Пять лет из жизни Экспоцентра

 

Из Концепции развития выставочной деятельности в г. Москве, 1999 г.:

ЗАО «Экспоцентр» наиболее современный, инвестиционно-активный и успешно действующий городской комплекс, являющийся организатором выставок, проводит:

– выставки международные и национальные;

– предоставляет услуги на уровне лучших мировых комплексов.

Перспектива развития связана:

– с поэтапным строительством в границах территории новых павильонов и доведением выставочных площадей с 65 до 129 тыс. кв.м.;

– с разрешением Правительства Москвы на отвод дополнительных участков земли под новый корпус и строительство паркингов для автомобилей (с учетом развития ММДЦ «Москва-Сити»)

 

Похоже, измерение жизни страны в советское время знаменитыми пятилетками имело под собой основания: именно этот временной отрезок давал полную картину развития или регресса промышленности, науки, экономики и т. д. Впрочем, о регрессе речь не шла…

«Экспоцентр» свою жизнь пятилетками никогда не отсчитывал, хотя, естественно, имел (и имеет) планы развития на год, на два и на более поздние сроки. И все же, если считать «по-советски», сейчас заканчивается девятая пятилетка главной старейшей выставочной организации страны, и именно о ее результатах пойдет речь в этом материале.

Так получилось, что это пятилетие в судьбе «Экспоцентра» разделилось на две неравные части. В 2002 году сменилось руководство ЗАО «Экспоцентр», «у руля» встали топ-менеджеры высокого класса и большого опыта во главе с Владиславом Леонидовичем Малькевичем. И уже через некоторое время «новая власть» доказала правильность выбранных ею тактики и стратегии развития и Общества в целом, и Выставочного комплекса в частности. Но давайте по порядку…

 

Выставочный комплекс

 

Не один десяток лет «Экспоцентр» мечтал о расширении своих выставочных площадей. Их катастрофически не хватало для проведения таких выставочных «колоссов», как «Мебель», «Консумэкспо», «Продэкспо», «Автосалон» и «Мотор-Шоу». Да и более «мелкие» смотры являлись, собственно, «мелкими» именно из-за нехватки места: заявок-то на участие в них хватало с лихвой.

Вступление в эксплуатацию в 2002 году павильона № 7 – флагмана экспоцентровской «выставочной эскадры» – резко изменило положение вещей: значительная прибавка в пятнадцать тысяч выставочных «квадратов», естественно, дала возможность увеличения экспозиций многих выставок и ярмарок. Так, например, знаменитая выставка «Мебель» в 2003 году установила (в том числе и с помощью павильона № 7) рекорд: 45 тысяч квадратных метров.

В целом же общая годовая выставочная площадь в 2003 году превысила 500 тысяч квадратных метров (в предыдущем выставочном сезоне – около 450 тысяч). Каждый квадратный выставочный метр «оборачивался» в году 12 раз – такого нет ни в одном выставочном комплексе мира.

«Косметические изменения» коснулись почти всех павильонов комплекса на Пресне. Павильон №1 (первенец «Экспоцентра») получил полностью переоборудованный под проведение выставочных мероприятий «второй ярус». На очень многих выставках и ярмарках стали появляться временные павильоны, дающие существенные прибавки экспозиционной площади, «летние» павильоны 1А и 1Б играют свою важную роль.

Сама территория и внутрипавильонные пространства также значительно видоизменились: более полноценной, красочной, информационной стала реклама; появились новые «легкие» закусочные и маленькие кафе с приличным ассортиментом блюд и напитков; расширился и ассортимент услуг для посетителей и экспонентов.

Впрочем, проблем хватает и сейчас. Хотя надо признать, что если раньше часто звучало «проблем хватает», но, как говорится, дальше этого не шло, теперь – «идет». Приведу факты.

