Часть1.

выставки и государство

(окончание, начало в № 11-12, 2003)

 

Торгово-промышленная выставка – порождение и продукт рыночных отношений. Как «любое нечто», предлагаемое за деньги, выставки являются и субъектом этих отношений. Экспоненты покупают у нас выставочные площади, как если бы это был любой другой товар или услуга. Или не покупают, как у кого сложится, – внешне чистые товарно-денежные отношения. Выживает сильнейший, т.е. тот, кто может предложить более дешевую цену, или более качественный товар, или – «вторую пару обуви бесплатно». Чего здесь мудрить? Пусть расцветают тысячи цветов. Пусть будет три выставки «Джинсы» в Москве. Или пять. Столько же по металлопрокату. Штук десять смотров по фитнесу. Шесть-семь специализированных выставок по косметике… «Пройдет какое-то количество лет, и среди них останется одна лучшая», – говорят всезнающие радетели за рынок. Самое интересное, что в звонком хоре этих рыночников явно слышны голоса многих чиновников. «Рынок все определит, рынок», – кричат они и жестко поддерживают административно самого слабенького, самого недоразвитого, но самого любимого и желанного, потому что куда же он без этого чиновника…

Почему-то мои оппоненты не говорят, а что в течение этих лет будут делать несчастные экспоненты? Хорошо, если они попадут на мероприятие перспективное, а если нет? Так можно на всю оставшуюся жизнь отбить интерес к выставкам… И отбивают.

Обманутыми оказываются не только экспоненты. Обманутыми оказываются посетители, приехавшие подчас с другого конца страны. Обманутыми оказываются высокопоставленные чиновники, которых так умеют притащить на свои «недовыставки» «недовыставочники». Эти чиновники смотрят на окружающее их убожество и думают, что вот это и есть наша промышленность, вот это и есть наши достижения.

Россия – страна парадоксов. Поэтому наравне с идеологией и практикой безбрежного рынка, в отдельных ведомствах вполне спокойно
пестуется выставочное единоначалие. Здесь другая болезнь. Мы – ведомство, мы и есть отрасль. Нам глубоко наплевать на опыт, мнение общественности, рыночные последствия (а что это такое?) и мнения всяких там палат и союзов. Не беда, что назначенное «экспо-бе» или «экспо-му» никогда всерьез не занималось выставками. Не беда, что все документы и идеи достаточно неаккуратно переписаны у более опытных товарищей. Прикроем недоразумения альянсом с выставочной компанией второго эшелона и вперед – на штурм выставочного олимпа. При этом еще желательно громко-громко кричать «держи вора».

Носится наше утлое выставочное суденышко по бескрайнему чиновничье-рыночному океану без царя и без ветрил.

Понятно, что одним нормотворчеством ситуацию не изменить. Хотя ряд документов на федеральном и региональном уровне в течение ближайшего года-двух принять не мешало бы. Я бы предложил следующие направления для такой работы:

 

– разработка параметров и сбор добросовестной статистики по выставочной деятельности;

– разработка документации на организацию тендеров по крупнейшим выставочно-конгрессным мероприятиям с организационно-финансовой поддержкой государства – ведомства – субъекта Федерации – муниципалитета;

– разработка норм и требований к помещениям и сооружениям, в которых проводятся выставочно-конгрессные мероприятия.

 

Кроме того, при непосредственном кураторстве Правительственной комиссии необходимо составить согласованные выставочные программы и планы министерств и ведомств на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Одним из разделов этих программ должна быть система подготовки и переподготовки выставочных кадров.

Для реализации этих и других мер, а также для координации комплексного продвижения отечественной продукции за рубежом необходимо создание специального межведомственного органа.

Выставочная отрасль – очень благодарная сфера приложения труда и знаний. Начав с малых, но конкретных дел, можно достаточно быстро увидеть улучшения в нашем выставочном хозяйстве.

Игорь Филоненко

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004