ДИССЕРТАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОГО РАБОТНИКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Владимир Петелин

 

Всякая производительная деятельность, развивающаяся под воздействием общественных потребностей, рано или поздно подвигает аналитиков и исследователей на изучение проистекающих в ней процессов, обобщение прошлого опыта во избежание новых ошибок, на поиск путей и решений, ускоряющих ее развитие, повышающих ее эффективность. Выставочная деятельность - не исключение.

Поэтому естественно появление в последние годы новых научных исследований, обобщений, методических рекомендаций и учебных пособий для выставочно-ярмарочной деятельности. Изучение и обобщение опыта в выставочной практике велось и в царской России и в советский период, и продолжается в новой России, о чем свидетельствуют материалы главных каталогов Государственных библиотек в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах, собранные в разделы «Выставки и ярмарки».

Множество научных и общественно-политических изданий систематически освещало выставочную деятельность в СССР. Особое место среди них занимают специальные издания, такие как журналы «Архитектура СССР» и «ВДНХ СССР», монографии «Советский выставочный ансамбль. 1917-1970» - академика И. Рязанцева и «Художественное проектирование экспозиций» - кандидата искусствоведения Р.Р. Кликса.

В советский период по выставочной тематике было защищено около двух десятков диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических, экономических, социальных наук, архитектуры и искусствоведения. Последней диссертацией советского периода оказалась работа автора статьи на соискание степени кандидата технических наук «Разработка методологии оптимизации выставочной деятельности в ГСНТИ».

К сожалению, некоторое время назад многим было не до диссертаций, тем более с выставочной тематикой. Действительно, до 1998 г. практически ни в одном институте выставочная тематика не рассматривалась. Поэтому у многих сложилось предвзятое мнение, что защита диссертации выставочным специалистом никого не интересует, и в принципе - вещь нереальная. Это не так. В ряде ВУЗов (Гуманитарный институт, Международный университет в Москве и т.д.) уже введены дисциплины и курсы по выставочному делу, в ряде ВУЗов (МГУ, МЭСИ, Высшая школа экономики и др.) инициативно написано несколько студенческих дипломных проектов по выставкам и ярмаркам, а в июне 2004 г. в МГУ Сервиса выпушена первая группа студентов с первым высшим образованием для выставочного дела со специализацией 0230519 «Художественно-экспозиционный сервис».

В последнее время все чаще специалисты выставочного дела обращаются с вопросом: где и как можно защитить кандидатскую или докторскую диссертацию, или с просьбами помочь найти диссертационный совет для соискания научной степени. Сегодня диссертация для выставочного работника - это уже не миф, это реальная возможность, конечно, при наличии ряда благоприятных факторов. В 1999 г. защищено сразу две кандидатских диссертации: С. Македонского (Москва, МГУ) - на соискание ученой степени кандидата социологических наук, и С.Н. Трофимова (Санкт-Петербург, СПГУ) - на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Кандидатская диссертация по экономике выставочного дела защищена В.А.Козловым в Москве в 2002 г. и А.В.Сухоруковым в Новосибирской Государственной Академии в 2003 г.

Сейчас в МГУ на социологическом факультете готовится к защите еще одна диссертация на соискание степени кандидата социологических наук по выставочной тематике. Есть претендент на степень кандидата экономических наук в УГПИ в Екатеринбурге, несколько человек готовят диссертации в Москве.

Всё это подтверждает реальную возможность найти тему, исследовать проблему, написать и защитить диссертацию человеку, думывающему о личном престиже, научной или преподавательской карьере.

Но, как и прежде – дело это не простое, в первую очередь зависящее от актуальности выбранной темы, наличия исходных материалов и разработанности проблемы, от изобретательности, находчивости, творческой энергии и пробивной способности соискателя степени, и конечно же - от общественной поддержки конкретного начинания.

Во многом, успех начинания будет зависеть от следующих факторов:

- возможности принять участие в одном из исследований, проводимом или заказанном какой-нибудь организацией;

-  возможности самому провести исследования и эксперименты;

- наличия в данном городе (или на досягаемом расстоянии) диссертационного совета соответствующего профиля, имеющего возможность принять к защите предлагаемую тему диссертации;

- наличия специалистов, которых можно попросить руководить Вашей научной работой и т.п.

Если Вы задумались, для начала нужно:

1) изучить пособие «Кандидатская диссертация» издательства «Ось-89» или любую другую литературу, где изложены требования к рукописи диссертации, порядок ее подготовки и представления на защиту. Эти пособия имеются в библиотеках и книжных магазинах.

2) посмотреть новое «Положение о присвоении ученых степеней», утвержденное Правительством РФ от 30.01.02 № 74 (см. "Российская газета" № 23 от 6.02.2002), «Инструкцию по применению Положения о порядке присвоения ученых званий» (Приказ Минобразования РФ от 14.06.02, "Российская газета" № 146 от 8.08.2002.), а также новое «Положение о диссертационном совете», (приказ Минобразования РФ от 9.04.02 № 1305, "Российская газета" № 98 от 1.06.02).

