Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Торгово-промышленная палата России отмечает юбилей. Из истории торгово-промышленных палат России

Торгово-промышленная палата России отмечает юбилей

 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации отмечает юбилей: 75 лет назад, говоря точнее – 28 мая 1932 года, был утвержден Устав Всесоюзной торговой палаты. Именно эту дату можно считать днем рождения национальной торгово-промышленной палаты.

Помимо этого, есть еще одна знаментальная дата – 90 лет назад принято Постановление Временного правительства от 6 (19) октября 1917 года «Об учреждении торгово-промышленных палат».

Созданная в начале тридцатых годов Всесоюзная торговая палата имела статус общественной организации, содействующей установлению и развитию экономических и научно-технических связей с зарубежными странами.

Палата обеспечивала участие советских делегаций в международных выставках и конференциях, продвигала советские товары на зарубежные рынки.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники Палаты сражались на фронте. Оставшиеся в тылу, совместно с инженерным отделом Наркомата внешней торговли, участвовали в формировании заказов на поставку, а также в приемке военной техники, авиационного бензина, цветных металлов, средств связи, различной технической документации, поставлявшихся по ленд-лизу в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции.

В марте 1972 года ВТП была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР.

С 1993 года, после принятия Закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», ТПП России существует как негосударственная некоммерческая организация, сочетающая англосаксонский принцип добровольного членства и континентальную модель организационно-правового строительства.

Членами Палаты могут быть юридические и физические лица, занимающиеся бизнесом. Важнейшая цель – содействие развитию всех видов предпринимательства. Система торгово-промышленных палат в России – крупнейшее и ведущее бизнес-сообщество страны, включающее в себя 81 палату субъектов Федерации и 90 палат муниципальных образований.

Членами ТПП России являются более 36,5 тысяч организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, а также 192 объединения предпринимателей, действующих на федеральном уровне, и более 200 региональных объединений. Из истории торгово-промышленных палат России

Из истории торгово-промышленных палат России

 

Древняя Русь

Первые внешнеторговые операции славян с иноземными купцами относятся к VIII веку. Тогда торговцы были, как правило, воинами, поскольку проводить караваны с грузами по огромным территориям восточно-славянских земель было небезопасно. Набеги кочевников разоряли не только караваны, но и многие поселения славян. Вокруг городов возникали «посады» – множество торговых и ремесленных поселений. Сюда сходились для торговли купцы, звероловы, смолокуры и другие «промышленники».

Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Около церкви, где проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание при продаже товара взималась особая пошлина. Возникающие между купцами противоречия решались в специальном торговом суде. Для выработки общих правил торговли, содействия ремеслам и производству купцы, промышленники и мореплаватели создавали торговые объединения.

ОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО ДО НИКОЛАЯ ПЕРВОГО

Во времена Петра I за развитие отраслей хозяйства отвечали коммерц-коллегии. Принятый в 1719 году регламент Коммерц-коллегии так определил ее задачи: оказание помощи купечеству и охрана его от принуждения и притеснения со стороны таможенников; обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев; пресечение монополизма.

Важным объединительным фактором для российского предпринимательства стала организация купеческих клубов. Первые русские клубы преследовали цель «доставить возможность знакомым людям сходиться и рассуждать о своих делах или о чем-либо другом, осведомлять о домашних и чужестранных новостях и препровождать таким образом с приятностью время». В 1770 году в Петербурге возник Английский клуб. Идею клубов поддержали практически во всех губерниях, и они стали распространяться по России. Помимо встреч, бесед, совещаний и отдыха эти клубы инициировали многие благотворительные мероприятия, собирали деньги: на устройство военных госпиталей, для помощи студентам, для пострадавших от неурожаев, для сооружения памятников и на многое другое.

В 1775 году Екатериной II издан Манифест, разделивший городских жителей на мещан и купцов. Внутри купечества выделялись три гильдии. Купцы двух первых гильдий имели важные преимущества: право на внутренний оптовый и розничный торг; на заведение фабрик и заводов; они освобождались от казенных служб.

В 1813 году в Москве была образована первая сословная купеческая организация «Московское купеческое общество», затем такие общества появились в других городах.

В 1824 году учредили Торговые депутации. Торговым депутатам был открыт свободный вход во все лавки, торговые заведения и дома, где проводился торг.

ЭПОХА АЛЕКСАНДРА II

Реформа, в основу которой легла отмена крепостного права, обновила местное и городское самоуправление, военную и судебную сферы. Согласно закону 1865 года приобретение прав купечества в полном объеме становилось доступным всем российским подданным, имевшим соответствующие капиталы. Число гильдий сокращалось до двух.

Промышленный подъем в конце XIX века повысил значение биржевой торговли. Биржей по закону именовалось не только собственно место торга, но и сообщество участвующих в нем лиц. Во главе биржевых комитетов стояли выборные органы управления – биржевые комитеты, на которые, помимо чисто административных функций, возлагалось представительство интересов торгово-промышленного класса. В России они стали выполнять роль отсутствующих торгово-промышленных палат. В уставе Московской биржи (1870 г.) биржевому комитету поручалось не только руководство биржевым собранием, но и защита интересов биржевого сообщества перед правительством, государственными и общественными организациями.

Начало XX века

С 1905 по 1917 год биржевые комитеты совместно с правительством искали приемлемую формулу модели торгово-промышленных палат. Инициатива по реформированию исходила прежде всего от правительства, которое, изучив опыт работы торгово-промышленных палат в Западной Европе, подготовило в 1905 году законопроект «Организация торговли, промышленности и биржевой реформы», где торгово-промышленным палатам отводились функции представительских органов. Биржевые комитеты освобождались от представительских функций и должны были выполнять лишь свои прямые обязанности по организации торгов.

В ноябре 1909 года комиссия Министерства торговли и промышленности представила IV съезду представителей промышленности и торговли доклад «Желательная организация торгово-промышленных палат». Проект закона предусматривал принудительное образование торгово-промышленных палат на всей территории России. Палаты получали право направлять представителей во все государственные и общественные учреждения, предоставлять правительству «заключения по всем касающимся торговли и промышленности законопроектам», составлять своды торговых обычаев, собирать статистические данные о состоянии местной торговли и промышленности, избирать коммерческих судей и вести третейское делопроизводство.

1917 год и далее…

Февральская революция 1917 года привела к образованию в России новой государственной власти. Было издано много постановлений и ограничений, что привело к резкому снижению частной торговли. Министерство торговли и промышленности, обеспокоенное этим обстоятельством, в апреле 1917 года внесло законопроект «О торгово-промышленных палатах в России», который должен был объединить предпринимателей в единую организацию и стать основой для развития свободной торговли.

Постановлением Временного Правительства № 2048 от 6 (19) октября 1917 года в России были учреждены торгово-промышленные палаты.

Главной их целью стало объединение предпринимателей, занимающихся торгово-промышленной деятельностью, представительство и обслуживание их общих интересов.

В связи с октябрьской революцией этот закон не вступил в силу. Только во времена новой экономической политики (НЭП) советского государства, возникла идея о возрождении торгово-промышленных палат как инструмента организации внешнеторговой деятельности и развития экономических отношений. НЭП привел к возрождению коммерческих ярмарок, выставок, бирж и торговых объединений, обеспечивших развитие, в том числе и внешнеэкономических связей.

Экономика требовала активизации торговли традиционными экспортными товарами, восстановления утраченных деловых связей, но экономическая блокада не позволяла развивать межгосударственные экономические отношения. Тогда стали искать негосударственные формы организации внешнеэкономических связей.

Первой в России считается Северо-Западная областная торговая палата, образованная в 1921 году. Она занималась изучением условий для экспорта советских товаров, систематизацией информации о возможностях и перспективах зарубежных рынков, динамике цен и т.д.

28 мая 1932 года был утвержден Устав Всесоюзной торговой палаты.

Главной функцией ВТП стало оказание содействия предприятиям в развитии внутренней торговли. Палата получила статус общественной организации, добровольно объединившей предприятия для выполнения целей, предусмотренных уставом. Она могла выступать в гражданско-правовых отношениях как самостоятельное юридическое лицо. Целями палаты стало содействие развитию деловых связей с иностранными торговыми и другими хозяйственными организациями, в первую очередь с торговыми палатами, экспортными компаниями, биржами, выставками, а также участие в международных съездах торговых палат; участие советских делегаций на международных выставках, конференциях; содействие продвижению советских товаров за границей.

Всесоюзная торговая палата устанавливала деловые связи с иностранными торговыми и хозяйственными организациями, проводила изучение мнений по вопросам развития внешней торговли; устраивала лекции, конференции, издавала периодический журнал, бюллетени, справочники и информационные материалы. Деятельность аппарата ВТП была полностью под контролем Советского государства.

По данным ТПП РФ ( http://www.tpprf.ru )

Журнал ТПП РФ «Экспо Ведомости», № 5-6, 2007 г.

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов