Часть 2.

ВЫСТАВКИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Выставочный бизнес в Рос­сии относительно небольшой по своим объемам. При самых нескромных подсчетах у нас в стране нет и десяти выставочных компаний с оборотом более 10 млн, а совокупный оборот выставочной отрасли вряд ли дотягивает до 300 млн долл. Это, к примеру, меньше, чем оборот такого выставочного центра, как «Мессе Франкфурт». Тем не менее выставочная деятельность кажется достаточно привлекательной для все большего и большего количества представителей различных сфер деятельности. Об интересе и вовлеченности в наши проблемы государственных чиновников я говорил в первой части своих заметок. Конечно, эта группа неоднородна и, если не брать во внимание коррупционную составляющую, то различные государственные структуры заинтересованы в разных аспектах нашей деятельности. Об этом шла речь раньше, и будет идти в дальнейшем. Но сейчас мне бы хотелось более подробно остановиться на другой крупной группе заинтересованных лиц и организаций, представляющих предпринимательские объединения.

Как на сегодняшний день налажено их взаимодействие с выставками и выставочниками? Насколько беспроблемно их сосуществование?

Есть два способа организации объединений предпринимателей. Первый – объединение «сверху», попытка установить контроль над предпринимателями и рынками. Во втором случае несколько предприятий объединяются между собой, чтобы совместными усилиями решать собственные проблемы.

Вне зависимости от мотивации и истории возникновения, профессиональные, отраслевые или торгово-промышленные объединения представляет собой очень важный субъект выставочной деятельности. Подчас они играют сразу с двух сторон выставочной площадки и, что естественно, не всегда одинаково успешно. Собственно, в двойственности их положения и заключается главное противоречие и драматизм их взаимодействия с выставками и выставочными площадками.

В чем же противоречие?

С одной стороны, объединения призваны решать проблемы своих членов. С другой стороны, как структуры, контролирующие ту или иную отрасль либо ее часть, они хотят в максимальном объеме использовать свое монопольное положение – в том числе и в выставочной сфере. То есть вместо того, чтобы выбрать из уже существующих выставок лучшую и наиболее раскрученную и рекомендовать ее как эффективный инструмент для продвижения и развития предприятий, эти объединения зачастую лоббируют собственные или случайные прожекты. Как мы понимаем, это не всегда совпадает с интересами ее членов.

До сих пор бытует мнение о легкости «выставочного» рубля. Не так просто искоренить предубеждение, что с помощью административного рычага можно решить все проблемы. Действительно многое можно. Уговорами или угрозами можно даже заставить предприятия участвовать в выставке. Да только будет ли для них толк от такого чиновничьего блицкрига?

Конечно, существуют и примеры конструктивной работы отраслевых организаций с выставочными компаниями. Примеры продуктивного опыта – ряд выставок, организуемых КВЦ «Сокольники» и компанией «Старая крепость». Корректно взаимодействует с выставками и выставочниками Московская торгово-промышленная палата... К сожалению, таких примеров пока слишком мало.

Каким образом решить существующие проблемы? Однозначного ответа нет. Да, нужно налаживать взаимодействие на уровне предпринимательских объединений отраслевых и наших, выставочных. Стремиться к более четкой ориентации на качественные выставочные проекты, и в спорных вопросах отдавать предпочтение профессиональному организатору выставок. Изучать, как это происходит в других странах, по максимуму использовать зарубежный и наш отечественный опыт.

Игорь Филоненко

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004