Как защитить права экспонента?

 

 

Взаимоотношения фирмы-организатора выставки и будущего участника начинаются с предложения принять участие в определенной выставке (чаще всего – посредством информационного письма, содержащего все существенные условия будущего договора). Выражаясь юридическим языком – «с получения публичной оферты». При получении «акцепта» (в нашем случае – подписание заявки на участие в выставке), публичный договор считается заключенным. Но не все так просто.

 

Что предлагает устроитель выставки?

У каждого организатора свои «правила игры» – заявки, договоры, условия участия, даже правила пожарной безопасности. Довольно часто эти договоры не только не похожи, но и разительно, до противоречия, отличаются друг от друга. Причем не всегда экспоненту удается вытребовать полноценный договор у организатора.

Чаще всего устроитель присылает только «Договор-заявку» (иногда – Контракт-заявку), где участнику дается лишь одно право – вовремя оплатить счет.

В любой заявке всегда имеется фраза: «Данной заявкой признаем все условия участия в выставке», «Условия участия» же прикладывают далеко не все (по исследованию автора – 70-80% организаторов).

Случается, что предлагаемые условия включают в себя только расценки на аренду площадей и дополнительное оборудование. Что делать в этой ситуации?

 

Как защитить юридические права экспонента?

Вступая в какие-то правоотношения, мы можем смело опираться на ст.1 ГК РФ, которая гарантирует равенство всех участников гражданских правоотношений. Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Гражданское законодательство дает нам четкие права заключать любые договоры, удовлетворяющие обе стороны и не противоречащие действующему законодательству.

Этими правами мы, экспоненты, и хотим воспользоваться, но не тут-то было! Организатор горой стоит за строгое соблюдение всех своих условий, порой существенно ущемляющих права экспонентов.

В некоторых случаях путем переговоров удается заключить отдельный договор (помимо заявки), где прописываются основные условия участия и проведения выставки. К сожалению, со многими организаторами подобный компромисс найти невозможно.    

Поскольку в настоящее время не существует типового договора на предоставление выставочных услуг, каждая выставочная компания отрабатывает свою форму договора, благо законодательство этого делать не запрещает.

Какие же типы договоров применяют организаторы? Чаще всего это договор аренды (их применяют устроители, владеющие площадкой, на которой проводится выставка) с элементами договора оказания услуг, либо просто договор возмездного оказания услуг.

Фирма-организатор одной из московских выставок решила применить агентский договор. Ст.1005 ГК РФ разъясняет суть агентского договора: «одна сторона – организатор (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны – экспонента (принципала) юридические и иные действия».

Но, в соответствии с гражданским кодексом, по сделкам, совершенным организатором от своего имени и за счет экспонента, все права и обязанности принадлежат организатору. В случае, когда экспонент не преду­смотрел в агентском договоре все возможные варианты проблем, нестыковок, накладок и прочих «подводных камней», которые гипотетически могут возникнуть в период подготовки и проведения выставки, претензии он может предъявлять только себе, поскольку все права принадлежат организатору. Фирмам, впервые участвующим в выставке или имеющим небольшой выставочный опыт, предусмотреть все практически очень сложно. Понятно, что организатор и экспоненты находятся «в разных весовых категориях». Именно поэтому у потенциальных участников выставки возникает естественное желание
работать не с сомнительным «агентом», а с организатором выставки, несущим полную ответственность за свои действия. Если организатор (он же – «агент») настаивает на своем («такой договор устраивает моего бухгалтера»), экспонентам остается или смириться с этим, или отказаться от участия в мероприятии. И многие фирмы отказываются от выставки, в которой участвовали уже по два-три раза.

Качественное оказание выставочных услуг гарантирует нормальную работу на стенде и формирует общее впечатление от выставки при условии реализации главной потребности экспонента – обеспечении нужного количества бизнес-контактов. Организатор, выступая в роли продавца (производителя) услуги, дает возможность реализовать потребности экспонента (потребителя). В этом и заключена суть взаимоотношений организатора и участника выставочного меро­приятия.

 

Что необходимо предусмотреть в договоре?

1. Для того, чтобы каждая из сторон наиболее полно добилась поставленных целей, необходимо их четко обозначить. Для этого и существует письменный договор. И договор этот должен быть договором возмездного оказания услуг, регулируемый статьями 779-783 ГК РФ.

 2. В договоре между организатором выставки и экспонентом необходимо оговорить права и обязанности обеих сторон. Там же могут оговариваться какие-то конкретные пункты, идущие вразрез с «Общими условиями участия в выставке». Согласно п.1 ст.432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».

3. В случае если договоренность между сторонами не достигнута, и организатора невозможно заставить принять условия экспонента, последний вправе сам делать выводы – работать ли ему дальше с организатором выставки или отказаться от участия.

Думается, что четко поставленные требования к условиям участия в выставке и готовность отказаться от участия в случае непринятия предложенного вами варианта договора, могут убедить организатора прислушаться к вашему мнению.

 

Алла Светухина

 

(Продолжение в газете «Удача-Экспо» №3)

 

 

 

 

"ИнформЭКСПО"©2001-2005