Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Закон о госзакупках состоялся

Закон о госзакупках состоялся

 

По просьбе редакции своими мнениями о практике применения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и внесенных в него поправках поделились ведущие специалисты государственных, муниципальных и общественных структур, по долгу службы занимающиеся этим вопросом.

 

В целом закон проявил себя хорошо!

 

А.Т. КатамадзеА.Т. Катамадзе – заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России

 

– Анна Теймуразовна! За последние полгода 94-й закон менялся дважды – в апреле и в июле, причем весьма значительно. Скажите, пожалуйста, чем вызваны эти поправки, каковы их цели?

– Закон корректируется по мере накопления опыта в применении совершенно новых механизмов, заложенных в базовый Закон 94-ФЗ, требующих от всех участников процесса размещения заказа освоения нового регламента работы и более ответственного подхода к подготовке документов. Практика показала, что в целом закон проявил себя хорошо. Однако положительная оценка Закона не отменяет необходимость его корректировки. Закон относится к разряду одновременно и новационных, и процессуальных, где, опережая практику применения, прописаны совершенно новые процедуры размещения заказа, такие как аукцион и открытый аукцион в электронной форме, а также детально регламентированы, но сильно видоизменены с учетом внедрения Интернет-технологий действовавшие ранее процедуры конкурса и запроса котировок. Такие Законы не могут не корректироваться, в противном случае они не будут отвечать потребностям участников размещения заказа при их практическом применении.

– Для кого предназначены эти поправки в закон: для госзаказчиков или для поставщиков?

– В основном, эти поправки направлены на дальнейшее совершенствование регламента процедур – закон корректируется с целью упорядочения работы государственных и муниципальных заказчиков. Ряд нововведений направлен на удовлетворение потребностей и защиту интересов участников размещения заказа. Например, вводятся особенности размещения заказа на создание произведения литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма, а также на создание других материалов, представляющих собой результат творческого труда. Кроме того, теперь в реестр недобросовестных поставщиков будут включаться только сведения о поставщиках, с которыми контракт был расторгнут по решению суда, а не по соглашению сторон.

– Как Вы считаете, все ли проблемные вопросы уже сняты и над чем, по Вашему мнению, еще необходимо поработать в плане совершенствования законодательства и практики размещения заказов для государственных и муниципальных нужд?

– Очевидно, что менее чем за три года практической работы невозможно учесть все богатство и многообразие практики применения закона. Предложения о дальнейшем совершенствовании законодательства продолжают поступать к нам. Мы их рассматриваем, да и сами готовим свои предложения в этом плане. Но эти поправки уже не будут иметь такой массированный характер, а введены они будут по мере необходимости. Сейчас наша главная задача – не совершенствование закона, а разработка документов инструктивно-методического характера, обеспечивающих применение закона на практике.


  

Поправки в закон повысили дисциплину заказчиков

 

М.Г. ЕвраевМ.Г. Евраев, начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России

 

–Михаил Яковлевич! Привело ли внесение поправок в закон к снижению или увеличению жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков?

– Количество жалоб значительно возросло. Но было бы ошибкой связывать это с тем, что заказчики стали совершать больше нарушений. Мы считаем, что это вызвано, главным образом, следующими двумя причинами.

Первое: закон стал более прозрачен и понятен для участников размещения заказа в плане защиты своих интересов. Процедуры запросов и обжалований в сочетании с жестким по срокам и четким порядком их реализации стали более доступными для участников торгов, чем они и воспользовались. Собственно, на это и были направлены поправки в отношении этих процедур.

Второе: расширился круг участников размещения заказа, повысилась, если можно так выразиться, их «квалификация». Они стали «входить во вкус» нормального противостояния заказчику, у которого возможности для произвола теперь значительно сократились, что пробуждает у поставщиков уверенность в своих силах. Раньше многие из них просто «махнули бы рукой» на очевидно неправомерные действия заказчика, а теперь они в таких ситуациях начинают бороться, в том числе прибегая и к нашей помощи.

Однако данный процесс имеет и негативную составляющую. На волне успешного противостояния заказчику появились и псевдопоставщики, которые ставят своей задачей исключительно борьбу с заказчиками, используя их ошибки и промахи при составлении документации о торгах. Это новая разновидность рейдеров, пытающихся на основе злоупотребления правом с использованием демпинга и других приемов добиться заключения контракта, в рамках которого ущемляются интересы заказчика. Мы надеемся, что ряд поправок в закон позволит защитить заказчиков от такого рода рейдеров, хотя главным защитником здесь должен выступать сам заказчик, который при формировании документации о размещении заказа должен предусмотреть все защитные механизмы, заложенные в законе.

– Повысили ли принятые поправки дисциплинированность заказчиков?

– Да, ряд поправок целенаправленно вводился в этих целях. Значительно расширены нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП): в первую очередь, в несколько раз увеличено количество составов правонарушений. В частности, появились санкции за такие распространенные нарушения, как непредоставление информации в контролирующий орган или неисполнение предписания контролирующего органа. Санкции установлены действительно жесткие, но без них добиться надлежащего исполнения закона зачастую просто невозможно.

В законе заложено большое количество и других норм, которые сокращают возможности для злоупотреблений. Объективно они «работают» на повышение дисциплинированности государственных и муниципальных заказчиков.

– Все ли проблемы и вопросы сняты, и что еще необходимо сделать для совершенствования законодательства и практики размещения заказов для государственных и муниципальных нужд?

– Сейчас можно констатировать, что реформа законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа идет к завершению. Конечно, шлифовка некоторых норм в будущем неизбежна, поскольку практика все равно внесет свои коррективы. Любой закон – это всегда определенный компромисс. Конечно, у принятых норм есть и издержки. Очевидно и то, что вектор, изначально заложенный в 94-м законе, развивается в правильном направлении – ухода от возможности коррупционных проявлений, снижения доли субъективизма в принятии решений, открытии равного доступа предпринимателей к заказам, повышении прозрачности всех процедур, установления ответственности за принимаемые должностными лицами решения.

Конечно, нет предела совершенству, но в то же время совершенно очевидно, что таких крупных и концептуальных пакетов поправок по 94-му закону больше не будет.

Из наиболее существенного, что осталось утвердить на уровне норм, можно отметить:

1. Утверждение общероссийского классификатора товаров, работ и услуг для сферы размещения госзаказа.

2. Принятие Постановления Правительства, утверждающего порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

3. Расширение перечня товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые может осуществляться исключительно путем проведения аукционов.

4. Утверждение требований к электронным площадкам.

По большому счету, эти вопросы, хотя и являются действительно важными, по своей сути имеют больше технический характер, поскольку их концептуальная основа уже определена и достаточно четко прописана в законе.


 

Главная наша цель – конструктивный диалог бизнеса и власти

 

А.Е. ПоденокА.Е. Поденок, президент Межрегиональной общественной организации «Московская Ассоциация Предпринимателей» (МАП)

 

– Андрей Евгеньевич! Как Вы считаете, возможен ли диалог бизнеса и власти в вопросах развития системы государственных и муниципальных закупок?

– Московская Ассоциация Предпринимателей давно уделяет большое внимание вопросам, связанным с государственными и муниципальными закупками. Главной целью нашей деятельности является организация конструктивного диалога между двумя сторонами этого процесса – государственными заказчиками и участниками размещения государственного заказа.

Сегодня такой диалог напрямую невозможен, так как Федеральным законом

№ 94-ФЗ переговоры между заказчиками и участниками размещения заказа запрещены (статья 20). В то же время, не секрет, что в ходе проведения конкурсных процедур возникает множество ситуаций, когда необходимо получить разъяснения госзаказчика или разрешить спорную ситуацию, не доводя ее до судебного разбирательства. Как показывает практика, в большинстве случаев участнику заказа достаточно получить квалифицированную юридическую помощь, которую могут оказать и оказывают специалисты МАП.

Тем не менее, существует целый пласт проблем, решение которых невозможно без разработки и реализации мероприятий законодательного и иного нормативного характера, а также определенных организационно-технических решений.

За последние три года нами проделана большая работа в этом направлении. Помимо нашего участия в разработке 94-го закона, совместно с Минэкономразвития России нами были организованы и проведены три Форума-выставки под названием «ГОСЗАКАЗ-2005, 2006, 2007». В настоящее время ведется подготовка четвертого Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2008». Уже боле 40 регионов официально подтвердили свое согласие на участие в этом мероприятии. В ходе организации и проведения этих форумов-выставок мы контактируем не только с бизнесменами, но и с государственными и муниципальными заказчиками, благодаря чему мы получаем информацию о возникающих проблемах, как говорится, «из первых рук». Кроме того, нашими специалистами осуществляется непрерывный мониторинг практики размещения государственного заказа, главным образом, в Москве.

В последнее время, несмотря на постоянное совершенствование 94-го закона, количество обращений за консультативной помощью все возрастает. Это связано не с тем, что у предпринимателей стало больше вопросов, а с тем, что у них растет интерес к участию в размещении госзаказа.

В ходе проведения Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2008» МАП планирует организовать деятельность постоянной консультативной группы, а также серию тематических круглых столов, где будут обсуждаться актуальные проблемы и вопросы, представляющие интерес не только для предпринимателей, но и для органов власти.


 

Поправки в закон носят ярко выраженный антикоррупционный характер

 

А.А. ХрамкинА.А. Храмкин, директор Института госзакупок Российской академии Госслужбы при Президенте РФ

 

– Как Вы оцениваете поправки в закон: что упростило, а что усложнило задачи, решаемые государственными и муниципальными заказчиками на стадии подготовки и размещения заказа?

– Моя оценка последних поправок в Закон – безусловно положительная. Если не комментировать детально конкретные поправки, а их очень много – все-таки в течение этого года в Закон 94-ФЗ изменения вносились 3 раза, можно утверждать, что продолжается последовательная доработка законодательства о размещении заказа, основанная на анализе практики правоприменения. Это очень радует, ведь в предыдущие годы, к сожалению, ситуация складывалась ровно противоположная – после принятия законодательства никакой опыт «с земли» никак и никем не учитывался.

– Есть ли необходимость еще что-то менять в законодательстве о государственных и муниципальных заказах?

– Безусловно, необходимость внесения изменений не отпала. В Законе до сих пор остались серьезные проблемы, связанные с эффективностью размещения заказа, хотя, надо признать, что все не так уж категорически плохо. Тем не менее Законом не предусмотрен достаточный уровень защиты заказчиков от фирм-однодневок, отсутствуют меры по предотвращению недобросовестного демпинга, невозможно односторонне расторгнуть контракт в случаях доказанной недобросовестности исполнителя и т.д.

В настоящий момент самым болезненным вопросом заказчиков остается отсутствие предусмотренных Законом подзаконных актов (номенклатуры одноименной продукции, методики оценки заявок, методики расчета начальной цены контракта).

В целом, оценивая развитие российской нормативной базы по размещению государственных и муниципальных заказов, можно утверждать, что внесенные поправки носят ярко выраженный антикоррупционный характер – усиление прозрачности, более четкая регламентация, усиление ответственности и контроля и т.д. В некоторых моментах это идет в ущерб эффективности размещения заказа. Надеюсь, что дальнейшие изменения закона ситуацию сбалансируют.

 

Всероссийская выставочная газета «Удача-Экспо», № 11-12, 2007 г.

 

 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (985) 970-86-95, (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2017
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов