Подготовка кадров в выставочном бизнесе
Газета "Удача-ЭКСПО" №5 за 2003 г


От редакции: В предыдущих номерах газеты мы начали разговор о проблемах образования в выставочном бизнесе. О работе по созданию единой системы обучения специалистов в этой области рассказали председатель Подкомитета ТПП РФ по подготовке кадров ВЯД И.К. Филоненко и член этого Подкомитета Н.В. Александрова.

Сегодня слово предоставляется исполнительному директору Международного Союза выставок и ярмарок Л.С. СМОРОДОВОЙ.
Надеемся на продолжение разговора и приглашаем к сотрудничеству не только выставочников-практиков, но и представителей учебных заведений. Ждем предложений по адресу zexpo@proexpo.ru.
Сфере выставочных услуг - грамотного специалиста

Сфера выставочных услуг занимает значительное место в современной системе хозяйствования. Выставочная деятельность практически сформировалась как самостоятельная отрасль экономики и, безусловно, требует специалистов высокой квалификации. Поэтому вопросы организации качественного обучения выставочников были и остаются для Международного Союза выставок и ярмарок приоритетными.

В начале 90-х годов именно наш Союз выступил инициатором обучения кадров в сфере выставочного бизнеса. Выбору тем семинаров предшествовал анализ деятельности членов Союза, использование международного опыта, научных исследований выставочно-ярмарочной индустрии. За эти годы в рамках Союза обучение прошло более 600 представителей выставочных фирм.

К примеру, стало системой проведение семинаров для руководителей финансовых служб выставочных организаций с привлечением представителей Министерства финансов РФ, налоговой полиции России, Центра финансовых экспертиз, арбитражного суда.

В обучении мы опираемся на свой актив - практиков выставочного дела, ведущих отечественных организаторов, имеющих многолетний опыт выставочно-ярмарочной деятельности и оказывающих большую помощь в совершенствовании образования выставочников. Благодаря международным связям Союза, накопленным за годы деятельности, мы привлекаем к обучению выставочных кадров и зарубежных специалистов Союза международных ярмарок (UFI) - Всемирной выставочной ассоциации, Комитета немецкой экономики по делам ярмарок и выставок (АУМА), Общества добровольного контроля выставочной статистики (FKM), других международных организаций. Впервые в России при активном участии нашего Союза проведены 7-е летние семинары UFI "Роль Восточной и Северной Европы в международном выставочном бизнесе". Эти семинары международного уровня с участием более чем 200 представителей из 28 стран прошли на базе ОАО "Ленэкспо", имеющего для проведения подобных мероприятий технически современно оснащенную базу.

Постоянно поддерживая контакты со своими зарубежными партнерами, наш Союз всегда в курсе новых тенденций в выставочном бизнесе, в т.ч. и в сфере совершенствования обучения организаторов выставок. В сентябре 2003 года вновь на базе "Ленэкспо" пройдут семинары по двум темам: "Продажа выставок по телефону" и "Связи со СМИ для организаторов выставок", организуемые совместно с XM-Associated Exhibition Organizers (Нидерланды) при содействии UFI. Это еще одна возможность представителям выставочных структур расширить свои знания в выставочном деле.

Существенную помощь в повышении своего квалификационного уровня членов МСВЯ оказывают стажировки в ведущих выставочных центрах Европы. Такие стажировки состоялись в рамках программы TACIS по темам "Услуги консультации для сектора выставочного менеджмента в России" и "Передача опыта и "ноу-хау" выставочной системе России". В настоящее время Исполнительная дирекция Союза работает над развитием программы стажировок.

При явном недостатке соответствующей методической литературы по выставочному делу немаловажно то, что участники наших семинаров и стажировок практически всегда обеспечиваются соответствующими рабочими материалами. Используя обширный информационный ресурс Союза, мы стараемся хотя бы частично восполнить эту брешь изданием с 1997 года собственного методического пособия по выставочному делу "С выставкой на "ты".

В деле обучения выставочных кадров мы не одиноки. Уже есть отдельные положительные примеры их вузовской подготовки. В то же время имеются и примеры, когда обучение осуществляется специалистами, подчас далекими от выставочной деятельности, в этом случае говорить о высоком качестве подготовки выставочников не приходится. Да и самими организаторами уже накоплен определенный опыт, их уже не удовлетворяет обучение "чему-нибудь и как-нибудь". Проблема здесь заключается в фактическом отсутствии системы государственной подготовки кадров для выставочной отрасли. До сих пор ведутся только общие разговоры о разработке образовательных программ, создании единой системы подготовки выставочников, но в общегосударственном масштабе пока мало что сделано. Справедливости ради надо отметить, что в Плане реализации основных положений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, одобренной Правительством России, заложены вопросы подготовки образовательных программах и открытия на базе государственных университетов в Москве, других городах России кафедр маркетинга и менеджмента выставочного бизнеса. Среди исполнителей - ряд министерств, РАН, ТПП РФ и наш Союз. Заложен и срок исполнения - III кв. 2004 года. Однако проблема стоит столь остро, что медлить с ее решением уже нельзя.

Мной затронута лишь одна проблема - обучение организаторов выставок. Другой проблемой остается обучение участников выставок - не менее важной составляющей выставочного процесса. Проведенные в марте этого года семинары для участников в Екатеринбурге и Омске показали, что далеко не все предприятия открыли для себя выставку как средство изучения рынка, осуществления своей сбытовой политики, достижения маркетинговых целей, определения направлений будущего развития фирм, что в итоге и определяет успех участия фирм в выставках. Уровень задаваемых вопросов подтвердил, что широкое информирование участников-предприятий о многообразных возможностях выставок и ярмарок, их обучение правильному участию в выставках необходимы как воздух. Пока этот вопрос эпизодически решается собственными силами Союза, самими организаторами выставок, торгово-промышленными палатами через оказание консультационных, информационных услуг и проведение семинаров для участников.
Несомненно, положительным шагом в решении проблем обучения в сфере выставочных услуг можно считать создание Подкомитета по подготовке кадров Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. Уже сейчас Подкомитет работает над обобщением и приведением в систему существующих элементов обучения выставочников. Заслуживает внимания его предложение о создании единой системы подготовки специалистов в области выставочно-ярмарочной деятельности и, в частности, о внесении новой специальности "Выставочный менеджмент" в государственный реестр. И все же, исходя из того, что участники выставок - это предприятия-члены торгово-промышленных палат, хотелось бы, чтобы Подкомитет уделил особое внимание именно их обучению.

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004