Часть 1.

ВЫСТАВКИ И ГОСУДАРСТВО.

газета «Удача-ЭКСПО» № 11-12 2003.

 

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые тормозят развитие выставочной деятельности. Если говорить, например, о Москве, то это недостаточная материально-техническая база – отсутствие выставочных площадей, недобросовестная конкуренция, экспансия западных компаний и др. Выставочное сообщество сейчас пытается решить эти проблемы собственными силами, «варится» внутри себя, выстраивая отношения между выставочными компаниями, формируя выставочную культуру экспонентов, устанавливая международное сотрудничество.

Все, что происходит в выставочной деятельности, любое движение, является результатом активности выставочников. Во всех структурах, которые в настоящее время действительно «работают», например, МСВЯ или ТПП, основной движущей силой являются выставочники. Безусловно, мы можем установить правила, которые будут устраивать всех. Однако мир так устроен, что усилий одних выставочных компаний недостаточно, чтобы вывести выставочную отрасль на новый уровень, чтобы она достигла того масштаба, который сейчас наблюдается во многих развитых странах.

К сожалению, в настоящее время ни государство, ни предпринимательские объединения не являются серьезными игроками на выставочном рынке. Я не говорю о том, что они должны заниматься разрешением конфликтов между выставочными компаниями, «сводить» или «разводить по углам». Я не говорю о том, что они должны заниматься организацией выставок.

Государство должно иметь свою собственную квалифицированную точку зрения на ту и иную выставку, на тот или иной процесс. Эта позиция должна, прежде всего, отвечать интересам предприятий, а не интересам того или иного чиновника, той или иной «прикормленной» выставочной компании.

Общественные организации пошли, на мой взгляд, по совершенно странному пути. Вместо того, чтобы отслеживать качественные выставки и участвовать в них, они сами начинают заниматься организацией выставок. Таким образом, они не только не помогают своим членам разобраться в многообразии выставочных мероприятий, но окончательно их запуты­вают.

И первое, и второе – непродуктивно.

Когда началась работа по участию России в качестве претендента на проведение «ЭКСПО-2010», казалось, что у нас появился уникальный исторический шанс реально «развернуть» ситуацию. Казалось, что, даже если кандидатура нашей страны «не пройдет», этот проект станет «локомотивом», который привлечет внимание государства, бизнес-элиты, прессы. Действительно, было много разговоров и много публикаций. Но, как ни прискорбно, этот «всплеск» не только не стал началом стабильного и нарастающего интереса к выставочной деятельности, но надолго отвратил всех от этой темы. Сыграли свою роль, с одной стороны, субъективные моменты – разногласия личного характера участников этого проекта. Были и объективные причины – общество только «дозревает» в понимании роли выставок.

Но движения вперед не будет до тех пор, пока концепции развития выставочной отрасли создаются вне контекста других документов по экономике и промышленной политике страны. Пока не будет по достоинству оценен тот вклад, который выставки могут внести в народное хозяйство и развитие отраслей, международное сотрудничество и позиционирование России на мировой арене.

Пока не придет понимание того, что роль государства – в разработке собственного государственного, национального видения выставочной отрасли, причем видения объемного. Видения не через призму ГКНТ или общества «Знание», не с точки зрения временного политического интереса или интереса производства нового танка или самолета, а по большому счету... Видения цивилизованного и прогрессивного государства.

Продолжение следует…

Игорь Филоненко

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004