Здесь вы найдете ответы на многие вопросы, в том числе и на вопрос «Что это дает?» В первую очередь - особый статус, престиж и доплаты к основной зарплате за степени и звания. Предполагается, что они в ближайшее время будут существенно увеличены.

На традиционный вопрос: «Есть ли в принципе что-то неизвестное для науки в выставочно-ярмарочной деятельности для анализа, изучения, обобщения, изобретения или открытия?» - ответ будет однозначным: «Неизученного здесь больше, чем хорошо известного». Возьмем, к примеру, следующие направления и тематику:

История выставочно-ярмарочного дела. В каком она состоянии? Полно ли она представлена в научном обороте, есть ли вообще периодизация выставочно-ярмарочной деятельности, достоверно ли изложены события, хорошо ли систематизированы, всегда ли правильно они трактуются современниками?

Для историков здесь необъятное поле деятельности. В государственной библиотеке вы найдете всего две диссертации советского периода: «Россия на выставках Х1Х века» (Казанский университет) и «Грузия на выставках второй половины ХIХ века» С. Джапаридзе, АН Грузии. И всё! Масса проблем и нерешенных вопросов лежит прямо на поверхности. Один из институтов, где можно защитить такую работу - ИИЕТ РАН в Москве. Это могут быть и исторические факультеты ВУЗов в разных городах.

Социально-экономические проблемы выставочной деятельности. К ним относятся вопросы экономики, управления, материально-технической базы, кадровых ресурсов, финансов, статистики и учета, инвестиций, логистики и транспортно-экспедиторских новаций. Здесь же – налоговые, таможенные и правовые проблемы, организационные вопросы координации и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности.

Одно только ценообразование потребует многих диссертаций. А про разработки методик оценки эффективности выставочной деятельности и говорить нечего. Здесь пока мало что предложено, обобщено и систематизировано. Это может заинтересовать МГУ им. Ломоносова, РЭА им. Плеханова, МЭСИ, Высшую школу бизнеса при Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Российскую Академию при правительстве РФ в Москве, УПИ в Екатеринбурге, Политехнический институт в Новосибирске, Международный банковский институт в Санкт-Петербурге, другие учебные и научные заведения.

Для ориентира можно просто рассмотреть научные специальности, утвержденные недавно ВАК.

 

 

Научные специальности, предлагаемые выставочным работникам на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук и их номера:

 

По тематике: Документационное обеспечение выставочной деятельности

(имеющим филологическое, педагогическое, историческое или техническое образование)

 

·          Документальная информация - 05.25.00 (технических, филологических, исторических и педагогических наук);

·          Документоведение, архивное дело - 05.25.02 (технических, филологических, исторических и педагогических наук).

 

По тематике: Технологии подготовки и проведения выставок

(имеющим техническое и инженерно-экономическое и юридическое образование)

 

·          Материаловедение - 05.02.01 (технических наук);

·          Стандартизация и управление качеством продукции – 05.02.23 (технических наук);

·          Организация производства – 05.02.22 (технических и экономических наук);

·          Информационная безопасность, методы защиты  – 05.13.18 (технических и юридических наук);

·          Информационные системы и правовые аспекты информатики –05.25.05 (технических и юридических наук);

 

По тематике: История выставочно-ярмарочного дела

(имеющим историческое образование)

 

·            Отечественная история – 07.00.02 (исторических наук);

·            Историография и источниковедение – 07.00.09 (исторических наук);

·            История науки и техники – 07.00.10 (исторических наук).

 

По тематике: Социально-экономические проблемы выставочного дела

(имеющим экономическое, техническое, искусствоведческое, архитектурное или социологическое образование)

 

·            Организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – 08.00.05;

·            Финансы, денежное обращение и кредит – 08.00.12 (экономических наук);

·            Техническая эстетика и дизайн – 17.00.06 (искусствоведческих наук);

·            Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции –18.00.02 (архитектуры и технических наук);

·            Эргономика и инженерная психология – 19.00.03 (технических наук);

·            Социальные структуры, институты и процессы – 22.00.04 (социологических наук);

·            Социология управления – 22.00.08 (социологических наук);

·            Теория и история культуры – 24.00.01 (исторических и технических наук);

·            Музееведение - 24.00.03 (искусствоведения, исторических и технических наук).

 

Когда определитесь с темой и специальностью, напишите для себя план-реферат работы. После этого предстоит подумать, в какой форме готовить и защищать диссертацию. Для молодежи – лучше всего это сделать через аспирантуру. Если вы решитесь учиться, нужно будет определиться, кто оплатит вашу учебу. Это можете сделать вы сами или за вас оплатит ваша организация. Второй вариант – получить в Министерстве образования и науки квоту на место и направление в аспирантуру с обучением за государственный счет.

Второй путь - пишете диссертацию, по мере её готовности регистрируетесь в выбранном вами диссертационном совете как соискатель степени, сдаете там кандидатский минимум, пишете Автореферат работы и защищаетесь в назначенный вам срок.

После всего сказанного остается только пожелать заинтересованному читателю исследовательского и творческого вдохновения, энергии и воли в исполнении намерений и успеха в преодолении трудностей.