ОДНОЙ ИЗ НАШИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПАНИЙ…

Журнал «ЭКСПО ВЕСТНИК № 1, 2004.

 

 

На вопросы главного редактора отвечает

Виктор Валентинович Спасский, ответственный секретарь Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, руководитель Департамента координации внешнеэкономической деятельности и международных выставок Минэкономразвития

 

 

– Виктор Валентинович, как Вы считаете, механизм государственной поддержки выставочной деятельности должен оговариваться в разрабатываемом законе или планируется подготовить отдельный документ?

– Выставочно-ярмарочная деятельность в Российской Федерации в последние годы переживает заметный подъем, и вопросы ее развития постоянно находятся в поле зрения российского Правительства и Минэкономразвития России.

По мнению Минэкономразвития России, механизм государственной поддержки выставочно-ярмарочных мероприятий России должен регулироваться положениями Федерального закона «О выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации», вопрос разработки которого сейчас очень актуален.

 

– Но ведь разработка федерального закона о выставочно-ярмарочной деятельности, даже по самым оптимистическим прогнозам, дело не ближайшего будущего?

– Уже принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», подписанный Президентом Российской Федерации 8 декабря 2003 года, который вступит в действие в июне этого года. Статья 46 этого закона гласит: «Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти в рамках своей компетенции в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством осуществляют мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:

– организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

– проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки».

 В том варианте закона, который сегодня действует, этого записано не было, т.е. это уже шаг вперед. Теперь возникает вопрос, как это осуществить. Важно, чтобы средства для поддержки этих мероприятий выделяли и субъекты федерации, а не только Правительство. Тогда можно будет говорить, что поддержка выставочной деятельности осуществляется и на федеральном и на региональном уровне.

 

– Существует ли в настоящее время определенный порядок предоставления поддержки российским выставочным мероприятиям Министерством экономического развития и торговли? Какие формы поддержки существуют? Каковы критерии выбора мероприятия для поддержки?

– В настоящее время бюджетные средства на финансирование выставок и ярмарок, проходящих на территории России, целенаправленно не выделяются, в этой связи перечень таких мероприятий пока не формируется. В то же время Минэкономразвития России оказывает организационное и информационное содействие в подготовке ряда крупных выставочных мероприятий на территории России.

Мы считаем, что надо поддерживать те проекты, которые будут способствовать: продвижению российского экспорта, поддержке малого и среднего российского бизнеса, продвижению российских ноу-хау, связанных с переходом на высокие технологии, поддержке имиджа России и созданию благоприятного инвестиционного климата, реализации намеченных государственных программ по различным отраслям промышленности.

 

– Ведется ли учет выставочных мероприятий 2003 и 2004 гг., которые получили поддержку министерства, и можно ли получить их перечень?

– В Москве на территории ВВЦ с 9 по 12 июня 2003 г. состоялась 8-я выставка-ярмарка «Регионы России», организованная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. №896-р. Координацию подготовки и про­ведения этой выставки-ярмарки осуществило Минэкономразвития России. Был образован Оргкомитет по подготовке выставок-ярмарок «Регионы России», возглавляемый заместителем министра Ю.Н. Ждановым, а также действовавшая в его рамках рабочая группа по подготовке и проведению выставки-ярмарки. На указанной выставке был сформирован стенд Минэкономразвития России.

В рамках работы Оргкомитета по подготовке и проведению выставок-ярмарок «Регионы России» Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти и выставочной организацией «ВДЭНХ-Экспо» организована Выставка, посвященная 10-летию принятия Конституции Российской Федерации (ВВЦ, декабрь). При содействии Минэкономразвития России было организовано участие в этом мероприятии ряда российских регионов, федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Минэкономразвития России также оказало содействие в подготовке VIII Всероссийского научно-промышленного форума «Россия единая» (Нижний Новгород, 10–12 сентября 2003 г.), VI Международного промышленного форума «Российский промышленник» (Санкт-Петербург, 22–25 сентября 2003 г.), VII Всероссийской межотраслевой выставки «Покупайте российское» (Москва, ВВЦ, 17–21 декабря 2003 г.), IV Московского международного салона инвестиций и инноваций (Москва, ВВЦ, 25–28 февраля 2004 г.) и ряда других выставочных мероприятий.

 

– Как Вы относитесь к иностранным компаниям, выступающим в роли организаторов выставочных мероприятий в России?

– С учетом требований антимонопольного законодательства и необходимости соблюдения условий свободной конкуренции, Минэкономразвития России полагает вполне допустимым участие в выставочной деятельности на территории Российской Федерации наряду с российскими организациями иностранных компаний в качестве организаторов выставочных мероприятий. Деятельность иностранных выставочных компаний на территории России стимулирует развитие конкуренции на рынке выставочных услуг, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в развитие материально-технической базы выставочной деятельности.

При этом необходимо учитывать, что министерство, выступая за свободное обращение капиталов, товаров и услуг, обеспечивающее защиту частных инициатив и всех форм собственности, формирование полноценной выставочной инфраструктуры и условий для добросовестной конкуренции, категорически против предоставления необоснованных льгот и преференций иностранным компаниям.

Одной из первоочередных задач министерства является поддержка российских выставочных компаний. На данный момент, в связи с дальнейшим развитием выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, особую актуальность приобретают вопросы защиты от проникновения в отрасль недобросовестных, не имеющих достаточного опыта и квалификации фирм – устроителей выставок, не обеспечивающих экспонентам достаточный выбор и уровень качества предоставляемых услуг. Среди таких фирм могут встретиться и иностранные выставочные организации. Так, были зафиксированы случаи долгосрочной аренды иностранными выставочными компаниями выставочных площадей с целью их дальнейшей сдачи в аренду иностранным экспонентам по завышенным
ценам, при этом ряд российских компаний были лишены возможности представить свои продукцию и услуги на соответствующих выставочных мероприятиях. Высокие цены на участие – барьер на отраслевой рынок для малых и средних фирм. В результате
такой политики происходит соответствующее регулирование товарного потока, и приоритеты получают исключительно импортные товары. Такой подход препятствует продвижению российских товаров и услуг на экспорт, привлечению инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные отрасли российской экономики, а также ведет к недостаточному поступлению денежных средств в бюджет Российской Федерации, в том числе и от выставочно-ярмарочной деятельности.

 

– Вопрос, который не могу не задать. Как получается, что меро­при­ятия зарубежной выставочной компании, впервые выходящей на российский рынок, получают официальную поддержку нескольких федеральных министерств, в том числе и Минэкономразвития? При этом выставки, аналогичные по тематике, уже проводятся российскими компаниями.

– В каждом конкретном случае надо разбираться. Если проведение выставки отвечает нашей государственной научно-технической и промышленной политике, почему не помочь организаторам хотя бы размещением приветствия в официальном каталоге? Надо ориентироваться, что происходит в мире в той или иной отрасли промышленности. Мы заинтересованы в том, чтобы на выставках, проходящих на территории России, были представлены новейшие технологии и оборудование, которых у нас, может быть, и нет. Организатор обычно убеждает в необходимости проведения именно такой выставки, подробно рассказывая о тематике, о предполагаемых экспонентах и экспонатах, приводит убедительные аргументы, предъявляет технико-экономическое обоснование. Ведь выставки могут при сходных названиях быть совершенно разными по содержанию.

 

Вопросы задавала С.А. Иванова