Разработана реальная концепция перспективного развития выставочной базы «Экспоцентра», выданы технические задания на строительство павильона № 8 (площадью 20 тыс. кв. м), реконструкцию подподиумного пространства, полностью реконструировано административное здание. В ближайшие годы будут созданы проекты еще двух павильонов (№ 9 и 10), которые дадут прибавку в 10 тысяч квадратных метров. Уже в скором времени будет построено ограждение на Краснопресненской набережной, что в значительной мере позволит решить вопрос стоянки автотранспорта. В стадии решения находится и проект организации автостоянок у Центрального входа (въезда) на комплекс со стороны Красногвардейского проезда. Имеются реальные возможности еще более увеличить парк автостоянок в случае, если Правительство Москвы решит положительно ряд «наболевших проблем».

 

Выставки и ярмарки

 

В 1999 году «Экспоцентр» провел 60 выставочных мероприятий, где экспонировали свою продукцию и услуги почти 15,5 тысячи фирм и организаций из 80 стран на общей площади 285,2 тысячи кв. м. Их посетили полтора миллиона человек.

В 2003 году в комплексе «Экспоцентр» прошли уже 83 выставки и ярмарки, где почти 24 тысячи экспонентов из 83 стран на площади 508,7 тыс. кв. м приняли почти три миллиона посетителей.

Ряд выставочных мероприятий, не доказавших свою привлекательность для экспонентов, были или закрыты, или превращены в отдельные салоны и разделы более крупных выставок. Одновременно возникли новые (успевшие практически сразу доказать свою пользу) смотры – такие как «КИТАКС» (мебель для кухонь) и «Леспромбизнес» (международная выставка «Бизнес в лесопромышленном комплексе»). Нет сомнений, что таким же «полноценным» станет и новый смотр БИСК («Банки. Инвестиции. Страхование. Консалтинг»), ранее (до 2004 г.) проходивший в более усеченном варианте под названием «Банк и офис».

Почему есть подобная уверенность? Да потому, что помимо экспозиций, связанных с вопросами банковского и финансового бизнеса, инвестиций, страхования и консалтинга, предполагается проведение уникального видеомоста «Глобальный бизнес-диалог» с участием финансистов России, США, Европы и Азии. Они будут находиться на различных торговых и финансовых площадках мира. Возможно, предстоит и прямая трансляция по российскому телевидению.

В список дополнительных мероприятий включены исключительно важные конференции в области финансовой инженерии, фондового рынка, инвестиций.

Пройдут своеобразные мастер-классы по бухгалтерскому учету, налоговому законодательству, семинары по макроэкономическим вопросам финансирования.

Конечно, на этом список новых выставочных мероприятий «Экспоцентра» не заканчивается, прорабатываются новые проекты, связанные как с «собственными», так и «гостевыми» выставками и ярмарками.

За пятилетку, о которой идет речь, еще шесть международных смотров «Экспоцентра» стали обладателями Знака Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI (The Global Association of the Exhibition Industry). Теперь их на счету «Экспоцентра» – 13: «Консумэкспо», «Продэкспо», «Химия», «Лесдревмаш», «Металлообработка», «Здравоохранение», «Агропродмаш», «Связь–Экспокомм», «Нефтегаз», «Электро», «Инлегмаш», «Мир стекла», «Мебель».

17 выставок и ярмарок отмечены Знаками Международного Союза выставок и ярмарок.

Имеют официальную поддержку авторитетных международных ор-ганизаций такие смотры, как Автосалон (Международное объединение автомобилестроителей ОИКА) и «Лесдревмаш» (Европейская Федерация производителей дерево-

обрабатывающего оборудования ЮМАБУА).

Большинство «собственных» выставок и ярмарок «Экспоцентра» проходят под патронатом ТПП РФ. Некоторые выставочные мероприятия, организуемые и проводимые «Экспоцентром», представляющие особый интерес для экономики столицы, удостоены патроната Московского Правительства.

Значительно перестроена работа по организации участия российских экспонентов на выставках за рубежом. Вместо не оправдавшей себя фирмы «Загранвыставка» созданы три новых, профильных: «Экспомир», «Экспоконсум» и «Экспомаш». Это дало возможность сосредоточиться на решении не общих, а конкретных вопросов привлечения российских производителей на выставки за рубежом.

