Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Прозрачность – серьезная помеха на пути коррупции

Прозрачность – серьезная помеха на пути коррупции

Г.В.ДегтевГосударственные закупки – это сектор национальной экономики, в котором проблема коррупции и неэффективного использования средств встает особенно остро. В рамках проводимого в настоящее время реформирования системы госзакупок необходимо обеспечить прозрачное и эффективное использование бюджетных средств, направляемых на цели размещения государственных и муниципальных заказов. О том, как и какие инструменты в решении этих проблем используются, рассказывает руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Валентинович Дёгтев

 

– Геннадий Валентинович, по итогам исследования, проведенного Организационным комитетом проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» по инициативе Счетной палаты РФ и Госдумы России, в 2006 году Москва получила, наравне с Санкт-Петербургом и Татарстаном, высший бал «ПР ++ гарантированная прозрачность». Каким образом вы определяете прозрачность и эффективность заказа?

– Практически сразу с момента образования Департамента был сформирован единый подход в области функционирования системы торгов в Москве. Основные преимущества такого подхода заключались в обеспечении полного контроля над состоянием процесса проведения торгов, в возможности приведения к общему стандарту всех процедур подготовки и проведения конкурсов, в устранении дублирования однотипных конкурсов, в более эффективном использовании кадров и, что особенно важно, – в применении новейших инновационных технологий.

Напомню, что система закупок Москвы включает порядка 5000 заказчиков. Для столицы как для крупнейшего закупщика в стране прозрачность означает, что городские заказчики проводят процедуры размещения по единой технологии с соблюдением единых обязательных процедурных стандартов. Именно стандартизацию процедур, документации, методов определения начальных цен и составления спецификации закупки мы считаем необходимой предпосылкой прозрачности закупок.

Есть ряд базовых требований, без соблюдения которых невозможно говорить о прозрачности в принципе. Одним из таких требований является наличие официального сайта, функциональные характеристики которого облегчают поставщикам быстрое нахождение интересующей их информации. Мы считаем, что сайт Тендерного комитета (www.tender.mos.ru) в полной мере соответствует этому требованию. На нем размещены исчерпывающие сведения о торгах, прочих конкурсах, их результаты, поадресный список тех объектов, что будут выставлены на торги, технология проведения, нормативно-правовые документы и пр. Кроме этого, вся информация, связанная с торгами, публикуется на бумажном носителе – «Бюллетене оперативной информации «Московские торги». Торги всегда открыты, в качестве наблюдателей на них нередко присутствуют представители различных средств массовой информации.

Кстати, в дополнение к возможностям официального сайта в сети Интернет, определенным федеральным законом, был создан «Портал государственных закупок», который позволяет осуществлять регистрацию участников размещения госзаказа, подачу заявок для участия в электронном аукционе, ознакомление с протоколом допуска к нему, наблюдение за ходом проведения, ознакомление с его итогами. То есть соблюдается полная прозрачность процедур. Функции Портала уникальны: любой российский предприниматель, производственная или торговая организация страны имеют реальную возможность вступить в борьбу за право участия в размещении госзаказа в Москве.

Второе необходимое требование — подотчетность действий заказчиков. АИС ЕРКТ позволяет проводить комплексный мониторинг процессов размещения, контроля за исполнением контрактов и обеспечивает доступ к его результатам для финансово-экономических и контрольных органов. Результаты мониторинга составляют основу постоянного информационного взаимодействия по профилактике и выявлению нарушений, которое опирается не только на реестр недобросовестных поставщиков, но и на четкие критерии эффективности работы самих заказчиков.

Данные мониторинга позволяют локализовать допускаемые нарушения и установить ограничения на действия заказчиков по работе в системе до устранения нарушений. В 2007 году, например, средствами АИС ЕРКТ приостановлено или заблокировано размещение заказов в 115 случаях.

– Между тем, как показывают последние отдельные исследования, народ, похоже, махнул рукой на коррупцию, посчитав это зло необоримым (по ряду социологических замеров, сегодня только 4% опрошенных (по сравнению с 17% прошлого года) хотели бы, чтобы в стране была проведена масштабная кампания по борьбе с коррупцией). Так стоит ли игра свеч?

– И четыре процента не так мало, хотя, я думаю, что людей, которых не устраивает подобное положение дел, в стране значительно больше. Но при этом я считаю, что борьба с коррупцией в том виде, в каком ее привыкли понимать, – дело правоохранительных и правоприменительных органов, а наша задача профилактическая. У нас есть апробированная технология, применение которой, с одной стороны, позволяет говорить о несомненном сужении базы коррупционных проявлений в сфере госзаказа, а с другой, о значительной экономии средств городского бюджета.

– Это ваше инновационное ноу-хау?

– Совершенно верно. Причем исключительно отечественного производства. Как известно, в качестве индикаторов эффективной конкурентной политики города выступают социально-экономические показатели, уровень использования в управлении информационных технологий, разработка и реализация инновационных инфраструктурных проектов. Именно таковым инновационным проектом стала Единая торговая площадка Москвы.

– Какова эффективность такого IT-парка как ЕТП?

– Внедрение ЕТП, как и любого IT-парка, позволяет повысить эффективность расходования бюджетных средств, снизить издержки и риски устроителей торгов; способствует развитию конкуренции; создает условия для полноценного использования предприятиями своих конкурентных преимуществ; и, что особенно важно, обеспечивает высокий уровень прозрачности всех процедур, связанных с размещением государственного заказа; значительно снижает риск злоупотреблений при проведении торгов по размещению госзаказа и иных торгов, заказчиками которых выступают органы власти и получатели бюджетных средств. Кроме этого, существенно снижает возможность явного и неявного сговора при проведении конкурентных процедур. Внедрение ЕТП позволило добиться 15% снижения в торгах по горзаказу.

– По мнению ряда западных специалистов, именно проведение электронных аукционов не только легитимная и привлекательная форма проведения торгов, но в значительной степени антикоррупционная. Предполагаете ли вы развивать эту форму торгов?

– Безусловно. Электронные аукционы, которые проводятся с 2006 года, стали важным инновационным решением для Москвы. Три независимые электронные площадки, отобранные на открытом конкурсе, были интегрированы с АИС ЕРКТ, что сделало их, по сути, элементами Единой технологии размещения заказов.

С января по октябрь 2007 года проведено более 400 таких торгов. Общая сумма государственного заказа составила порядка 275 млн рублей Примечательно, что за последние 3 месяца электронных аукционов объявлено больше, чем за весь 2006 год и первую половину 2007 года вместе взятые. Это связано как с признанием заказчиками удобства и эффективности электронных аукционов (оперативность проведения и существенный уровень снижения начальных цен примерно 20%), так и с увеличением предельной цены госконтракта – до 1 млн руб. При этом уровень конкуренции устойчиво растет. Скажем, если на начальном этапе их проведения в торгах принимали участие в среднем 3-4 поставщика, то сейчас 5-6 и порой 10-12 участников. Отмечу, что особо активны в этом представители малого бизнеса. Хочу сказать еще вот о чем. Одним из ключевых стандартов проведения электронных торгов в Москве является обязательное обеспечение юридической значимости операций за счет применения электронной цифровой подписи. ЭЦП придает статус полноценных документов всем операциям по подготовке и проведению торгов, как со стороны заказчика, так и со стороны участников электронных аукционов. В этой связи особо актуальным становится вопрос об обеспечении доступности средств ЭЦП для потенциальных участников электронных аукционов по всей территории нашей страны. Департамент по конкурентной политике ведет активную работу, формируя так называемое «пространство доверия» ЭЦП. Сегодня участник торгов может воспользоваться услугами трех удостоверяющих центров – Мосжилрегистрация, Электронная Москва, ФГУП НИИ «Восход». В ближайшее время в число таких УЦ планируется включить еще 7 организаций. Число пунктов выдачи ЭЦП достигнет примерно 500, и будет покрывать всю территорию России.

– Каковы планы развития системы закупок города Москвы?

– Новая редакция Бюджетного кодекса ставит перед нами задачу перехода к среднесрочному планированию бюджета и расходов на обеспечение потребностей города в товарах и услугах. Переход на трехлетнее бюджетирование позволит заказчикам получить гарантии по объему финансирования на трехлетнюю перспективу и даст им возможность отбирать поставщиков на более длительный срок.

В этой связи мы считаем особенно важным внедрение в повседневную практику утвержденного Правительством Москвы Сетевого регламента основных мероприятий по размещению городского заказа как инструмента среднесрочного планирования. Сетевой регламент позволяет реализовать в рамках системы закупок города единый непрерывный цикл процесса закупок, ориентированных на долгосрочные потребности города. Этот цикл включает формирование потребностей на основе трехлетнего бюджета и реестра закупаемой продукции, планирование мероприятий, подготовку и проведение торгов, а также регистрацию и контроль над исполнением контрактов средствами АИС ЕРКТ.

Что касается развития системы организации и проведения торгов на период до 2010 года, то здесь предусмотрен рост объема размещения государственного заказа города Москвы с использованием Единой торговой площадки, в том числе увеличение сумм размещаемого заказа и значительный рост количества конкурсных процедур; увеличение числа участников торгов по размещению городского заказа; расширение перечня конкурентных процедур, проводимых по процедурам, аналогичным процедурам по размещению государственного заказа; обеспечение благоприятных условий для участия в торгах организаций малого и среднего бизнеса.

 

Всероссийская выставочная газета «Удача-Экспо», № 11-12, 2007 г.

 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (985) 970-86-95, (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2017
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов