаций не хватает необходимых средств, поскольку срок окупаемости составляет от 7 до 10 лет, а объемы финансирования достаточно велики. На наш взгляд, необходимо разработать систему обеспечения гарантий по возврату заемных денежных средств финансовым структурам, которые на
сегодняшний день могут профинансировать выставочный проект. Пока же каждый пытается решить эту проблему самостоятельно и не всегда удачно.

 Следующая проблема – взаимодействие с представителями власти. Здесь есть как положительные, так и отрицательные моменты. На сегодняшний день выставочная деятельность сформировалась как отрасль, но не всегда этой отраслью начинают грамотно руководить. Порой отсутствие взаимопонимания приводит к явным нелепостям. Например, в нашем регионе совершенно серьезно обсуждался вопрос о строительстве выставочного комплекса площадью 100 тысяч квадратных метров. И это, на мой взгляд, утопичное предложение достаточно долго рассматривалось, хотя известно, что в настоящее время во всей России используется всего около 300 тысяч квадратных метров выставочных площадей. В то же время мы видим и положительный эффект от взаимодействия с правительственными структурами. Имеет место
своеобразная координация деятельности, оказывается поддержка, но возникающее желание поруководить не всегда нам на пользу.

Что касается недобросовестной конкуренции, о которой здесь уже говорилось… На мой взгляд, во многом благодаря МСВЯ, представители нашей отрасли, особенно члены нашего союза, развиваясь с начала девяностых годов, в большинстве своем смогли работать по международным стандартам. Зачастую в регионах, хотя мероприятия проходят и не в таком масштабе, как в Москве, нам не стыдно за нашу работу. Выставки проходят по единым международным стандартам, можно сказать, по стандартам UFI.

Однако, на мой взгляд, обязательно должна проводиться добровольная сертификация, надо удалять с рынка недобросовестных конкурентов и слабых операторов.

Следующая проблема в регионах – взаимодействие с местными торгово-промышленными палатами. В последнее время и Торгово-промышленная палата РФ и Московская торгово-промышленная палата грамотно и сильно работают в области координации выставочной деятельности и оказывают помощь в проведении выставочно-ярмарочных мероприятий. К сожалению, во многих городах ситуация не такая. В очень многих регионах торгово-промышленная палата выступает как конкурент давно работающим выставочным компаниям и как участник выставочно-ярмарочной деятельности, не всегда самый сильный. Поэтому здесь еще большое поле деятельности в распространении положительного опыта, который имеется в Москве, в Перми и других городах.

Достаточно спорный вопрос – взаимодействие с операторами из-за рубе­жа, выходящими в регионы. Сегодня мы опасаемся, что, как только допустим их на наш рынок, они нас погло­тят. Проблема существует. Но совместная работа по организации выставок с такой компанией в течение двух-трех лет дала нам большой положительный опыт, и в то же время мы смогли сохранить самостоятельность. На мой взгляд, ситуация неоднозначная, и отношение должно быть достаточно корректным.

Еще одна проблема, которая нас ожидает, – взаимодействие с московскими выставочными организациями, начинающими работать на нашей территории. Сейчас это происходит не всегда грамотно. На мой взгляд, самый правильный путь – идти через местных партнеров, которые уже там действуют. В таком случае выставочная деятельность в регионах только выиграет.

Как пример успешного развития околовыставочного бизнеса и выставки могу привести выставку военной техники «Russian Expo Ams», уже несколько лет проходящую в Нижнем Тагиле. И сейчас планируется перенести ее в Подмосковье. Где проводить выставку? Там, где легче привести посетителя на эту выставку? Однозначного ответа нет. Я, безусловно, считаю, что в нашем регионе. Там создана мощная инфраструктура. Шесть тысяч квадратных метров закрытой площади, порядка двадцати тысяч квадратных метров открытых выставочных площадей. Очень удобная площадка для стрельб и пробегов. Но это пример, когда пытаются перетащить «раскрученную», успешную, достаточно нужную для региона тему в Подмосковье.

Таких примеров можно привести много. На мой взгляд, тенденции развития выставочной деятельности в регионах показывают, что существуют довольно слабые предпосылки для роста выставок в регионах по конкретной тематике, потому что по-прежнему концентрация средств и финансов происходит в Москве, и остается стереотип в отношении преимущественного участия иностранных компаний в московских выставках. Только в редких случаях мы можем конкурировать с московскими операторами по объему выставочных площадей.

И вторая возможность – это взаимодействие, когда столичные выставочные брэнды пойдут в регионы. Мы готовы к этому взаимодействию.

 

 

Игорь Константинович Филоненко, ген. директор  ООО «Защита Экспо»

 

– Уважаемые коллеги!

Мне хотелось бы выделить три важнейшие проблемы, стоящие перед выставочным  сообществом.

Номер один – материально-техническая база. Причем сейчас это понимается в Москве как строительство новых выставочных комплексов и расширение старых. Но конечно проблема глубже. Потому что за строительством комплексов следует проблема, связанная с инфраструктурой, – с гостиничным хозяйством, готовностью городов принять большое количество людей и т.д.  Мы помним, как в лучшие времена форума «Россия единая» «Нижегородская ярмарка» не могла достойно разместить всех участников и посетителей. На мой взгляд, по этой причине проект несколько откатился назад, но я  надеюсь на его возрождение.

Вторая проблема –  это статистика и нормотворчество. Существует ряд тем, которые упираются именно в это. Мне кажется, проблема недобросовестной конкуренции на три четверти зависит от достоверности статистики и нормотворчества. Фактически «шаромыжников» от выставочного бизнеса поддерживают эти две вещи.

Непроверяемая статистика, когда пишут все, что угодно. И я хочу сказать, что не всегда МСВЯ проявляет в этом смысле жесткость. Особенно трудно собрать достоверные сведения о количестве посетителей.

Нормотворчество – тоже большая проблема, особенно в отношении
государственных чиновников. Часто говорят, что добросовестность чиновника и есть его капитал. А мне кажется, что у чиновника должны быть жесткие правила поведения и установленные требования в отношении принимаемых решений.

И третья проблема – это кадры. Проблема эта связана не только с уровнем зрелости нашего рынка. Она связана с этапом, на  котором мы сейчас находимся. Этап этот очень сложный.  В течение двух лет, на мой взгляд, может фактически произойти полный передел нашего рынка. В Россию выходят крупные мировые выставочные сети. И собственно говоря, многие из сидящих здесь в зале сталкивались с их представителями. Здесь у нас два пути. Один – это интегрироваться в глобальные выставочные сети. Второй путь – это заниматься своими проектами. И тот, и другой путь предполагает более высокий уровень компетенции сотрудников.

И понимание ситуации существует. Работа активизируется по всем направлениям. Исследования, которые мы проводили (а мы опросили порядка тридцати выставочных компаний) показывают, что 90% руководителей готовы вкладывать деньги в программу повышения квалификации своих сотрудников и 30% в программу долгосрочного обучения менеджеров.

Первые шаги сделаны. Вы знаете о той большой работе, которую торгово-промышленная палата проводит, особенно московская. Создан соответствующий центр, существует краткосрочная программа, международная программа подготовки кадров. Прошел первый набор в Академию народного хозяйства, где сейчас учатся по программе MBА четырнадцать представителей  российских выставочных компаний, из которых семь – генеральные директора. Открыт сайт www.expocom.info. Уже есть порядка ста подписчиков на новости. И мне кажется, эта работа будет вестись и в дальнейшем.

Актуальные задачи в этой области, на наш взгляд, следующие:

 продолжение методической работы, издание методических пособий для различных категорий специалистов, занятых в выставочно-ярмарочной сфере;

сотрудничество с ведущими международными выставочными ассоциациями  по методическим и образовательным вопросам, которое сейчас осуществляется;

это мониторинг состояния выставочной индустрии в Москве и в России в целом;

участие в законотворческой и нормативной деятельности и включение туда проблематики подготовки кадров и научно-исследовательская работа в области ВЯД.

 

Игорь Леонидович Прудников, ген. директор ООО «Росинэкс»

 

– Мы все согласны с тезисом, что выставочная деятельность – это абсолютно свободный рынок. Безусловно, сегодня необходим документ, который бы определил сферу ответственности и сферу влияния
государства. Наша задача как профессионалов выставочного бизнеса – определить те приоритеты, на которые должно быть направлено внимание государства. Государственной поддержкой должны пользоваться не только выставки, проходящие за рубежом. В этом случае речь идет не столько о выставочном бизнесе, сколько о программе поддержки экспорта отечественных товаропроизводителей.  Выставки являются всего лишь инструментом. Не менее важна организация выставок внутри России, и роль государства здесь трудно переоценить. Игорь Филоненко затронул тему о сетях… Вообще это очень сложная тема – о национальности российского бизнеса.

Сказать, что сегодня есть четкий ответ на вопрос, какой национальности выставочный бизнес в нашей стране, я бы не решился. Он у нас размыт. И пока еще мы находимся на том этапе, когда рядом решений и, прежде всего на государственном уровне, можно сохранить национальный выставочный бизнес. Такие примеры в мире есть: прежде всего – Германия, в определенной степени – Италия. Возможно, в России будет международный бизнес, когда мы будем одной из структурных частей  международного выставочного бизнеса? Не будем сейчас обсуждать, что плохо, что хорошо. Тема достаточно серьезная. Одной из задач государства является управление и регулирование отдельных  внутренних рынков, а не только поддержка экспорта и товаропроизводителей.

И на мой взгляд, очень важно определить те брэндовые  выставочные мероприятия  России, которые нуждаются в государственной поддержке. В чем эта поддержка может выражаться? Безусловно, в продвижении этих брэндов по всему миру с использованием информационного и организационного потенциала государства, а не только финансового. Финансовый, конечно,  тоже, но больше в отношении материально-технической базы, поскольку именно она дает основу для управления экономикой и ее развития внутри страны. А говоря о рейтинге, продвигая выставочные брэнды по всему миру, государство тем самым развивает выставочную деятельность у себя. Сколько сегодня таких брэндов в России? Есть система оценки, предложенная МСВЯ, – 161 выставка имеет знак МСВЯ. Может быть, это тот список, на который должны опираться все выше и рядом  стоящие структуры в лице территориальных торговых палат, ТПП РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и федеральных органов исполнительной власти?

Что касается работы в области нормативной базы… Нами подготовлен ряд предложений, в том числе проект Положения о порядке формирования единого календаря международных выставок, документ о порядке участия органов государственной власти в выставочной деятельности.  Документ крайне необходим для обеспечения добросовестной конкуренции. Потому что зачастую в основе недобросовестной конкуренции лежит не личная мотивация представителей выставочного бизнеса, а некое объединение интересов отдельных выставочных компаний и отдельных органов государственной власти. Продолжается работа над документом, который мы называем по-прежнему проектом федерального закона. Перед мартовскими событиями, связанными с административной реформой, мы провели ряд встреч в Минэкономразвития, где подготовлен свой проект этого закона. Также в конце февраля  на заседании Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров был рассмотрен документ, называемый «Положение об организации выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации». Есть предложения, подготовленные в МСВЯ и в Гильдии. Общее мнение – необходима совместная работа.

Я думаю, после того, как станет понятно, какой государственный орган будет отвечать за выставочную деятельность, мы продолжим этот диалог. В Госдуме есть понимание этой проблемы. Мы встречались и с членами Комитета по законодательству и т.д.

Сегодня много говорилось о заседании Правительства Москвы, на котором были рассмотрены перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности и материальной базы. Учитывая, что выставочный бизнес является свободным экономическим бизнесом, наверное, через площадки мы не сможем решить проблемы конкуренции, которые возникают. Поэтому давайте попытаемся их решать через выделение главных событий.

 

 

Юрий Александрович Захарченко, ген. директор ЗАО «СОУД - Сочинские выставки»

 

– Я хочу вернуться к выступлению Сергея Павловича Алексеева по вопросу конкуренции.

Есть три вида конкуренции. Первый, который я не приветствую, это конкуренция между тем же Нижним Тагилом и Омском, в результате которой выигрывает компания  «Крокус». Потому что «Оборонэкспорту» удобнее ездить в «Крокус Экспо», чем в Нижний Тагил или в Омск.

Эта конкуренция ни к чему хорошему не приведет.

Второй вид конкуренции – это когда в рамках одного города на каждые десять тысяч жителей приходится по выставочной организации. Эту картину мы наблюдаем в Ростове-на-Дону. Это уже не конкуренция, а самая настоящая свалка.

К этому же типу относится конкуренция между многими аналогичными по тематике выставками, проходящими одновременно в одном городе. Это тот самый тип «собачьей свалки». Кому это нужно, никто не понимает.

В то же самое время я могу привести, как пример, конкуренцию между выставками «Курорты и туризм», которые проходят на трех площадках Краснодарского края. Основная площадка – Сочи, кроме этого – Анапа и Геленджик. Это связано только с одним: показом баз приема. То есть участники выставки посещают все базы приема, санатории и пансионаты. А затем на ближайшей выставочной площадке заключаются контракты. Это третий тип конкуренции. Дай Бог, чтобы мы все участвовали в такой конкуренции, чтобы мы делали одно дело, помогая друг другу.

Второй момент, по которому я хотел бы высказаться. Это так называемое строительство региональных выставочных центров.  К сожалению, из шести центров, которые сданы в последние четыре года, только один, в Самаре, остался действительно выставочным центром. Остальные стали обычными супермаркетами или просто рынками со множеством палаток.

Вывод: региональные выставочные центры должны быть многофункциональными, а не привязанными только к выставкам. Иначе такой центр обречен на финансовую неудачу. В центре должна быть предусмотрена возможность проведения спортивных соревнований, культурно-массовых мероприятий, концертов и презентаций. Это единственная возможность спасти региональный выставочный центр от «стихии рынка».


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004