Принципиально новым стало решение об организации собственных международных смотров за границей: фирма «Экспомир» уже подготавливает два таких мероприятия, которые будут проведены в этом году в Украине. Та же фирма успешно продолжает работу по формированию российской секции на ЭКСПО-2005 в Японии.

 

«Экспоцентр» и выставочный  мир

 

Как известно, «Экспоцентр» является членом трех главных выставочных организаций: Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), ИНТЕРЭКСПО и Международного Союза выставок и ярмарок. Представители «Экспоцентра» не только принимают участие в непосредственной деятельности этих выставочных союзов, но и входят в их руководящие органы: генеральный директор «Экспоцентра» В.Л. Малькевич избран в Совет Директоров UFI, является вице-президентом МСВЯ, в ИНТЕРЭКСПО именно «Экспоцентр» представляет все выставочное сообщество России.

В 2005 году очередной, 72-й Конгресс UFI состоится в Москве. Подготовка и проведение его доверено «Экспоцентру».

Участие в вопросах совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности

В 2000 году «Экспоцентр» через Гильдию выставочно-ярмарочных организаций МТПП внес предложения по проекту Закона Москвы «О выставочно-ярмарочной деятель-ности в городе Москве».

В 2001 году был разработан и представлен проект Регламента работы Московского городского координационного Совета по выставочно-ярмарочной деятельности. В тот же период представлены предложения по основным направлениям взаимодействия Гильдии с органами власти и управления Москвы.

В июне 2003 года руководство «Экспоцентра» приняло участие в разработке Кодекса профессиональной этики членов Гильдии.

Это, конечно, далеко не полный перечень…

Совершенствование структуры «Экспоцентра»

Глобальная перестройка деятельности крупнейшей выставочной организации страны, конечно, невозможна без совершенствования структуры самой организации. И подобный процесс успешно продолжается.

В частности, расформирована фирма «Информреклама», а на ее базе создана новое подразделение – коммуникационная фирма «Экспо-Реклама», что привело к интенсификации работы, разработке и вводу в действие новых видов деятельности, в частности, электронной регистрации посетителей выставок, самостоятельной подготовки и выпуска каталогов выставочных мероприятий, проведению социологических исследований и анализа деятельности «Экспоцентра», значительному изменению содержания сайта Экспоцентра в Интернете, «обновлению» и видоизменению главных изданий Общества – журнала «ЭкспоКурьер» (который сейчас выпускается четыре раза в год, плюс выходят два специальных выпуска «ЭкспоКурьер-Ревю» на английском языке) и «Обзор событий «Экспоцентра».

О реформации фирмы «Загранвыставка» вы уже прочитали чуть выше.

Создан весьма результативный Отдел безопасности.

В ближайшее время начнет работу Отдел маркетинга и анализа, что, безусловно, приведет к новым положительным сдвига в работе.

Блестящие результаты дала конгрессная деятельность, коммерческие результаты которой превзошли все ожидания.

Особо следует отметить создание Экспоклуба, главными целями которого являются консолидация руководителей выставочных организаций, союзов и объединений предпринимателей, заинтересованных в развитии выставочного бизнеса, представителей законодательной и исполнительной властей для обсуждения наиболее значимых вопросов и развития профессиональных контактов. Уже первое заседание Клуба показало, насколько велики его возможности и как значима реальная отдача.

 

Эпилог

 

Собственно, эпилог этого рассказа является предисловием к новому пятилетию в истории «Экспоцентра». Сделано немало, но планы у «Экспоцентра» значительно обширней тех, о которых вы узнали сегодня. Мы рассказали не обо всем именно потому, что динамика «Экспоцентра» сегодняшнего дня неостановима, проблемы возникают и решаются, идеи приходят, разрабатываются и внедряются. И пятилетка переходит в новое пятилетие плавно, но стабильно.

И.П. Михалев,

руководитель пресс-службы

«Экспоцентра»


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004