Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Слово Юристу. Интеллектуальная собственность на показ

Интеллектуальная собственность на показ

Назначение любой выставки – это продвижение товара, как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. С этой точки зрения роль выставочно-ярмарочной деятельности неоценима.

Ежегодно в выставках принимают активное участие предприятия и производства различных отраслей промышленности, научно-исследовательские институты, лаборатории, учебные заведения, проектные и конструкторские организации, представляющие свои разработки, инновационную продукцию, результаты исследований, современные практические технологии. Известно, что российские технические выставки привлекают огромное количество посетителей, которые пристально изучают представленные экспонаты. В этой связи все большую роль приобретает защита прав на объекты интеллектуальной собственности.

 

КАК СОХРАНИТЬ НОВИЗНУ?

Основным вопросом, который волнует экспонентов – участников выставок, является сохранение новизны объектов промышленной собственности, представленных на выставках, как главного критерия их охраноспособности.

Основными объектами, которым необходима правовая защита, в таких случаях являются товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, технологии и т.д.

Основная проблема здесь – недостаточная осведомленность экспонентов.

На сайтах отдельных устроителей выставок и ярмарок зачастую размещается информация о выставочном приоритете, не соответствующая истинному положению дел.

Попробуем разобраться.

В соответствии со статьей 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, страны Союза предоставляют временную правовую охрану объектам промышленной собственности, экспонируемым на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран, в соответствии со своим внутренним законодательством.

До 1 января 2008 года таковым внутренним законодательством на территории Российской Федерации в отношении объектов промышленной собственности являлся Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23.09.1992 № 352-1) с изменениями и дополнениями, а также «Патентный закон Российской Федерации» (от 23.09.1992 года № 3517-1) с изменениями и дополнениями.

С 1 января 2008 года эту функцию выполняет вступившая в силу IV часть Гражданского Кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», принятая Государственной Думой 24 ноября 2006 года.

 

ОХРАНА ИЗОБРЕТЕНИЙ

Об условиях патентоспособности изобретения говорится в IV части Гражданского Кодекса Российской Федерации в статье 1350, которая по смыслу своему повторяет статью 4 отмененного «Патентного закона Российской Федерации».

Пункт 3 ст. 1350 буквально звучит следующим образом:

«Раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, при условии, что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе».

Это означает, что законодательство предусматривает так называемую «льготу по новизне», в соответствии с которой в распоряжении экспонента имеются шесть месяцев для подачи заявки на изобретение с даты раскрытия информации, в нашем случае это дата начала открытого показа экспоната на выставке. Статус выставки при этом не имеет значения.

 

О ТОВАРНОМ ЗНАКЕ

Конвенционному и выставочному приоритету товарного знака посвящена в этой части статья 1495 Гражданского Кодекса РФ, которая, по сути, отражает содержание статьи 9 предыдущего Закона РФ «О товарных знаках».

Не следует путать понятие выставочный приоритет и конвенционный приоритет.

Ст. 1495.1 предусматривает установление конвенционного приоритета – по дате подачи первой заявки на товарный знак в какой-либо стране-участнице Парижской конвенции, если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) в течение шести месяцев с указанной даты.

Ст. 1495.2 предусматривает возможность установления выставочного приоритета товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств??– участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Рос­патент) в течение шести месяцев с указанной даты.

В ст. 1495.3 сказано, что для того, чтобы воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, необходимо сообщить об этом при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования. Представление таких документов является заботой самого экспонента.

 

КТО ДОЛЖЕН ПРИЗНАТЬ ВЫСТАВКУ?

Следует отметить, что в статье

1495.2 речь идет об «экспонатах официальных или официально признанных выставок». Однако определение, какую выставку можно считать «официальной» или «официально признанной», в российском законодательстве отсутствует, и это неожиданно оказалось камнем преткновения.

Как мы видим, термин «официальная или официально признанная выставка», «перекочевавший» в статью 1495 из отмененного закона «О товарных знаках», был непосредственно заимствован из текста статьи 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Только дать определение этому термину забыли.

По этой причине был направлен официальный запрос в Роспатент, с просьбой дать разъяснения в отношении понятий «официальной» или «официально признанной» выставки, коль скоро это упомянуто в Законе.

Как выяснилось, ни законодательные акты общего характера, ни нормативно-правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, регулирующие различные аспекты выставочной деятельности, не содержат точных определений таких понятий.

В полученном ответе было дано разъяснение, что в соответствии со сложившейся практикой принято считать выставку, проходящую на территории Российской Федерации, «официально признанной международной», если определение «международная» содержится в названии выставки, а сама выставка анонсирована в средствах массовой информации. Точность такой формулировки вызывает некоторые сомнения.

Поэтому одним из необходимых непременных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности должно стать совершенствование патентно-правовой защиты изобретений и товарных знаков, представляемых на выставках.

Остается надеяться на то, что в ближайшем будущем будут разработаны правовые акты, специально посвященные этим вопросам. А пока будущим обладателям прав на интеллектуальную собственность предстоит самим позаботиться о себе.

 

Советы экспонентам

Суммируя все вышесказанное, возьмем на себя смелость дать совет экспонентам – участникам выставки.

1. Для изобретателей, не успевших подать заявку на изобретение, либо умышленно не подавших заявку с целью проведения предварительного маркетинга, целесообразно получить в дирекции выставки пресловутую справку об участии, чтобы

потом использовать ее в качестве подтверждающего документа при подаче заявки на изобретение. В данном случае статус выставки не играет роли, поскольку в соответствии со статьей

1350 пункт 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации Вы используете «льготу по новизне», а не выставочный приоритет.

2. Для владельцев товарных знаков, не успевших подать заявку, обязательно нужно получить справку в дирекции выставки, безусловно использовать предоставленное Гражданским Кодексом Российской Федерации право на «выставочный приоритет» и подать заявку на товарный знак в установленный Гражданским Кодексом шестимесячный срок.

В помощь экспонентам и администрации выставок предлагаем образец справки, форма и содержание которой согласованы с Роспатентом.

 

Елена Джемс-Симонс,

патентный поверенный РФ

  E-mail: e.james-simons@mail.ru

Тел. 8-903-513-77-91

 

 

 Всероссийская выставочная газета «Удача-Экспо», № 1, 2008 г

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов