Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

А.C. Беляновский. «За державу не обидно?»

За державу не обидно?

 

 

Надо ли помогать российским компаниям участвовать в выставках за границей?

Вопрос непраздный – если говорить о фактах, а не декларациях

 

Ситуация в этом вопросе складывается подчас парадоксально.

В то время как правительства европейских стран выделяют огромные деньги на участие в выставках своих экспортеров, стремящихся на мировые рынки, причем делают это на всех возможных уровнях – государственном, региональном, городском…

В то время как китайцы тратят еще большие, почти неимоверные суммы на участие фирм из Поднебесной в зарубежных выставках, оплачивая аренду площади, строительство стендов и поездки специалистов, и только для того, чтобы ширпотреб их – тряпки, super-электроника по цене чайника и ядовитые пластизольные игрушки завалили нас с ног до головы…

И в это самое время Отечество наше выделяет на те же цели совершеннейшие крохи – ну что такое 80 тыс. долларов на выставку мирового класса? Притом, что порой ни копейки, ни цента, до предприятий не доходит, а им, производителям российским, чью продукцию, по идее и надо продвигать за границей – к вящей славе России, предлагают платить ВДВОЕ больше, чем немцам, итальянцам и американцам.

И платят. Такова система. Но почему?

 

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ – РАЗМЫТОСТЬ ЦЕЛЕЙ

На что конкретно выделяются деньги? Формально – «на организацию единой российской экспозиции». Между тем, реальных целей может быть как минимум, две.

Цель №1. Продвижение российской продукции.  Здесь требуется комплекс мер по максимальному облегчению участия наших предприятий в выставке. В идеале при цене организатора в 150 евро за кв.м. платить они должны не 300, и не 150, а максимум – 75-90 евро плюс затраты на доставку продукции и монтаж экспозиции (по себестоимости работ, проводимых централизованно). Лишь в этом случае можно говорить о реальной поддержке экспортеров.

Практика показывает, что компании обычно заранее выделяют определенную сумму на участие в выставках, в том числе и в зарубежных. Ситуация «сколько сказали, столько заплатили» – весьма нетипична. При цене 75 евро экспонент возьмет 48 кв.м, да еще технику привезет, при 300 евро – не более 12 кв.м, ограничившись плакатами и схемами.

Цель №2. Укрепление имиджа страны: создание имиджевой экспозиции России (площадь не менее 200-400 кв.м), организация деловой и культурной программы, командировки специалистов, создание конгресс-центра, пресс-службы и сервисного бюро, обслуживающего предпринимателей, желающих провести переговоры – наших и иностранных.

Позвольте, – скажут многие, – цели эти нельзя противопоставлять. По сути они едины и направлены на укрепление позиций России в мировом сообществе.

Все верно. Никто не спорит.

Дело, однако, в том, что на практике поддержка экспонентов только декларируется –  всеми, везде и всюду, но формально, юридически, ни от кого не требуется.

Типовая документация  Минэкономразвития России, заполняемая участниками конкурсов на право подготовки и проведения единой российской экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета (см. «Экспо Ведомости, №1, 2005, стр.22) включает в себя 11 (одиннадцать) форм, и лишь одна из них, четвертая, касается экспонентов, и то – косвенно. Звучит она так: «Предложения по условиям участия в выставочно-ярмарочном мероприятии российских организаций, примерные ставки».

Все остальные формы говорят о совершенно иных вещах, многие из которых прямо требуют расходования бюджетных средств на «общие  цели». Так, претенденту необходимо подать предложения по: 

          проекту художественного оформления российской экспозиции, который должен учитывать единый дизайн, использовать современные конструкции и оснащение;

          деловой и культурной программе, другим сопутствующим мероприятиям;

          организации мероприятий в рамках Национального дня Российской Федерации;

          работе оргкомитета – исполнительной дирекции в период работы выставки (размещение в гостинице, трансфер, транспортное обслуживание и пр.).

Может ли в этих условиях хватить денег на то, чтобы хотя бы частично оплачивать аренду площади стендов экспонентов, или, как минимум, брать с них по расценкам устроителей выставки?

Наверное, если коллективный организатор очень-очень этого захочет, и подобные желания (на чей-то взгляд – слишком альтруистические) будут поддержаны конкурсной комиссией. 

В итоге, будучи едиными исторически, политически, идеологически и морально, две главные цели противостоят друг другу из-за банальной нехватки денег и неопределенности приоритетов: на что в первую очередь – конкретно, по статьям расходов – следует тратить выделенные средства? Где это прописано, утверждено и снабжено печатями?

И потому с предприятий российских за участие в немецкой выставке берут вдвое больше, чем с немцев. Нормально ли это? И это ли – имидж России?

 

ПРИЧИНА ВТОРАЯ – ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОГО УЧАСТИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВЫСТАВКАХ НЕ СЧИТАЕТСЯ ПОДДЕРЖКОЙ ЭКСПОРТА

Государственный бюджет России предусматривает статью «Поддержка экспорта». В 2004 г. на эти цели направлено 90 миллионов долларов бюджетных средств. Речь идет о деньгах, которые выделяются на обеспечение системы гарантирования экспорта и экспортных кредитов, программы финансовой поддержке машинно-технического экспорта. Механизм, одобренный Правительством РФ по инициативе  Минэкономразвития России, одной из своих главных целей ставит увеличение доли именно этого экспорта.

К выставкам все это не имеет ни малейшего отношения. Создание единых российских экспозиций на зарубежных выставках финансируется по другой бюджетной статье – «Международная деятельность», и в совершенно иных масштабах – в прошлом году на 17 зарубежных выставок (не считая «Экспо-2005») выделено 1,4 млн. долларов, то есть около 80 тыс. на выставку.

Таким образом, суммы эти в масштабе госбюджета являются «прочими расходами» – и отношение к ним соответствующее.

 

А КАК ДОЛЖНО БЫТЬ?

Вот это – хорошо известно. Ответ дан заместителем директора Департамента поддержки экспорта Минэкономразвития России В.Я.Зингманом в интервью журналу «Экспо Ведомости» №3 за 2004 год, – и слова эти надо привести полностью.

Выделяемые суммы, по его мнению, «не предназначены для строительства дорогих стендов. На высокотехнологичных выставках, где идеи и разработки могут быть представлены на плакате или небольшом макете, бюджетных денег вполне достаточно для оплаты необходимых для российской экспозиции площадей. Понятно, что они не покрывают всех затрат экспонентов, но мы хотим добиться такой ситуации, при которой хотя бы ряд позиций полностью покрывались бюджетными средствами, чтобы по этим статьям нашим экспонентам не пришлось доплачивать. Тогда, на наш взгляд, участники выставок получат хоть какое-то подспорье.

Бюджетная поддержка организаторов и участников выставок  составляет примерно от трети до четверти их общих затрат на выставку. Безусловно, было бы очень хорошо, если бы мы смогли добиться ситуации, когда покрывались бы 50% и более затрат. Наша основная задача – покрыть общие выставочные расходы».

 

И ПОСЛЕДНЕЕ

Предложение финансировать российское участие в зарубежных выставках по бюджетной статье «Поддержка экспорта», увеличив выделяемые суммы, как минимум, до 22-25 миллионов долларов в год, как делается в той же Германии, – то есть в 20 раз – у всех профессионалов, долгие годы работающих в этой сфере, вызывает лишь улыбку и 100%-й пессимизм: этого не может быть потому что быть не может, – говорят они. По определению. Никогда.

И пока ситуация такова, никаких системных сдвигов не произойдет. И ничего, по сути своей, не изменится.

 

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов