ВЫСТАВКИ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Используйте, но и поддерживайте!

 

Мне снова повезло. Редакционное задание позволило встретиться с Юрием Ивановичем Котовым, личностью в выставочном бизнесе легендарной. И нет, конечно, в этой сфере ни одного человека, не знающего сегодняшнего председателя Гильдии выставочно-ярмарочных организаций МТПП. Профессионал высочайшего уровня, неординарный руководитель, умеющий понять нужды своих соратников и помочь во что бы то ни стало, способный на любом уровне доказать важность и необходимость продвижения выставочного дела,  он  не позволяет хвалить себя. Но, используя предстоящую юбилейную дату — 5-летие со дня основания Гильдии, — мы отступаем от привычных рамок. Благодарим господина Котова за данное газете интервью, желаем лично ему неиссякаемой энергии на долгие годы, а Гильдии — быть достойной своего высокого назначения.

 

 

– Юрий Иванович, пять лет назад Вы со своими единомышленниками создали Гильдию выставочных организаций. Это была объективная необходимость или дань моде?

– О чем вы говорите, какая дань моде? Это было очень актуально – создание такого сообщества. Дело в том, что предугадывалось и нарастало развитие экономики в стране. Вместо уже привычного падения, экономисты прогнозировали выравнивание экономической кривой и постепенный ее рост. Действительно так и произошло.

А выставочная деятельность, выставки – это же очень серьезный показатель. Чем больше в выставках участвуют, тем больше в них необходимости, а необходимость определяется развитием экономики. Выставка – механизм затратный, упирается в деньги. Но цель оправдывает средства – это возможность показать себя, посмотреть на других, сравнить качество и цены, объемы производства и так далее. Но есть еще одна сторона дела – это место, где происходит обмен мнениями, определяются ведущие и отстающие, основные конкуренты. На выставке сегодня главное не сама выставка, а то, что ты находишь свое место в этом бизнесе. Есть у специалиста выставочная площадка, нет ее, пользуется ли он чужой площадью или просто приехал посмотреть, что представляет отрасль, в которой работает, – получая информацию, он учится.  

Приведу пример. Недавно Гильдией принято решение поддержать мероприятие на ВВЦ, связанное с выставочной индустрией: технология, стенды, подача выставочных образцов и так далее. Больше сейчас говорят не о том, что там выставлять, поскольку большинство экспонатов было известно и раньше, а о том, какие проблемы и вопросы можно рассмотреть и сообща попытаться найти их решение. Надо понять, куда двигаться дальше. Выставок у нас много, площади переполнены. Мы крайне обеспокоены проблемой создания материальной базы, которая со временем не стала менее актуальной. Обмениваясь мнениями, опытом, мы потихоньку двигаемся вперед. Это вторая причина необходимости создания Гильдии.

Следующая проблема, которая подстегнула нас к ее созданию, — это взаимодействие с власть имущими. Лет восемь назад руководители, например Москвы, считали, что выставки должны приносить сиюминутный доход. За границей так не считают. Объясню, почему. В Германии, в том же Ганновере, власти города, проводя выставки, тут же вкладывают полученные деньги в дальнейшее их развитие. Приезжают на выставки сотни тысяч людей, которые пользуются отелями, ресторанами, такси, салонами, — всем, что связано с деловыми поездками. И это очень большие деньги. Гораздо большие, чем приносят непосредственно выставочные площади.

Этот косвенный экономический эффект – очень важный элемент в бюджете того города, где проходит выставка. Поэтому надо было всех приучить к тому, что выставкам надо помогать. Выставки – это не только красивое зрелище, это рычаг, метод, инструмент развития экономики. Пожалуйста, используйте, но и поддерживайте!

Четвертый аргумент в поддержку создания Гильдии. В связи с ростом интереса к выставкам появилась нездоровая конкуренция. В один и тот же день в одном и том же выставочном комплексе могли проходить выставки одной тематики. Я уж не говорю о недобросовестной конкуренции участников выставок, которые не

утруждали себя тем даже, чтобы название другое придумать. Поэтому и появилась задача приведения всего этого в порядок. За четыре года многое изменилось, но и сегодня подобное случается. Но теперь это случаи единичные. В прошлом году был такой прецедент, в этом году был тоже один, но не сотни, как раньше.

А Москва – это существенная часть от общего количества выставок по России, здесь выставляются не только москвичи, но и  представители всех российских регионов, иностранные фирмы.

Пять лет назад в России много проводилось выставок, организаторами которых были иностранные фирмы. Они, заключив с выставочной площадкой договор аренды, естественно, «заламывали» цены, подчас не приемлемые для российских экспонентов. Это сдерживало отечественных производителей товаров от участия в этих выставках. Они хотят не просто показать России свои достижения, но и продать иностранные товары, технологии, станки и многое другое. Это наши конкуренты.

И над этим тоже мы задумались, создавая сообщество, способное «причесать», уговорить, соединить. Соединить несоединимое. Было очень тяжело посадить за один стол переговоров руководство «Экспоцентра», ВВЦ и «Сокольников». Тогда еще не было Гостиного Двора, тем более – «КрокусЭкспо». Мы долго уговаривали каждого из них, объясняли и доказывали необходимость появления Гильдии, и в конечном итоге учредителями этой организации стали: Денисов И.С. – «Экспоцентр», Саюшев В.А. – ВВЦ,  Лапшин В.М. – «Сокольники» и МТПП. Эти организации стали и первыми членами Гильдии.

Поначалу эта гильдия считалась Гильдией хозяев выставочных площадей. Но жизнь подсказывала, что необходимо привлечь к этой работе самих выставочников, которых значительно больше. Они могли создать свою гильдию, и тогда бы мы вновь вступили в противоречие друг с другом.

А нам надо было находить общий язык с теми, кто пользовался выставочными площадями. Через определенный период времени все четыре учредителя сочли этот вариант отношений на выставочном рынке правильным. Вот тогда и появились новые фирмы – члены Гильдии. Сейчас их уже так много, что мы задумываемся о принятии на конкурсной основе.

С точки зрения объединения Гильдия сыграла очень большую и важную роль. Наше сообщество оставило след в создании нормативной базы. Естественно, назрел вопрос в Правительстве Лужкова о необходимости рассмотрения разработки Концепции выставочного дела в Москве  как центре выставок России. Дважды собиралось Правительство Москвы для утверждения Концепции, и оба раза ее не утверждали. В конечном итоге разработку этого документа поручили Московской торгово-промышленной палате, а точнее, Гильдии, которая собирает заметных участников выставочного дела. Сюда же был подключен Департамент науки и промышленной политики и большой специалист по выставкам Лев Юрьевич Вольдман. Концепция прошла с ходу.

Прошло почти пять лет после этого. Многое изменилось. И тут с инициативой внести изменения в уже устаревшую Концепцию выступил президент выставочного холдинга MVK Андрей Лапшин. Кстати, очень толковый специалист, активный, интеллигентный, выдержанный. Он построил новый павильон, у него много новых международных выставок, причем иностранные организаторы там практически не работают. Хотя иностранных участников — море. Так вот предложение Лапшина разработать новую Концепцию было принято. Потом состоялись думские слушания, мы доложили, что сделано. А сделано много. Но есть проблемы, которые не решены. Например, развитие материальной базы ВВЦ так и осталось, к сожалению, на бумаге. Так получилось.

Московская Дума поддержала предложение о разработке новой Концепции. Уже создана Комиссия во главе с вице-премьером Правительства Москвы Валерием Павлиновичем Шанцевым, полным ходом идет работа в этом направлении. Не могу сказать, что нет трений, что все так гладко, есть проблемы, и очень серьезные, в том числе и развитие материально-технической базы. Сегодня у нас ориентировочно 250 тыс. кв. м выставочных площадей, а надо, как некоторые утверждают, 400. Моя же точка зрения такова: к 2010 году мы должны иметь 700–800 тыс. кв. м площадей. Поэтому на последнем заседании Комиссии принято решение создать долгосрочную программу – лет на 15, – посмотрим, что получится. Мы с оптимизмом смотрим в будущее.

– Пять лет – не такой уж большой временной отрезок. Но сколько «видано-перевидано, вспомнить будет о чем»… Юрий Иванович, хотите поздравить с этим юбилеем своих соратников? Что Вы им пожелаете?

– Первое – это создание еще большей дружественной обстановки в диалоге с партнерами. Если хотите, то Кодекс чести – это только начало. Нам очень важно, чтоб в Москве развивалась материальная база – и на ВВЦ, и в «Сокольниках», и в «Экспоцентре», на других площадках. Я желаю, чтобы масштабные идеи, которые вынашивают администрации этих площадок, свершились уже в течение трех-четырех лет. Очень важно поднять уровень выставочного бизнеса с точки зрения не только его содержания, то есть тематики и так далее, но и с точки зрения наглядности, серьезнейшей подготовки кадров предприятий, участвующих в выставках. Причем, это целая наука. Российские люди, к сожалению, никогда этому не учились. Мы сейчас вынуждены этим заниматься.

И последнее мое пожелание. Чтобы у всех был не только жизненный успех, но и семейное благополучие. Потому что все выставочники — фанаты, готовые круглые сутки быть на работе. Всем вам, мои дорогие, здоровья и счастья.

                Беседу вела

Наталья МЫТОВА.


 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004