Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Борис Симонов: «Правовая охрана – основа деятельности предприятия»

Борис СИМОНОВ:

правовая охрана – основа деятельности предприятия

 

– Вопросы интеллектуальной собственности, хотим мы того или не хотим, входят в нашу жизнь ежедневно. Выставочный бизнес – не исключение. Проблемы, которые сегодня поставлены, давно назрели и требуют решения.

Ознакомившись с мнениями представителей выставочного сообщества, хотел бы отметить ряд неточностей в оценке сложившейся ситуации.

Первое. Кто-то считает, что товарный знак нельзя потерять или уничтожить, это объект исключительного права. Неверно. Товарный знак может прекратить свою деятельность и потерять правовую охрану вследствие двух причин: если кто-то подал возражение, и оно признано обоснованным (такое решение выносит Палата по патентным спорам), а также в случае, если закончился срок действия товарного знака и правообладатель его не продлил.

Таким образом, на вопрос «есть ли здесь исключительность права на товарый знак?» можно ответить: «Да, есть. Но исключительность принадлежит правообладателю. И действует оно ограниченное время».

Конечно, вы можете практически на всю жизнь закрепить за собой товарный знак, если будете каждые десять лет его перерегистрировать, либо

если вы достигли такого успеха на рынке, что добились его признания общеизвестным (в этом случае он получает бессрочную правовую охрану на территории той страны, где зарегистрирован).

Исключительность прав заключается в том, что я как правообладатель имею право запретить третьим лицам без моего согласия использовать мою интеллектуальную собственность. В то же время товарный знак не в полной мере является объектом интеллектуальной собственности, он к нему приравнен и выступает в качестве средства индивидуализации товаров и услуг. С его помощью можно защитить и выставки, и выставочные центры, и представленные экспонентами товары.

Хотел бы привести в пример специализированную выставку «Товарные знаки и промышленный дизайн», проходившую по нашей инициативе на ВВЦ в начале декабря.

Специализацией смотра стала интеллектуальная собственность. Мы дали возможность выставить товары, обладающие правовой охраной, провели целый ряд деловых консультаций, дискуссий и пресс-конференций с одной-единственной целью: донести до предпринимателей основные азы и понятия в вопросах защиты интеллектуальной собственности.

Проблема чрезвычайно актуальна. В стране очень мало специалистов, квалифицированно разбирающихся в этих вопросах.

Но даже на этой выставке, несмотря на то, что мы просили всех экспонентов иметь необходимые документы по охране авторских прав на представленные товары, многие компании привезли совершенно оригинальные уникальные образцы без какой-либо правовой охраны. Я попросил организаторов выставки подготовить каталог этого мероприятия с графическими или фотоизображениями экспонатов, с четким указанием даты проведения выставки, чтобы потом можно было доказать приоритет производителя и предотвратить возможность недобросовестной конкуренции.

Что касается выставочного бизнеса. Организаторы выставок имеют все

возможности не только зарегистрировать свою интеллектуальную собственность, но и помочь участникам смотров защитить их товары, образцы и услуги.

В 1990-е годы к нам обращалось много предпринимателей, жаловавшихся на то, что потеряли права на свои изделия после экспонирования на выставках без правовой охраны.

В стране есть немало любителей собирать результаты чужой интеллектуальной деятельности и регистрировать их на свое имя – такое вот «сквотерство», причем наблюдается оно не только по товарным знакам, но и по образцам.

Думаю, будет правильным, если выставочные объединения разработают и утвердят Концепцию защиты интеллектуальной собственности в выставочном бизнесе. Мы готовы помочь в этом деле.

Цель – поднять общий уровень правовых знаний и защитить права правообладателей – производителей товаров и услуг.

Каждому знакома такая ситуация: изобретатель потратил годы труда на создание образца, работал целый коллектив ученых и рабочих, потом продукцию привезли на выставку, не зарегистрировав никакой правовой охраны – ни по изобретению, ни по промышленному образцу, ни по полезным моделям. Тут же нашелся умелец, который пришел под видом будущего партнера, все узнал, выведал, сфотографировал, а потом побежал и тут же зарегистрировал. Получив документы, он вновь пошел к производителю и потребовал денег за его же изобретение. Вымогательство в чистом виде! Подобных случаев немало.

Мы должны в принципе исключить такие ситуации, помочь экспоненту получить нужную правовую охрану до представления товара на стенде.

Проблемы интеллектуальной собственности – очень сложные, и решать их можно только путем повышения общего уровня правовой культуры в предпринимательской среде.

Конечно, в наши дни рынок не может регулироваться одной лишь свободной конкуренцией. Нужны более тонкие регуляторы, бизнес-сообщество вправе вводить собственные обычаи делового оборота. Так действуют многие ассоциации производителей, и мы не можем упрекнуть их в нарушении антимонопольного законодательства.

 

ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ

 

Сергей Беднов, заместитель генерального директора ЗАО «Экспоцентр»: Уважаемый Борис Петрович! Вы дали хорошее предложение о разработке Концепции защиты интеллектуальной собственности. В то же время Вы приводили ряд примеров, показывающих, что наши предприниматели, выставляя товары, не защищают их должным образом. Естественно, возникает возможность кражи интеллектуальной собственности. Почему это происходит: из-за недостатка средств у предприятий или же – по причине их слабой правовой культуры?

Борис Симонов: Думаю, что, скорее, второе, чем первое. Самый дорогой объект правовой защиты – товарный знак, его защита стоит не более 15 тысяч рублей, если речь идет о регистрации товарного знака в одном классе по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ8). Неужели это большие деньги?

Конечно, было бы идеально, если бы все экспоненты приходили с экспонатами, защищенными по полной программе, но так происходит далеко не всегда. У каждой компании свой взгляд на этот вопрос.

Думаю, что выставочное сообщество может существенно повлиять на повышение уровня правовых знаний. Надо уметь защищать и себя, и своих экспонентов. Нельзя забывать, что правовая охрана – основа всей легальной деятельности предприятия.

Игорь Найденов, генеральный директор ЗАО «ПИК Максима»: Вы говорите, что мы должны более активно защищать свои права, и это правильный взгляд на наш бизнес. Но товарный знак – самый простой объект защиты. Да, он является очень ценным и имеет собственную рыночную стоимость.

Вопрос в другом. Выставка как СОБЫТИЕ, состоящее из многих компонентов, в том числе и из элементов интеллектуальной собственности, почти никак не защищена. Как нам это понятие защитить в рамках закона с точки зрения конкурентной среды и патентного права? Может ли этот вопрос найти отражение в Концепции защиты интеллектуальной собственности?

Борис Симонов: Закон предоставляет вам такие права. В нем все прописано. Вы не можете зарегистрировать название «Цветы» для выставки цветов. Необходимо придумать оригинальное фантазийное название, и тогда вы будете владельцем исключительных прав. Также можно защитить и название выставочного комплекса.

Игорь Найденов: Выставочный центр – это материально-технический комплекс, ощущаемая и осязаемая вещь, и защитить его несравнимо легче, чем выставку как событие, включающее такие элементы, как тематика, программа, состав участников, набор услуг для экспонентов и посетителей и т.д. Речь идет об интеллектуальной собственности, формировавшейся в течение многих лет – это и есть главное содержание выставки, и именно оно никак не защищено нынешним законодательством.

Мы можем потерять выставку из-за того, что другой организатор проведет мероприятие с похожим или даже тем же названием, поскольку, как правило, название не охраняется (защищается, в основном, графическое изображение как товарный знак). Конкурент может выбрать более удобное время для экспонентов и посетителей. В итоге, организатор первой выставки теряет свой проект.

Борис Симонов: Услуга проведения выставки защищаема через товарный знак.

Игорь Найденов: Мы можем зарегистрировать товарный знак, а конкурент зарегистрирует другой знак, и будет проводить выставку с тем же названием.

Борис Симонов: С таким же – нельзя. Нарушение исключительного права. Привожу простой пример: если наша первая попытка удастся, мы зарегистрируем выставку «Товарные знаки и промышленный дизайн», и никто не будет иметь права проводить выставку с тем же названием без нашего разрешения.

Владислав Малькевич, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр»:

Главная задача – исключить клонирование выставок. К сожалению, пока это никак не удается.

Игорь Найденов: Нам не так важно название запатентовать, это – вторично, первично – не потерять права на событие.

Борис Симонов: А это никогда и никому не удастся. Потому что нельзя приватизировать то, что является общественным достоянием – право на проведение выставок определенной тематики.

Хотел бы обратить внимание на следующее. Поскольку недобросовестная конкуренция имеет прямое отношение к интеллектуальной собственности и входит в компетенцию Роспатента, я приветствую желание выставочного сообщества договориться о правилах игры и методах борьбы с недобросовестной конкуренцией на своем рынке.

И для меня, и для ФАС России нарушение такой договоренности будет означать, что перед нами – недобросовестный хозяйствующий субъект.

Кодексы профессиональной этики не порождают каких-либо гражданско-правовых отношений, они регулируют, условно говоря, лишь правила игры в клубе. Соответственно, нет никаких ущемлений или возникновения новых прав. Подписание Кодекса ни на какие правовые отношения не влияет, возникают лишь обязательства по своему собственному поведению. Это – правило (обычай) делового оборота.

Хочу дать простую рекомендацию: распишите Кодекс как правила борьбы с недобросовестной конкуренцией. Вы, как сообщество, будете показывать, кто ведет себя недобросовестно. Мы это будем брать в расчет как доказательную базу.

 

Вернуться к тексту о заседании Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров

 

Журнал ТПП РФ «Экспо Ведомости», № 1, 2008 г.

 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (985) 970-86-95, (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2017
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов