Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

БЕЛЯНОВСКИЙ А.С. «Фонтаны ржи, железные медведи...»

Фонтаны ржи, железные медведи….

 

Стенды на русских выставках конца XIX – начала XX века

 

Торжество, красота, достоинство. Именно эти чувства должна была вызывать экспозиция солидной торгово-промышленной компании на русской выставке конца XIX – начала XX века. От художников и оформителей, как и сегодня, требовали неповторимости общего решения стендов.

Конечно, в те времена не было выставочных конструкторов, видеоэкранов, лазерных шоу и материалов, гнущихся как береза на ветру. Не беда. Отсутствие их, усложняя задачу, создавало условия для ничем не ограниченного полета мысли, требовало немалой выдумки, вкуса и таланта – попробуйте из колосьев, листового железа и  шоколада сотворить произведения искусства. И ведь творили!

 

ДИЗАЙН

 

Желание поразить и восхитить зрителя, быть непохожим на других, говоря по-нынешнему – эксклюзивным, давало удивительные результаты.

Фабриканты и заводчики ставили весьма сложные задачи: добывая уголь, выплавляя железо и штампуя стальные листы, они хотели в стенде выразить всю мощь своих компаний.

И такие решения находили. Как? Попробуем ответить. Для простоты изложения названия выставок приведем кратко (см. Перечень упоминаемых выставок).

Перешагнем порог времени, пройдемся по XV Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. Гостей Горного отдела встречала экспозиция холодного оружия – но не витрины и выкладки, а громадный Государственный Герб – двуглавый орел и ваза, составленные из офицерских сабель.

Стенд «Акционерного Общества Русского рельсового производства»: у входа – два огромных железных медведя с шерстью, составленной из сплошного ряда стальных игл. Стены отделаны кумачом и шелком. В центре – высокая колонна из рельсов и сортового железа, увенчанная табличкой с фамилией владельца – Губовина. Вокруг, в живописном беспорядке, – образцы руд, торговые сорта железа и изделия из него: костыли, болты, накладки, проволочные канаты.

Хозяева Гороблагодатских заводов выставили другого медведя – из цельного куска каменного угля, с Евангелием на спине. 

Тридцатью годами позже стенд Торгового дома «Инженер Гущо и Ко» из Юзовки выглядел как огромная груда каменного угля, внутри которой имелось помещение для экспонатов, а у входа дежурили статуи рудокопов-шахтеров с кирками в руках (Киев-1913).

Начиная с 70-х годов XIX века, экспоненты строили стенды из собственной продукции. Так, заводы Полякова возвели беседку с крышей и колоннами из витой проволоки (Москва-1882), Нижнетагильский железоделательный завод – павильон из различных сортов железа, чугунных отливок, мерительных и весовых мер (Екатеринбург-1887). Но самый яркий пример экспозиции, ставшей одновременно и павильоном, и стендом, и экспонатом – здание, представленное  Бетонно-трубным заводом Эллерса и собранное из... канализационных труб, бетонных блоков и иной продукции завода (С.-Петербург-1908).

Впрочем, отличиться хотели не только фабриканты. Владельцы сельскохозяйственных угодий также использовали свою продукцию для убранства стендов. Великая княгиня Екатерина Михайловна представила два фонтана из колосьев ржи, выращенной в имении Карловка Полтавской губернии. Под ними, словно выброшенные на берег, лежали стеклянные бочонки со спиртом (Москва-1882).

С железом и рожью соседствовали и иные предметы – легкие, нежные, соблазнительные (особенно для дам). Парфюмерная фирма «Буис и Ко» очаровывала гостей фонтанами из душистых вод и букетом фарфоровых цветов, в каждом соцветии которого благоухали духи со свойственным данному цветку ароматом (Москва-1872).

Павильон кондитерской фабрики Абрикосова отличился высокими шоколадными колоннами с шоколадными же бюстами Государя Императора (Москва-1882). Еще дальше пошли владельцы Торгового дома братьев Ивановых, сложившие из шоколадного печенья бюст Императора Александра II, корона, скипетр и держава Самодержца были еще вкусней – из леденцов (Омск-1911).

Конечно, встречались места и не столь изящные. Представьте: приходит ни о чем не ведающая гимназистка в медицинский отдел Политехнической выставки 1872 года и видит там аккуратно нарезанные части свежих… трупов,  а точнее – анатомические препараты профессора Вагнера, приготовленные им по способу замораживания: «горизонтальный разрез женского трупа на уровне большого таза», «горизонтальный разрез головы на уровне верхней части языка» и иные, не менее увлекательные вещи (Москва-1872).

 

ИНТЕРЬЕР

 

Разумеется, большая часть экспонентов, не мудрствуя лукаво, шла путем привычным и проторенным – украшала интерьер. Для показа предметов ставили деревянные шкафы и витрины – застекленные и открытые, декорированные причудливой резьбой узоров. Рядом стояли столы и стойки, также резные. В залах находились скульптуры, колонны, люстры, картины, тропические растения и ковры.

В отдельных случаях оформление составляло суть экспозиции. Так, Отдел Садоводства на московской выставке 1882 года выглядел как роскошный разноцветный ковер из азалий 78 сортов, служащий подножием бюсту Государя Императора. Магазин рукоделия Бету обустроил пышный будуар с фриволите, подушками бисерного шиться, ковром «Чтение Манифеста» и картиной «Тысячелетие России». Мадам Гольшух вывесила венки из рыбьей чешуи, семян и зерен (Москва-1882).

В 1872 году на Политехнической выставке особый интерес вызывал «туземный» павильон Туркестана, незадолго до того вошедшего в состав Российской Империи, – он тонул в коврах, кошмах, паласах и среднеазиатских тканях. В комнатах летала живая туркестанская пчела, ползали шелковичные черви – больные и здоровые, выставлялись опиум, анаша и маковые головки. 

Среднеазиатский павильон появился и в Нижнем Новгороде на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. К тому времени червей и наркотики сменила ханская роскошь дворцовых интерьеров, на одном из балконов разместили тропический сад, на другом – восточный базар.

Особое место в нашей истории занимают автомобильные смотры начала XX века. На первом из них, имевшем место в 1907 году в Санкт-Петербурге, главной сенсацией стали, разумеется, сами машины, именно их возносили на пьедестал и высвечивали – в прямом понимании этого слова – сотнями электрических лампочек. Чтобы зритель ничего не упустил, на стендах выкладывали зеркальные полы.

 

ПРОИЗВОДСТВО

 

Эпоха научно-технического прогресса и бурного промышленного роста России во второй половине XIX века наложила своей отпечаток на многие выставки, и, прежде всего, – на уникальную по композиции и замыслу Политехническую выставку 1872 года. Именно тогда впервые в русской истории экспонатами стали «живые» производства. В здании действующих механизмов Технического Отдела стоял непрерывный гул – то шумели десятки механических устройств, от токарных станков до водокачки.

Впоследствии ни одна промышленная выставка России не обходилась без залов-цехов. Промышленники и инженеры были уверены: наглядный образ работающих станков и всей технологической цепочки – от загрузки сырых материалов до выпуска готовой продукции, лучше всего демонстрирует возможности предприятий.

Вернемся в Москву 1882 года. В павильоне Алексеева трудились станки по обработке шерсти и выпуску канители, плющильный станок делал из проволоки плоскую нить (при каждой машине находился мастер, дававший пояснения). В присутствии публики скоропечатный станок Флора штамповал хромолитографированные портреты Государя и Государыни, механизм Канна очищал крупу, а машина  А.В. Жаровского резала папиросную бумагу, свертывала патроны и выбрасывала крученые папиросы в жестяную корзину со скоростью 2000 штук в час (Москва–1882).

Самый характерный пример «выставочного цеха» – стенд журнала «Нива» на Всероссийской выставке печатного дела 1895 года в Санкт-Петербурге. Собственно говоря, стендом назвать его очень сложно – огромное пространство заполнили, с одной стороны, книжно-газетный киоск в натуральную величину, а с другой – типография, включавшая ротационную печатную машину, пресс, фальцовочную машину и иное оборудование. «Благодаря беспрерывной работе, – писала «Нива» в №19 за 1895 год, – посетители имеют возможность ознакомиться со всеми стадиями той сложной и в высшей степени интересной процедуры, результатом которой является номер «Нивы».

Но дальше всех пошли устроители выставки в Киеве – росчерком пера они включили в состав экспозиции реально действующее предприятие – Гильзовую фабрику Дувана. В определенные часы ее открывали для свободного доступа публики (Киев -1913).

 

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

 

Научно-познавательные отделы всегда занимали особое место на русских выставках, и дело тут не только, и не столько в демонстрации отдельных полезных предметов, служащих воспитанию населения, нет, то были единые экспозиции – наглядные, точно спланированные, а порой – поражающие воображение.

Безусловно, к таковым относятся упомянутые выше разрезы трупов профессора Вагнера, как, впрочем, и более «мирные» экспозиции, в частности, находившиеся в Военном отделе манекены двух русских солдат в полной походной форме, один – эпохи Николая I, другой – образца 1882 года. Вес николаевской формы составлял 80 фунтов* 29 золотников** (32,87 кг), а новой, александровской,  весьма удобной для солдата, – 69 фунтов 78 золотников (28,47 кг) (Москва-1882).

В Киеве местная энтомологическая станция выставила 100 вредных насекомых, — часть из них покоилась в спирту, другая – в засушенном виде. Рядом демонстрировались коллекции вредных грибков и долгоносиков. Там, где нельзя было разместить экспонат в натуральную величину, предлагали макеты, точно воспроизводящие оригинал, как, например, действующий макет Одесско-Киевской железной дороги, первой в Юго-Западном крае. Гости могли видеть вокзалы Киева и Одессы, движущиеся поезда и гудящие паровозы  (Киев-1913).

Любовь к статистике принимала порой самые причудливые формы. Что, казалось бы, может быть неинтересней диаграммы рождаемости и смертности населения?  Однако, и здесь нашли удивительное решение: во всю стену огромного зала разместили картину на данную тему. Рождаемость олицетворяла  вереница аистов с младенцами в клювах: первым стоял толстый русский аист (44,2%), последним – общипанный аист Франции (19,7%). Под птицами находились могильные плиты – со своими процентами (Киев-1913).

Характерно, что познавательный характер экспозиций распространялся не только на то, что уже было сделано и подсчитано, но и на проекты, в том числе и явно неосуществимые. На Выставке Приамурского края 1913 года в Хабаровске посетителям показывали проекционный чертеж тоннеля под Амуром для прокладки Транссибирской железной дороги. Власти в то же время готовились к возведению моста через реку, впоследствии построенного.

Таковы были в те времена стенды. Как видим, многие художественные решения века девятнадцатого и сегодня выглядят вполне новаторски, а нынешним художникам-мастеровым есть чему поучиться у предков.

 

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

 

Перечень упоминаемых выставок:

 

1.   Политехническая выставка 1872 года в Москве.

2.   XV Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве.

3.   Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 года в Екатеринбурге.

4.   Первая Всероссийская выставка печатного дела 1895 года в Санкт-Петербурге.

5.   XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде.

6.   Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта 1907 года в Санкт-Петербурге.

7.   Международная Строительно-художественная выставка 1908 года в Санкт-Петербурге.

8.   Первая Западно-Сибирская лесная и торгово-промышленная выставка 1911 года в Омске.

9.   Всероссийская фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка в Киеве 1913 года.

 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (985) 970-86-95, (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2017
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов