Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Светухина А.М. «Выставочный приоритет. Пора привести законодательство в порядок»

Выставочный приоритет.

 

Пора привести законодательство в порядок

 

Одна из основных целей выставок (в первую очередь – инновационных) – показ новейших образцов продукции, последних изобретений, полезных моделей, а также новых оригинальных товарных знаков.

 Экспоненты имеют возможность «опробовать» данные новинки, чтобы иметь представление об их «жизнеспособности» и потенциальных возможностях. Посетители же, в свою очередь, идут на выставку, чтобы узнать о новых продуктах и достижениях, а также для получения сведений о последних разработках и тенденциях развития отрасли.

Но, в то же время, показ на выставке может привести к раскрытию сущности изобретений, использованных в экспонатах. И сразу же возникает вопрос – не будет ли это «порочить новизну» данных изобретений? Можно ли каким-то образом себя обезопасить?

Основное международное соглашение, защищающее права добросовестных предпринимателей в области промышленной собственности, – Парижская Конвенция 1883 года. Членами Конвенции являются 40 государств, в том числе Россия.

Статья 11 этой Конвенции требует от стран-участниц предоставления «временной охраны патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран», стимулируя тем самым демонстрацию новинок.

Право выставочного приоритета заключается в том, что в случае подачи экспонентом заявки на патент в стране, где демонстрировались на выставке изобретения, модели или образцы, за ними сохраняется приоритет в установленный законом срок. Благодаря этому факт экспонирования образцов на выставке не рассматривается как порочащий новизну изобретения. Изобретение, товарный знак, модель или образец могут демонстрироваться широкому кругу потребителей без риска потери прав на последующую защиту.

Данная охрана изобретений на выставках является временной, т.к. она действует лишь в том случае, когда в дальнейшем следует подача заявки на патент. Выставочный приоритет предусмотрен для изобретений и полезных моделей сроком на 12 месяцев, а для товарных знаков – на 6 месяцев. Основанием для установления выставочного приоритета служит справка выставочного комитета официальной или официально признанной международной выставки.

Допустим, какой-то потенциальный экспонент Н. хотел бы показать свой новый товарный знак на специализированной международной выставке, посмотреть на реакцию потребителей и конкурентов, а затем уже подать заявку на регистрацию данного знака.

П.3 ст.9 ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» поясняет, что «приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если подача заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты».

Выбрав выставку и изучив внимательно статистику данной выставки за прошлый год, наш потенциальный экспонент не обнаружил среди участников ни одного иностранного экспонента (выставка же при этом имела гордое название «международная»!).

 

Совет №1:

Перед тем, как принять решение об участии в международной выставке, убедитесь в том, что она имеет право так именоваться!

Очень часто организаторы мероприятия в рекламных материалах называют международной выставку, ею не являющуюся.

Здесь будет уместно вспомнить «Кодекс профессиональной этики выставочного бизнеса», в частности п.6.3.1. – принцип достоверности, согласно которому информация о выставке не может содержать сведений, которые прямо или косвенно, за счет замалчивания, двузначности или преувеличения, могут ввести потребителя в заблуждение относительно прав интеллектуальной собственности на знаки для товаров и услуг выставки».

Вряд ли наш экспонент знаком с данным Кодексом (а зря!), скорей всего он рассуждал логически и решил, что лучше не рисковать и поискать другое мероприятие.

И вот, несостоявшийся экспонент обратил внимание на международную выставку – может быть, не очень специализированную, зато иностранных экспонентов в прошлом году в ней насчитывалось около 10%. При этом выставочный комитет, т.е. организатор выставки обещает предоставить необходимую справку.

 

Совет №2:

Будьте бдительны!

На настоящий момент в России не существует ни одного нормативно-правового акта, где были бы сформулированы четкие критерии разделения выставок на «международные» и «с международным участием».

Сослаться можно, разве что, на проект ФЗ «О выставочно-ярмарочной деятельности», который уже лет 15 как призрак является иногда на свет Божий, а затем исчезает в никуда. В последнем из проектов определения звучали так:

«Международные» – выставки/ярмарки, на которых не менее 10% прямых участников – иностранные фирмы, выставочное оборудование и предоставленный набор услуг соответствуют международным стандартам.

