Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Беляновский А.С. «Беспорочно служить на выставке…»

БЕСПОРОЧНО СЛУЖИТЬ НА ВЫСТАВКЕ…

 

 

Именно так наставляли городовых и нижних полицейских чинов, заступавших на «выставочное» дежурство  

Охрана и безопасность на русских выставках всегда были делом первостепенным и первоочередным. Почему? Ответ прост. Возьмем, к примеру, Всероссийскую промышленно-художественную выставку 1882 года. Именно здесь пересекались пути всей России– крестьянской, рабочей, городской, купеческой, дворянской. Кого тут только не было– от самого распоследнего босяка с Хитровки, надевшего по такому поводу сапоги, до Хозяина Земли Русской– Государя Императора и Царской Семьи. И тут же – товары, украшения и произведения искусства на миллионы рублей. Можно ли не охранять такое место? Обойтись без десятков полицейских и жандармских глаз? Никогда. И выставки охраняли – так, что и нынешние службы безопасности позавидуют.

 

Порядку – быть!

 

Проблема соблюдения общественного порядка и сохранности экспонатов встала в полный рост задолго до открытия первой русской выставки, а произошло это, как известно, в Санкт-Петербурге в 1829 году. Экспоненты – 326 фабрикантов, ремесленников, купцов, мастеров и художников из 33 губерний Российской Империи, собравшись в недавно выстроенной Выставочной Зале на Васильевском острове, привезли 4041 экспонат общей стоимостью около двух миллионов рублей– деньги по тем временам немереные (гусь стоил 10 копеек).

Дальновидные чиновники, готовя к Высочайшему утверждению Правила обустройства Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, подробно расписали, как должны себя вести посетители, кто обязан следить за сохранностью выставленных предметов, обеспечивать спокойствие и благочиние.

В течение всех дней работы выставки фабриканты, приказчики и доверенные маклеры находились при экспонатах. Сверх того, в каждом зале дежурили досмотрщики от администрации. Городская полиция следила за порядком на улице и во дворе. К удовлетворению начальства публика вела себя в высшей степени благопристойно – за три недели не отметили ни одного серьезного нарушения.

Схожие порядки установили и на Второй Всероссийской мануфактурной выставке 1831 года в Москве, проходившей в Доме Российского Благородного Собрания на Большой Дмитровке.  

На входе и выходе в каждой зале дежурили надзиратели, имевшие сразу несколько обязанностей. Им предписывалось следить, чтобы:

– никто не украл и не повредил выставленные предметы;

– посетители соблюдали «надлежащую тишину, порядок и взаимное уважение»;

– в залы не входили малолетние дети и слуги (лакеи и дворовые люди по улице огибали здание и ждали господ в галерее и сенях при выходе). Впрочем, в определенные «простонародные дни» выставку могли осмотреть и люди низших сословий: простолюдины – в кафтанах,  подпоясанные и благопристойного вида;  нижние воинские чины – в мундире;  прислуга – в ливрейных фраках и сюртуках (но никак не в шинелях, салопах и с палками);

 безукоснительно выполнялось требование одностороннего движения: войдя в залы, посетитель шел только вперед, строго по плану. Возвращаться не дозволялось. Чтобы из девятого зала попасть в первый, требовалось выйти на улицу и зайти снова, благо, вход оставался бесплатным.

На всех последующих русских выставках 1830–1850-х годов в столице и провинции применялись схожие меры безопасности: при вещах находились экспоненты, в залах – надзиратели и особые чины Выставочного комитета. Городская полиция дежурила снаружи. Разумеется, в случае краж, беспорядков и иных неприятностей она немедленно вступала в свои права.

Положение изменилось, когда выставки вышли за пределы одного здания и образовали выставочные городки, включавшие множество павильонов, зданий и сооружений. Сама жизнь требовала усиления роли полиции и введения ее чинов на территорию выставки.

Начиная с  XIV Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Санкт-Петербурге на выставочных площадках стали возводить разного рода вспомогательные здания – для администрации, экспертных комиссий, почтово-телеграфные отделения, пожарные депо, рестораны, трактиры и пр. Тогда же появились и полицейские отделения,  располагавшиеся в собственных помещениях или в одном большом здании вместе с другими службами. Характерный пример – Фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка в Киеве 1913 года – полицейское бюро работало в одном из двух монументальных флигелей Главного входа – вместе с Комиссариатом и билетной кассой. В другом флигеле находились почтово-телеграфная станция и контора Бюро экспонентов.

Со временем персонал охраны на крупнейших русских выставках превратился в особые полицейские подразделения с самыми широкими полномочиями.

На Политехнической выставке в Москве 1872 года полицию представляли 6 офицеров, 6городовых и 156 нижних чинов. От жандармского ведомства прикомандировали 2 офицеров и 10 нижних чинов. От Военного ведомства поставили караулы  по наряду.

Через десять лет на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года учредили Полицейское управление во главе с полковником Полем, в подчинении которого находились 3 помощника участковых приставов, 4  околоточных надзирателя, 125 городовых, 30 пожарных при особом брандмейстере и 3телеграфиста. Располагалось управление в Полицейском павильоне и отдельно стоящем доме недалеко от выставки, специально нанятом для этих целей.

Самая крупная полицейская часть дислоцировалась на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. Наблюдение за порядком осуществляло подразделение, насчитывавшее до 500 полицейских чинов во главе с полицмейстером Иваном Егоровичем Косткиным. Встречавшаяся на каждом шагу полиция не только обеспечивала общественный порядок, но и следила за поведением экспонентов и посетителей, в частности, не дозволяла им курить табак, быстро ездить по мостам, разводить открытый огонь, освещать помещения керосиновыми и иными лампами (только электричеством или стеариновыми свечами) и т.д. Сверх того, посетителям воспрещалось проносить ручной багаж – его сдавали на хранение на железнодорожной станции «Нижний-Выставка» или в особые швейцарские комнаты. Нарушители подвергались наказанию более чем внушительному – денежному штрафу до 500 рублей (годовой оклад рабочего) или аресту до 3 месяцев.

Работу чинов полиции обычно оплачивал Выставочный комитет, и стоило это недешево. На Казанской научно-промышленной выставке 1890 года на полицейскую и противопожарную охрану потратили 1505 рублей.

 

Кто заплатит Крумбюгелю?

 

Характерно, что полиция, по долгу службы и приказам Начальства следившая за соблюдением порядка, в том числе и недопущением краж, не несла никакой материальной ответственности за похищенные экспонаты. За них отвечали артельщики, заключавшие договор по охране экспозиции с Выставочным комитетом. Именно они  возмещали стоимость пропавшего из собственного кармана.

На Политехнической выставке в Москве 1872 года все полицейско-жандармское воинство обеспечивало лишь общий порядок, конкретной же работой по охране экспозиции занимались рабочие артели АО «Сотрудник». На постах находились 150 артельщиков.  Многие экспоненты заключали собственные двусторонние договоры со страховыми компаниями, обеспечивая страхование наиболее дорогих и ценных предметов, дабы, в случае неприятности, без проволочек получить причитающиеся деньги.

В 1882 году в Москве надзор за целостью и сохранностью выставленных предметов, а также продажу билетов согласно контракту с Хозяйственным комитетом Управления Выставки вели 200 служащих Шестовской биржевой артели. В соответствии с «Инструкцией по Управлению Выставкой», утвержденной Министром Финансов, им вменялось в обязанность знать в лицо всех экспонентов и их помощников (маклеров, доверенных лиц и пр.), являться на рабочие места за три часа до публики и оставаться там вплоть до закрытия, «не дозволяя себе отлучаться хотя бы и на короткое время, без испрошения на то разрешения Помощника Генерального комиссара».

Для успешного исполнения своих обязанностей артель пользовалась содействием командированных чинов полиции, действовавших по Особой инструкции, объявленной в приказе по московской полиции от 25 апреля 1882 года за №115.

В первые два месяца работы кражи были делом случайным, и происходили лишь в отделе спиртных напитков. Однако в ночь на 2 августа из витрины бриллиантщика и золотых дел мастера Отто Крумбюгеля похитили разных ювелирных изделий на 7000 рублей.
Сперва вор взломал соседнюю витрину кавказского экспонента Хаджаева, затем – печати и висячий замок у Крумбюгеля. Будучи материально-ответственной, Шестовская артель после тщательного разбирательства возместила всю сумму пропажи из собственных средств.

По давней нашей традиции, провал в работе вызвал гнев Начальства и новые меры по усилению бдительности – после 3августа артельщикам, чинам полиции и помощникам Генеральных комиссаров пришлось обходить павильоны и по ночам.

Все споры и разногласия, возникавшие между устроителями, экспонентами, маклерами, строителями, охраной, экспедиторами, железными дорогами и пароходствами решались в соответствии с требованиями  гражданского и уголовного судопроизводства того времени.

Судебную власть на выставках представляли городские и губернские чиновники. Исключением стала Нижегородская выставка 1896 года, где в целях разрешения торговых и имущественных споров создали собственную судебную власть в лице двух Мировых Судей. По Высочайше утвержденному 24 ноября 1895 года Положению территория выставки, расположенная частично в уезде, а частично – в городе, в судебном отношении подчинялась ведению мировых установлений Нижнего Новгорода, и с этой целью учреждались две должности Мировых Судей, камеры которых (кабинеты) располагались вблизи выставки.

В те времена Выставку (с большой буквы!) всегда рассматривали как важнейший, а порой и исторический смотр достижений промышленности, торговли и сельского хозяйства, иными словами – дело государственное, общеполезное и общенародное.

В течение нескольких месяцев выставки оставались местом притяжения огромных масс народа (свыше миллиона человек посетили выставку в Москве 1882 года – подсчет велся предельно точно – по корешкам входных и пригласительных билетов). Не случайно вместе с павильонами на их территории строили летние театры и эстрады, разбивали цветники и тенистые аллеи. И работали там не только экспоненты и конкурсные комиссии – актеры разыгрывали театральные представления, публика гуляла, симфонические оркестры исполняли фуги и оратории, официанты в ресторанах и половые в трактирах едва успевали носить ростбифы, наливать водку, вино и пиво. В подобных местах порядок должен быть безукоризненным, и полиция, вместе с артельщиками,  его обеспечивала.

 

Александр Беляновский

 

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов