Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Игорь Михалев «Думы о ремесле нашем славном»

Думы о ремесле нашем славном

 

«Всё вы, думы, помните. Всё вы, думы знаете. До чего ж вы мое сердце этим огорчаете»

Юлий Ким

 

Собственно говоря, началось все с предложения редакции поговорить о предвыставочных и выставочных пресс-конференциях: быть ли им, какими им быть, о чем не забыть во время их проведения… Короче, тема чисто шекспировская: быть или не быть. Но когда автор уже стоял, как говорится, с черепом бедного Йорика в руках, в его собственном черепе мысли вдруг (оппозиция?) выступили с маршем несогласных: с их точки зрения, тема эта много шире и «многозначней». По их мнению, вопрос дебатов должен определиться как «Пресса – Выставки – Выставочники – Пресс-службы».

Да пожалуйста, мысли. Вот вам думы!

 

ДУМА ПЕРВАЯ, ЗАДУШЕВНАЯ

«ПРАВДУ» И ТОЛЬКО «ПРАВДУ»

считали в свое время центральной газетой (это я для совсем молодых наших читателей популярно объясняю). Сейчас таких «центральных» и нет, а вот еще лет сорок с лишним назад, когда мне довелось окунуться в журналистку, на этот главный орган ЦК КПСС обращали внимание все. И читали, и почитали, и считали его (орган) непогрешимым. Даже другие «правды» – «Комсомольская», «Пио­нерская», «Московская», «Ленинградская» (далее см. атлас СССР).

Я это к чему веду: в 60-е и 70-е годы прошлого столетия даже «Правда» регулярно писала о торгово-промышленных выставках, организуемых соответствующим Управлением ТПП СССР, позже названным «Экспоцентр». Не говоря уж об «Известиях», «Советской России», «Советской торговле» и прочих газетах. Плюс такие замечательные журналы того времени, как «Техника – молодежи», «Знание – сила», многие-многие другие, даже «Юный техник» (и нечего тут смеяться – очень полезный был журнал).

О каждой выставке сообщал ТАСС (или «сообщало», поскольку оно все-таки было агентством). Трубили выпуски «Последних известий» и «Маяка», посвящая им (выставкам) отдельные (по меркам радио огромные) передачи. Центральное телевидение (было в то время такое) «по косточкам» разбирало все, представленное на стендах экспозиций. Пресс-конференции ломились от выставочной прессы (не специализированно-выставочной – такой тогда и не было, а прессы, чьи специально выделенные репортеры регулярно рассказывали о выставках). Халявой (в нынешнем понимании – об этом поговорим позже) и не пахло. Поскольку только «проверенным» редакциям и журналистам высылала пресс-служба «Экспоцентра» приглашения на пресс-встречи, их и только их аккредитовывала на сами выставки, на Национальные Дни, рекомендовала атташе по печати разных посольств для приглашения на эксклюзивные выставочные пресс-мероприятия. Вместе с ними представители пресс-службы зачастую сами выступали в печати, на радио, по телевидению. Пресс-отдача была стопроцентной: если какой-то «орган» выставку отражать не желал, его переставали приглашать – и на само мероприятие, и на фуршеты, и на шикарные выставочные банкеты. Отсюда и пошли нынешние традиции «Экспоцентра» по общению с представителями прессы (низкий поклон «пресс-маме» того времени – Людмиле Александровне Серегиной).

Больше десяти лет выставочные павильоны ВДНХ и «Сокольников» (именно там и проходили тогда главные выставки) принимали меня в свои объятия. Я тогда служил на телевидении, в той его части, которая готовили материалы для зарубежных телестудий и агентств (поскольку все «проводные» и «беспроводные» общения, «телемосты» и «Интервидение» начались позже). Учитывая специфику, приходилось делать сюжеты и об экспонентах разных стран, и о советских разделах, и о реакции посетителей и крупных специалистов (включая министров) на соответствующие экспозиции. И ни у кого не возникал вопрос: кому все это надо…

Сейчас возникает…

 

ДУМА ВТОРАЯ, ВЫСТРАДАННАЯ

СТО ТЫСЯЧ «ПОЧЕМУ»…

Что же произошло? И с кем/с чем: с нами всеми, с выставками, с прессой, с рекламой, с журналистами, со страной?

Да, пожалуй, со всеми перечисленными компонентами.

С удовольствием вспоминаю репортажи с выставок 70-х прекрасного журналиста и писателя, корреспондента «Комсомолки» Леонида Репина (он и сейчас нет-нет да и тряхнет стариной, сотворив нечто выставочное, хоть и специализируется на другой тематике). Так вот, представьте себе: Леня безвозмездно (не считая редакционных гонораров) рассказывал на страницах любимой газеты любимым читателям о наиболее интересных экспонатах разных выставок, называя и фирмы, и страны, и имена создателей. И никто не считал это рекламной «джинсой», а любимые читатели писали письма любимому журналисту с просьбой уточнить то-сё, рассказать еще о том-о сём, а иногда и волновались (зря): где это то-сё приобрести.

Нет, ну вы можете сейчас это себе представить? Говорите, времена изменились? А что, простите, собственно, так уж изменилось? У читателей газет пропало желание узнавать о мировых новинках «того-сего», представленных на выставках? А зато сильно выросло желание узнать, кто кого и как убил-избил-изуродовал или кто-с кем-сколько раз и на какой тусовке? Так ведь все это запросто может уживаться на страницах газет и журналов – достаточно попробовать. Я имею в виду не «пресс-глянец» (хотя они «свои» выставки как раз не забывают), а прессу действительно массовую, где «каждый выбирает для себя…». Может, стоит попробовать: одним – публиковать, другим – кончать ронять слюни и переключиться на нечто любопытное и общезначимое. Может, не время виновато, а мы – и «писатели», и читатели?

 

ДУМА ТРЕТЬЯ, СОМНИТЕЛЬНАЯ

ЕСЛИ ОНИ НАМ, ТО И МЫ – ИМ!

Ну, хорошо, в теории разобрались. Даже если не сошлись… нет, не характерами – мнением, все равно разобрались. Пристыдили плохих журналистов, похвалили хороших, дали указания главным редакторам, укорили владельцев-олигархов (черт, про них-то мы вообще забыли).

Никто не будет спорить, что выставку надо делать так, чтобы не было стыдно за бесцельно истраченные деньги, время, усилия и таланты. Всегда ли именно так и происходит? Увы…

Создатели выставки – директора и их помощники. Почему-то считается, что их главное достоинство – хорошее владение иностранными языками (для общения с иностранными же экспонентами), общий кругозор и кое-какие знания по соответствующей отчетности. Конечно, я утрирую, но, в общем и среднем, без вопросов. Мне доводилось общаться (далеко не только в «Экспоцентре», но и в других выставочных организациях) с «институтом директоров выставок». Да, все они (и институты, и директора) разные. Да, многие из них многое же и могут. Да, кое-кто из них умеет «сотворить» выставку – не просто «организовать», а именно «сотворить», продумав и придумав если не все, то многое. Да, для некоторых из них «своя» выставка – и боль, и радость, и сбывшаяся мечта. Но… для все-таки значительного большинства – рутинная и тяжелая работа (с этим никто и не спорит), а порой и – не очень любимая. Никогда не забуду, как много лет назад я, только-только придя на новую работу, лицом к лицу встретился с одним из старейших экспоцентровских директоров выставок, в порыве откровенности заявившей мне: «Господи (нет, это не я – Он, это было чисто эмоциональное обращение), как же мне эта выставка надоела…» Речь шла о старинном традиционном, вполне добротном смотре, пользующемся определенной популярностью у специалистов. И я понял, что дело не в самой выставке, а в той рутинной обстановке, которая годами складывается вокруг одного и того же специализированного мероприятия. С одной стороны – действительно бесценный опыт и огромные фирменные связи директора выставки, с другой – как писал классик, «кажинный год на том же самом месте…»).

Конечно, директора выставок со специализированной прессой общаются плотно. И это естественно: им нельзя друг без друга. Боюсь только, дело тут не в выставке, а в возможности получения большего количества рекламных заказов. Это что касается прессы. Для директора же важнее, что и как напишут о самой выставке «спецы». Не помню ни одного не хвалебного материала в «мебельной» прессе о мебельных экспоцентровских смотрах. Впрочем, о «крокусовских» – тоже. Хотя выставки и там, и там бывали весьма неоднозначные. Не всегда же срабатывает главный показатель – метраж. Мебельные выставки всегда будут «полновесны» – один стул или стол никто демонстрировать не станет. А вот насколько «эта» мебель интереснее и значимее прошлогодней… И каковы тенденции… Сами «спецы» (в личных разговорах) о некоторых ежегодных смотрах отзывались без восторга (что, кстати, совсем не смертельно). А надо ли вообще ссылаться на экспозицию, рассказывая о новых моделях, тенденциях и стилях, скажем, той же мебельной выставки? Что первично? Это, конечно, каждый решает для себя.

 

ДУМА ЧЕТВЕРТАЯ, ПОДРАССТРЕЛЬНАЯ

Я – НАЧАЛЬНИК, ТЫ, СООТВЕТСТВЕННО…

Руководство любой фирмы считает, что знает и умеет гораздо больше подчиненных ему сотрудников. Руководство фирмы выставочной – не исключение. А уж как общаться с нашим (но не их) братом-журналистом – особенно хорошо известно только руководству. И что нужно журналисту, ему, руководству, известно гораздо лучше, чем представителям их же пресс-служб. И что журналисты обязаны (!) сделать за тот радушный фуршет, который им устраивают на каждой пресс-конференции – оно тоже, естественно, знает. А зачастую и требует, опять же от пресс-службы (давайте для простоты будем называть ее в дальнейшем ПС), заставлять (добром, только добром!) этих самых журналистов пробивать скупые строки нужной информации или присутствовать (для антуража) на нужных мероприятиях, или формировать общественное мнение в пользу… ну понятно, кого.

Не знаю ни одного руководителя (особенно «средней руки»), который бы полностью доверял своей ПС, требовал от нее не априорного «делай, что говорят», а обеспеченных логикой поступков, давал карт-бланш на решение сложных вопросов, особенно требующих денежных вливаний. Глубоко убежден, что связь журналистского корпуса с выставочными организациями была бы гораздо теснее, если бы до своей же ПС доводились определенные позиции руководства выставочной организации, его пожелания и возможные поощрения отличившихся представителей прессы. А уж как «разруливать» подобные ситуации должны решать профессионалы из ПС. Если они, конечно, они…

Какова же роль пресс-службы? Или человека, который (в небольших компаниях и выставочных центрах) ее заменяет?

 

ДУМА ПЯТАЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОЕ-ЧТО О ПРЕСС-СЛУЖБЕ…

ПС в идеале осуществляет ряд главных функций.

Одна из них – информирование Прессы (в широком смысле этого слова) о предстоящем мероприятии. При этом необязательно захватывать все средства массовой информации. Скажем, ясно, что «акулы» (типа «Коммерсанта», «Московского комсомольца», «Известий», «Московский новостей», «Российской» и т. д.) писать о рядовом выставочном событии не будут. Им подавай сразу «горячее. Кстати, коллеги из «МК» и «Коммерсанта» ни на пресс-конференциях, ни в пресс-центре «Экспоцентра» ни разу не появлялись, аккредитациями не пользовались, информацию не требовали. Однако, в случае возникновения «чего-либо», на страницах издания материал появлялся. Скажем, знаменитые трения между министерством связи и выставкой «Связь-Экспокомм». Или парад обнаженных девиц, выставляющих свои прелести против проведения выставки «Мех и его обработка». Или когда эвакуировали весь «Экспоцентр», предполагая заложенную взрывчатку. И снимки были. Значит и сами репортеры присутствовали. Естественно, это уже не выставочные материалы, а попросту скандальные. Неужели только это и привлекает коллег к «нашему пирогу»? И, может, ПС должна выносить этот «сор» из избы, доказывая и свою компетентность, и умение общаться с прессой, и понимание «что народу нужно»? Не уверен… хотя и заманчиво. «Галочка» ведь (о нас написали) поставлена.

Не секрет, что на каждого сотрудника ПС (даже пусть на того, единственного) приходится по нескольку единиц руководящего состава… А если мероприя­тие не оправдало возложенных на него надежд, виноватой оказывается, как показывает опыт, прежде всего ПС… Или уж рекламная служба.

Но что значит «не оправдало»? Народу пришло меньше? Денег организация заработала не столько, сколько в прошлый раз? Нарекания были со стороны экспонентов? Выставка – не конвейер. Всего не предусмотришь. Просто надо делать полный анализ каждого мероприятия и… соответствующие выводы – не в виде лишения премий, всеобщего порицания, последнего предупреждения, а в виде реального в будущем выхода из ситуации. Плана конкретизированного, без «общих мест» и сетований, составленного всеми заинтересованными подразделениями, по разделам деятельности каждого сегмента.

 

ДУМА ШЕСТАЯ, ЖИВОТРЕПЕЩУЩАЯ

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ ВЫ ЗДЕСЬ…

Зачем ПС собирает журналистов на пресс-встречи?

Даю несколько подсказок:

а) по традиции;

б) для встречи с организаторами мероприятия и представителями отрасли;

в) для показухи перед начальством;

г) чтобы журналистов накормить и напоить.

В общем-то – по всем разделам.

Если же говорить серьезно, то главная цель – дать представителям прессы полное представление о том, какой будет выставка (или уже есть). С помощью собственных работников и приглашенных представителей отраслевых организаций.

Всегда ли достигается желаемый результат? Увы…

Подумаем, почему…

Каждая выставка, проводящаяся ежегодно или даже реже, удивительно похожа на «подруг»: естественно, по тематике, и по набору главных экспонентов, и по представленным экспонатам. Из года в год (или из двухлетия в двухлетие) мы видим в павильонах одни и те же лица, а на стендах – практически, одну и ту же (конечно, слегка модифицированную) продукцию. И это вполне естественно и нормально. Кто же вам станет демонстрировать революционные разработки и ноу-хау завтрашнего дня? А журналистам, как вы понимаете, до смерти необходим информационный повод: чем отличается этот смотр от предыдущего; какой товар на этот раз можно назвать «красным»; кто наконец-то представил нечто; кого из экспонентов можно выделить из массы и так далее.

Кто отвечает на эти вопросы? Обычно никто.

Директор выставки – не профессионал в данной отрасли (хотя, конечно, при работе по формированию экспозиции кое-что узнает). Но сказать, что «станок ТРОНГ2117865» является прорывом в будущее или «технология жидкого топлива из хлебного мякиша – наше все», не сможет.

Представители вышеуказанных ведомств обычно прекрасно знают, что творится у них в хозяйстве и долго и нудно (или кратко и довольно интересно) рассказывают – как на докладе у министра. Только руководители организаций, формирующих российскую экспозицию (или ее часть) могут вспомнить, что такой-то завод привез такую вот штуковину, которая для специалиста представляет огромный интерес.

Именно понимая это, участники пресс-встречи, задав два-три вопроса о новинках и т.п., переключаются на общие темы. А представители «самой крутой спецпрессы», боясь гонений коллег за невероятно каверзные вопросы, большинству малопонятные (как и ответы), ждут не дождутся выхода нужных им персон из зала или же «берут языка» тут же, не отходя от стола президиума (если на их пути не встает ведущий пресс-конференцию, у которого свое поручение своего руководства: пристроить весь президиум и сопровождающих их лиц у стола, но… в зале фуршетов. Он, кстати, несет за это ответственность).

Вроде, все довольны. Кто – успешно проведенным мероприятием. Кто – удачным отчетом перед залом. Кто – неплохим фуршетом и общением.

Чтобы сделать достойный материал, журналисту остается пробежаться по выставочным залам и найти самому все, что нужно. Или не найти…

Те же «спецы», в принципе, и без всяких пресс-конференций знают, кто чем дышит и что выдыхает в отрасли. У них – свои, давно отработанные связи с главными экспонентами, они, как мне кажется, даже и на выставку могут не приходить, чтобы о ней написать.

Вот и получается: пресс-встреча прошла успешно, граждане, довольные, расходятся по домам. А результат естественный: газетчикам все равно (как мы выяснили выше) много никто написать не даст, радистам важны, прежде всего, мнения в целом о состоянии той или иной отрасли; телевизионщики просто так, без предварительной стимуляции, приезжают только «еслибудетсамтоварищN»; спецпресса… ну вы меня поняли…

Нужно ли такое мероприятие? Как вам ни покажется странным… нужно. Пусть даже КПД у него не сто, а хотя бы половина этих процентов. Нужно это мероприятие, потому что выставочные традиции – не хухры-мухры, в принципе ведь и банкеты по случаю открытия-закрытия, пьянки эти высокородные тоже не очень-то и необходимы.

Итак, мероприятия подобного типа (или вида), с моей точки зрения, нужны… но предваряя далеко не все выставки, а только те смотры, которые являются:

а) «народным достоянием»,

б) определенным событием в экономичско-выставочном мире. Или совсем новыми проектами, с которыми надо познакомить широкую общественность. Но не забудьте: у каждого директора выставки – собственная гордость… и отчетность… и деньги на подобные мероприятия. Обычно мнение ПС спрашивают редко. А напрасно…

Для более детального разговора о «станках СНГПР26748… или как я их там обозвал выше» надо устраивать специальные брифинги–обсуждения с заинтересованными редакциями (по предварительной договоренности), причем, где-нибудь за день до окончания смотра. И приглашать туда, прежде всего, самых ярких экспонентов, толковых и, главное, обладающих правом что-либо решать правительственных чиновников, журналистов-профессионалов, ученых и т. д. То есть устраивать в определенной степени выставочный пресс-симпозиум – с широким освещением его результатов в первую очередь в специализированной прессе. Именно «выставочный», давая ясно понять, что иначе как на такой-то выставке появление эдакого… было бы и невозможно. Заниматься этим должны, конечно, главные организаторы мероприятия и их «рекламно-прессовые» подразделения (поскольку здесь и рекламная составляющая присутствует).

 

ДУМА СЕДЬМАЯ, ОБЛИЧАЮЩАЯ

РАЗ ХАЛЯВА, ДВА ХАЛЯВА…

Халява – получение чего-либо бесплатно, задаром; дармовщина.

Употребляется как бранное слово, которым обзывают такого человека.

Полностью поддерживаю мнение коллеги Александра Беляновского («Удача-Экспо» №9, 2007), с таким презрением говорившего о выставочной халяве.

Не стоит думать, что это какие-то отдельные жалкие личности, выдающие себя за журналистов и пытающиеся прорваться на пресс-мероприятия (и не на «пресс» – тоже), где мешают собравшимся чем могут. Нет, это – могучая организация, имеющая фальшивые документы (хотя сейчас их изготовить – раз плюнуть), четкую связь между собой (где что происходит, как прорваться, где что дадут, чем кормить/поить будут – ну и все остальное). Зачастую они, представляясь журналистами, могут приворовать что плохо лежит (от бутылки дорогого алкоголя со стола – до ноутбука или диктофона). Порой на пресс-конференциях (особенно на небольших, в торговых представительствах стран – бывших членов СЭВ, где их почему-то культивируют) они представляются ответственными работниками несуществующих журналов с «крутыми» названиями типа «Российская Федеративная Республика» или «Вестник Кремля» (а теперь, возможно, пользуясь ситуацией, «Наша Единая Россия»). До недавнего времени в пресс-службе «Экспоцентра», в сейфе, лежали многочисленные отобранные у этих «журналюг» фальшаки: визитки, аккредитационные и редакционные удостоверения, справки и т.?д. А также их фотографии. Теперь все это уничтожено, поскольку пока (может, и навсегда, тьфу-тьфу-тьфу) в «Экспоцентр» на пресс-мероприятия они ходить боятся. А сколько боев в свое время мы провели, чтобы эту мразь убрать с дороги. Убрали. Но на сами выставки закрыть им дорогу не получается. А зла они приносят много: и выставочной журналистике, и престижу газет и журналов, которыми «прикрываются». Выход один: ловить за руку – и в камеру, на перевоспитание. Только вот законов таких нет, да и людей, кто был бы в состоянии…

 

ДУМА ВОСЬМАЯ, ЦВЕТА ДЖИНСЫ

О, РАЗМЕРЧИК НАШ!