«С международным участием» – выставки/ярмарки с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников. (ст.1. Основные определения.)

Справедливости ради следует еще упомянуть про критерии Всемирной Ассоциации выставочной индустрии (UFI), но оговорюсь сразу, что относятся они к выставкам, имеющим знак одобрения UFI. Так, одним из основных критериев международной выставки является состав участников, из которых не менее 20% должны быть иностранными экспонентами.

Допустим, в нашем случае данный порог был преодолен. Обрадованный экспонент (уже не потенциальный, а настоящий) по окончании выставки получает документ, подтверждающий факт участия в международной выставке, а также содержащий информацию об экспонировавшемся товаре и обозначении, использовавшемся для его маркировки.

И последний штрих – заявитель должен представить документ, подтверждающий статус выставки как официальной или официально признанной международной (п.2.12.4 «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»).

 И вот, что самое удивительное – такого статуса у нас не имеет ни одна выставка! Странно, но факт – в настоящий момент в России не существует организации, обладающей полномочиями присваивать статус выставок! Получается, что система гарантированной защиты авторских прав (а в данном случае мы можем рассматривать это именно так) отсутствует!

 

Совет №3:

Делайте выводы, господа!

Предпринималось ли что-нибудь для устранения данного казуса? Конечно!

«Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации», одобренная Правительством РФ в марте 2001 г., рассматривала пути выхода из сложившегося тупика. П.3.2.3 Концепции предусматривает разработку нормативно-правовых актов «Об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса...».

В данном нормативно-правовом акте можно было бы определить органы, в чью компетенцию входит признание квалификации выставочных мероприятий и т.д.

Положение о порядке присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса было разработано и находилось на рассмотрении Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. Увы! Данная Комиссия упразднена Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 г.

Существует еще такой нормативно-правовой акт, как «Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26.05.1995 г. В приложении к данному Соглашению подробно расписаны функции и права Межгосударственного Совета по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ. Так п.4 «Приложения к Соглашению» предоставляет Совету право «проводить аттестацию выставок и ярмарок в рамках государств-участников Соглашения». Остается только догадываться – подразумевала ли аттестация присвоение статуса выставок, и, если – да, то почему Совет не воспользовался данным правом?

Положение более чем странное!

Что же в таком случае делать экспоненту Н.? Что делать многим и многим владельцам патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также оригинальных товарных знаков?

Еще раз внимательно прочитаем п.1.статьи 11 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (в скобках замечу, что речь идет о «Союзе по охране промышленной собственности»): «Страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений…»

 

Совет №4 – законодателям:

Давайте же, наконец, приведем свое внутреннее законодательство в порядок! Тот порядок, который так необходим нашим изобретателям, владельцам интеллектуальной собственности.

Ведь это, в конце концов, вопрос престижа России за рубежом! Это – незапатентованные изобретения и промышленные образцы, компьютерные программы и базы данных! Это – упущенная выгода российских предприятий! Это – несохранение нашего огромного богатства – интеллектуальной собственности (сколько можно только нефтью и газом торговать!).

Пора решать данную проблему решительно и однозначно – чтобы экспоненты не мучались в поисках различных нормативно-правовых актов, не сомневались в формулировках, не боялись показывать самые новые, самые передовые и суперсовременные продукты, «ноу-хау», а не давно уже устаревшие изобретения. В этом заинтересованы все – экспоненты, посетители, организаторы выставок и, надеюсь, государственные органы, во власти которых решение данной проблемы.

Было бы на то желание!

А. Светухина

 


 

Мы попросили прокомментировать содержание статьи директоров двух инновационных выставок, проходящих в Москве, и экспертов ЗАО «Экспоцентр».

 

Снигирев Ю.К., руководитель группы экспертов ЗАО «Экспоцентр»

В «Общих условиях участия в выставках на выставочном комплексе ЗАО «Экспоцентр» есть раздел «Выставочный приоритет», в котором сообщается о членстве России в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и о том, что выставки «Экспоцентра» являются официально признанными.

Экспонент, претендующий на получение выставочного приоритета, обязательно должен перед выставкой направить в адрес дирекции выставки подробное описание представляемого на выставке экспоната. После окончания выставки мы можем выдать нашему экспоненту необходимую справку об участии в прошедшей выставке. Хотя такая справка и не будет иметь юридической силы (поскольку в России законодательно не определен официальный статус выставок), в случае, если кто-то подаст в течение 6-ти или 12-ти месяцев после окончания выставки заявку на патент (на изобретение или товарный знак, подобные выставленным), появится возможность отстоять право выставочного приоритета в суде. Однако, такие справки на моей памяти мы выдавали не часто.

 

Лисов А.Ф., эксперт ЗАО «Экспоцентр»

В статье правильно поставлен вопрос, не прибавить, не убавить.

Разработку законодательной и нормативно-правовой базы в нашей стране давно пора форсировать. Непонятно, куда запропастился целый ряд предложений на этот счет от российского выставочного сообщества.

Я бы внес одно уточнение в статью, мне оно кажется существенным.

Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации утверждена заместителем председателя Правительства РФ в марте 2001 года, а в развитие этой концепции опять же заместитель Председателя правительства РФ утвердил толковый «План реализации основных предложений концепции развития ВЯД». Во исполнение этого плана, а именно – раздела 1 (п.1.2, часть 4.2, часть 4) был разработан Проект положения о порядке присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса. Проект этот был разослан и в МСВЯ, и в Минэкономразвития России, и в ТПП РФ. Известно, что этот проект изучался, а что с ним сделалось впоследствии, знает один Господь Бог.

Такая непонятная судьба постигла не только Положение о присвоении выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, но и Проект Федерального закона о выставочно-ярмарочной деятельности, который был разослан для обсуждения еще в ноябре 2003 года.

 

Зезюлин Д.И., президент международного инновационного центра «Архимед»

Мы считаем, что проблема получения выставочного приоритета у нас в России – проблема каждого экспонента в отдельности. У нас в выставке принимают участие организации или изобретатели, которые уже являются обладателями патента, хотя бы российского. Потому что у нас мероприятие называется «Салон объектов промышленной собственности», а объекты промышленной собственности становятся таковыми только после получения охранного документа РФ. А законодательство Российской Федерации соответственно модифицировано и входит в единую систему Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Более того, начиная с 2001 года, ВОИС регулярно направляет в наш адрес приветствие, где подчеркивает, что мы являемся именно международным салоном промышленной собственности.

Я считаю, что преступление – выставляться, не подав даже заявку на патент. Это означает – подарить свое изобретение любому недобросовестному и заинтересованному лицу. Суть патентного законодательства – оградить изобретателя от нечистоплотных дельцов. И мы не потворствуем им, а защищаем изобретателя. И поэтому в принципе на нашей выставке мы не только разрешаем иностранным фирмам вручать экспонентам награды, но наша экспертная комиссия вручает дипломы и медали лучшим экспонентам от имени ВОИС, которая дает нам такое право.

Мы сталкивались с необходимостью подтверждения выставочного приоритета, но – в других странах. Это важно, когда наш изобретатель выставляется в другой стране, если ему надо прорваться на рынок, например, в Европе или Америке. Тогда, прежде чем начать патентовать там свое изобретение, он участвует в выставках в этих странах. Там эти выставки дают право на получение выставочного приоритета.

Статья очень актуальна и интересна, такая проблема в России существует.

 

Бобровская Н.И., директор выставки «Московский международный салон инноваций и инвестиций», проходящей на ВВЦ

Я не знаю выставок, которые работают по приведенной в статье схеме, и с такими случаями не сталкивалась. У нас довольно часто экспоненты, особенно из регионов, представляют незапатентованные новейшие образцы продукции, модели, изобретения. Выставка не несет ответственности за сохранение новизны экспонатов, и справок мы не даем. В то же время я считаю, что официально признанными можно считать выставки, имеющие знак UFI и МСВЯ. Наша выставка уже несколько лет проводится по постановлению Правительства России. Думаю, это тоже подтверждает ее официальный статус.

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов