Тема: Добросовестная или недобросовестная конкуренция в выставочном бизнесе. Ваше мнение?

 

От редакции: В Москве в 2004 году весной запланировано проведение трех выставок в течение полутора месяцев на тему «Окна и двери», аналогичная ситуация с выставками по теме «Морепродукты и рыба», две выставки «Транспорт и логистика» пройдут в течение месяца. Во всех этих случаях одно из конкурирующих мероприятий намечено новыми компаниями, только выходящими на столичный выставочный рынок. Можно привести и другие примеры. Эффективность выставок падает,  количество экспонентов снижается до 40-50. С похожими явлениями  сталкиваются и региональные компании.

 

 В беседе, состоявшейся по инициативе «ИнформЭкспо», принимали участие:
Курышева И.А.
– генеральный директор ВЦ «Софит-Экспо» (г. Саратов), Молоствов А.А. – директор ряда выставок ОАО «Ленэкспо» (г. Санкт-Петербург), Налетова Е.Ю. – генеральный директор ООО «РВК «Эксподизайн» (г. Москва), Олишевский А.И. – президент ЗАО «Алтайская ярмарка» (г. Барнаул), Ивано­ва С.А.генеральный директор ООО «ИнформЭКСПО» (г. Москва).

 

  Светлана Иванова: Что Вы можете сказать о недобросовестной конкуренции, и насколько это актуально для Вашего региона? Какая разница между добросовестной и недобросовестной конкуренцией на Ваш взгляд? Сталкиваетесь ли Вы в своей работе с недобросовестной конкуренцией?

Андрей Олишевский: У нас в Сибири недобросовестная конкуренция между регионами сводится в основном к демпингу цен. Бывает, что организатор устанавливает нереально низкую стоимость участия, и потом экспоненты говорят нам, что участвовали там практически задаром, а у нас втридорога. Это, конечно, неприятно. По срокам проведения выставок друг к другу претензий у нас давно нет. Как-то приноровились, «отрейтинговались», знаем, у кого какая выставка сильнее, у кого – слабее, стараемся в зону действия сильного партнера не заходить. Приезжих выставочных компаний, проводящих аналогичные конкурирующие выставки, пока на Алтае нет.

Алексей Молоствов: В Санкт-Петербурге работают четыре основные выставочные компании: «Ленэкспо», «Рестэк», «Фарэкспо» (ранее – «Ортикон») и АйТиИ (Примэкспо). В большинстве случаев сроки проведения и тематики выставок не пересекаются, проблем с этим нет уже три-четыре года. Когда какую выставку проводит та или иная выставочная компания, все более или менее определилось, в спорных случаях удается договариваться. Стоимость участия тоже вопросов не вызывает. Компания знает, если она едет в Санкт-Петербург, то заплатит за выставку приблизительно одну и ту же цену. Когда выставка проходит не в специализированном выставочном комплексе, то цена несколько ниже (учитывая уровень предоставляемых услуг). При Администрации Санкт-Петербурга, в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли создан Совет по выставочной деятельности. Проводятся совещания, на которых определяется перечень выставок, поддерживаемых Администрацией. Естественно, никто не будет в такой ситуации проводить аналогичные выставки с разницей в неделю. В то же время существует ряд тематик, выставки по которым могут проходить по сезонам, два раза в год. Это – мода, строительство, автомобили. Узкоспециализированные выставки нет смысла проводить 2 – 3 раза в год. В этом случае сильнейшая выставка побеждает, а слабейшая погибает. Но возможен и другой вариант, когда организаторы объединяются и начинают проводить мероприятия совместно.

Елена Налетова: В Москве, мне кажется, на ситуацию влияет нехватка специализированных выставочных площадей. Сроки определяются интервалом времени, который может предоставить для проведения мероприятия выставочная площадка. С другой стороны, пик выставочной активности по некоторым тематикам тоже предопределен.

Если же появляется несколько аналогичных по тематике мероприятий, то в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. Например, выставок, связанных с инновациями, в Москве несколько, но на каждой из них может быть представлена конкретная отдельная отрасль.

Бывает, что недобросовестной конкуренции способствует поддержка мероприятия официальными органами (в том числе и министерствами), когда экспонентов просто «загоняют» на выставку. Однако если государственная структура осознанно поддерживает выставку определенной тематики, то это положительный момент. Мне кажется, что проблема неоднозначна.

«Кодекс профессиональной этики», принятый у нас в Гильдии, я подписала с некоторыми замечаниями, поскольку не согласна с пунктом 5.2.4., так как у нас есть две выставки, которые проходят два раза в год и имеют Знак МСВЯ. Я считаю, что этот пункт надо исключить.

Не всегда плохо, когда появляется на рынке новая компания и проводит выставку по уже имеющейся тематике. Может быть, это будет в дальнейшем лучшая выставка. Если компания руководствуется легитимными средствами и действует достаточно корректно, можно считать это добросовестной конкуренцией. Если же компания действует вероломно, то это другой случай.

Что же касается недобросовестной конкуренции, то мы нередко сталкиваемся с искаженной информацией, распространяемой СМИ о наших выставках. Опровергать ее помогают наши экспоненты.

Мне кажется, мы должны разбираться не с вопросами конкуренции между местными российскими компаниями, а со случаями экспансии извне. Причем следует рассматривать два уровня: экспансия западных компаний на наш рынок, а с другой стороны – экспансия московских компаний в регионы России. И в том и в другом случае хорошего мало.

Ирина Курышева: Выставочный бизнес – это рынок. И как всякий рынок, он проходит период развития, становления, конкуренции и сам определит игроков. Поэтому первый принцип – свободный рынок.

Второй момент связан с «Кодексом профессиональной этики» и добросовестной или недобросовестной конкуренцией. Если культура отношений и рыночная позиция компании-организатора выставок соответствует Кодексу, то она его признает. Никого нельзя насильно заставить быть добросовестным.

И третье. Если думать об интересах потребителей, то, мне кажется, здесь могло бы помочь некое подобие государственного регулирования, определенный уровень высоких заградительных административных барьеров, связанных с качеством проведения мероприятия, т.е. с определенным количеством экспонентов, набором сервисных услуг и т.д. Только в том случае, если компания-организатор соответствует этим критериям, она имеет право проводить выставки. Могут быть и другие административные барьеры, которые должны оградить участников и посетителей выставок от того хаоса, когда выставки одной и той же тематики следуют одна за другой, экспонент не знает, в какой выставке ему принять участие, а посетитель не знает которую посетить. Ведь здесь в первую очередь страдают они, наши потребители.

Проблема также связана с распространением информации. Прежде чем принять решение об участии в выставке, потребитель должен иметь представление о надежности организатора, об уровне услуг той или иной компании и об итогах предыдущей выставки. Если бы такая информация доходила до потенциального экспонента, ему было бы проще принять решение об участии в выставке. А наш опыт показывает, что все чаще предприятия выбирают выставку с учетом таких данных.

Е. Н.: Что касается экспансии западных и московских компаний, то перекрыть дорогу иностранным компаниям было бы неправильно. Это противоречит законам рыночной экономики. Я понимаю, что всем нам хочется, чтобы существовал и развивался бы в свое удовольствие определенный ограниченный набор компаний, организующих выставки. Но это невозможно, к сожалению. Всем известно, что в западных странах заградительные барьеры для организаторов из других стран абсолютны, а у нас для них – практически отсутствуют.

А. О.: Это свидетельство слабости нашей отрасли и нашего МСВЯ, как органа, определяющего правила игры. Я не приемлю конкуренцию, как борьбу насмерть, когда в живых должна остаться одна фирма. На мой взгляд, конкуренции должно сопутствовать корпоративное соглашение, договоренность, поиск компромисса, а не ущемление прав и интересов партнера.

Внутри Союза должно действовать правило, по которому обе стороны должны выходить из конфликта по принципу: «Победитель – Победитель», а не «Победитель – Побежденный». Члены Союза должны между собой договариваться.

Отсутствие правил позволяет сегодня каждому, в том числе и иностранцам, придумывать самостоятельные правила.

И. К.: Вот здесь и нужны барьеры, в том числе административные, и регулирование. Должны быть определенные критерии. Ведь любой товар на рынке должен соответствовать определенным требованиям к качеству, будь то продукт или услуга.

А. О.: Немного не так. Ведь выставочная деятельность по закону не требует лицензирования. И любой предприниматель может начать этим заниматься. Нельзя запретить организатору проводить выставку с площадью менее 1000 кв.м.

Барьеры надо выстраивать со стороны недобросовестного выхода на рынок, недобросовестной конкуренции. Вот что нужно рассматривать. Появляется новый игрок, как он себя ведет? Честно, порядочно, справедливо, подстраивается под других участников рынка, и такая ситуация рынок не портит? Какую он выставку собрал, это его дело, это риск предпринимателя, и это нормально. А если он начинает выталкивать всех, поливать грязью, переманивать персонал, демпинговать, вот это и есть недобросовестная конкуренция, здесь и нужны заградительные барьеры. А барьеры эти могут обеспечить только принятые нами правила.

Сколько раз мы говорили о добросовестной и недобросовестной конкуренции на заседаниях МСВЯ? Я такого не припомню. Мы эту тему умалчиваем, как будто ее нет, а проблема существует.

Я считаю, надо инициировать создание Комиссии при МСВЯ, которая будет разбираться по каждому конкретному поводу, должны быть парламентские механизмы работы с такими фактами.

С. И.: У нас в Гильдии создана Комиссия по контролю за соблюдением «Кодекса профессиональной этики» типа Совета старейшин. Туда вошли В.А. Саюшев, И.С. Де­нисов и В.М. Лапшин, которые пользуются большим уважением в выставочном сообществе. Авторитет их бесспорен. Поэтому есть уверенность, что они смогут помочь разрешить конфликтные ситуации.

И. К.: К вопросу об экспансии московских компаний в регионы. Мне кажется, что первый шаг при выходе в регион – это согласование целей. И если компания московская и региональная согласуют свои цели, найдут общую выгоду, то от этого получится хороший энергетический эффект. Если компании не смогут согласовать свои цели, то возникнет конфликтная ситуация.

Е. Н.: На последнем Общем собрании членов МСВЯ представители регионов очень много говорили о существовании этой проблемы. Почему бы не проанализировать ситуацию, не привести пример ее положительного решения (а может быть, и отрицательного)? Это помогло бы московским и региональным компаниям идти навстречу друг другу.

"ИнформЭКСПО"©2001-2004

Визуализация, хостинг и сопровождение:"Юркон" ©2001-2004