Ну что поделать, время такое: хочешь, чтобы «киты» в своем «фонтане» выплеснули и информацию о тебе – плати! Надеюсь, все знают, что подобная проплаченная и напечатанная (переданная в эфир) статья и называется «джинсой». Для кого она, прежде всего? А, прежде всего, для собственного начальства: вот как мы умеем работать, государь. Потому что непосредственный читатель просто так, не за деньги, читать это не станет: ни проблем особых там нет, ни ярких впечатлений, ни грамотного профессионального подхода.

Много я прочитал подобных материалов, но, увы, ни одного по-журналистски ценного не попалось. Общие слова, общие оценки, ни о чем не говорящие цифры, комплиментарные

отзывы, сомнительный анализ. Но – объемы, объемы! И частота размещения! И названия разместившего органа печати! И подписи «случайных» известных журналистов!

Да нет, наверно, и это нужно. Как часть рекламной компании. Как попытка оставаться «на плаву». Как возможность истратить рекламные деньги. Да много чего еще «как». Просто надо, наверно, наконец-то понять: хорошо проплаченный материал должен быть гораздо интереснее и важнее ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, чем для руководства фирмы-организатора выставок и заказчика той самой «джинсы».

 

ДУМА ДЕВЯТАЯ, ДУМАТЕЛЬНАЯ

МЕЧТЫ, МЕЧТЫ, ПРИЯТНА ВАША…

Я не похож на истину в последней инстанции, да и быть ею (инстанцией) не хочу. Ни учить никого, ни навязывать свои думы никому, ни срамить, ни хвалить. Все равно все будет идти так, как идет.

И все-таки, все-таки, все-таки…

Хочется, чтобы Пресса писала… нет, даже не о выставках как таковых – о том, чем они радуют или огорчают Читателя-Потребителя-Производителя.

Хочется, чтобы новое поколение журналистов любило международные торгово-промышленные выставки так, как любим их мы – поколение уходящее. И писало бы о них так, как писали мы – с пониманием, любовью, уважением. И даже лучше нас.

Хочется, чтобы пресс-службы выставочных организаций исполняли роль не «кушать подано», а настоящих, может быть даже стоящих вровень с «директорским корпусом» подразделений, наделенных большими правами и возможностями, постоянно выступая от имени руководства фирмы. Потому что она, ПС, это умеет (или должна уметь). А там уж с них можно и спрашивать…

Хочется, чтобы Пресса выполняла, прежде всего, роль настоящего профессионального выставочного аналитика, умеющего в нескольких словах (сколько разрешат) четко определить содержание, достоинства-недостатки, нужность-необязательность любого смотра.

Хочется, чтобы хозяева газет-пароходов пришли к выводу о необходимости отражения ВЯД в лучших традициях ИХ изданий. Не для выставочных гигантов, не для богатых экспонентов, не для партий и дум-парламентов – для страны, ее экономики, промышленности, науки (уж простите за пафос).

Хозяева к выводам пришли, главным редакторам объяснили, а те уж с коллективами своими поработали – и будет нам всем «счасте»…

Хочется… да много чего хочется, честное слово.

А вам чего хочется? Может, выйдем, поговорим? Я имею в виду – выйдем на страницы «Экспо Ведомостей»? А?

 

Продолжающий думать

Игорь Михалев,

руководитель пресс-службы «Экспоцентра» в 1997-2007 гг.

 

Журнал ТПП РФ «Экспо Ведомости», № 1, 2008 г.

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов