![]() ![]() |
![]() |
Новости выставок
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Закон о госзакупках состоялсяЗакон о госзакупках состоялся
В целом закон проявил себя хорошо!
– Анна Теймуразовна! За последние полгода 94-й закон менялся дважды – в апреле и в июле, причем весьма значительно. Скажите, пожалуйста, чем вызваны эти поправки, каковы их цели? – Закон корректируется по мере накопления опыта в применении совершенно новых механизмов, заложенных в базовый Закон 94-ФЗ, требующих от всех участников процесса размещения заказа освоения нового регламента работы и более ответственного подхода к подготовке документов. Практика показала, что в целом закон проявил себя хорошо. Однако положительная оценка Закона не отменяет необходимость его корректировки. Закон относится к разряду одновременно и новационных, и процессуальных, где, опережая практику применения, прописаны совершенно новые процедуры размещения заказа, такие как аукцион и открытый аукцион в электронной форме, а также детально регламентированы, но сильно видоизменены с учетом внедрения Интернет-технологий действовавшие ранее процедуры конкурса и запроса котировок. Такие Законы не могут не корректироваться, в противном случае они не будут отвечать потребностям участников размещения заказа при их практическом применении. – Для кого предназначены эти поправки в закон: для госзаказчиков или для поставщиков? – В основном, эти поправки направлены на дальнейшее совершенствование регламента процедур – закон корректируется с целью упорядочения работы государственных и муниципальных заказчиков. Ряд нововведений направлен на удовлетворение потребностей и защиту интересов участников размещения заказа. Например, вводятся особенности размещения заказа на создание произведения литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма, а также на создание других материалов, представляющих собой результат творческого труда. Кроме того, теперь в реестр недобросовестных поставщиков будут включаться только сведения о поставщиках, с которыми контракт был расторгнут по решению суда, а не по соглашению сторон. – Как Вы считаете, все ли проблемные вопросы уже сняты и над чем, по Вашему мнению, еще необходимо поработать в плане совершенствования законодательства и практики размещения заказов для государственных и муниципальных нужд? – Очевидно, что менее чем за три года практической работы невозможно учесть все богатство и многообразие практики применения закона. Предложения о дальнейшем совершенствовании законодательства продолжают поступать к нам. Мы их рассматриваем, да и сами готовим свои предложения в этом плане. Но эти поправки уже не будут иметь такой массированный характер, а введены они будут по мере необходимости. Сейчас наша главная задача – не совершенствование закона, а разработка документов инструктивно-методического характера, обеспечивающих применение закона на практике.
Поправки в закон повысили дисциплину заказчиков
–Михаил Яковлевич! Привело ли внесение поправок в закон к снижению или увеличению жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков? – Количество жалоб значительно возросло. Но было бы ошибкой связывать это с тем, что заказчики стали совершать больше нарушений. Мы считаем, что это вызвано, главным образом, следующими двумя причинами. Первое: закон стал более прозрачен и понятен для участников размещения заказа в плане защиты своих интересов. Процедуры запросов и обжалований в сочетании с жестким по срокам и четким порядком их реализации стали более доступными для участников торгов, чем они и воспользовались. Собственно, на это и были направлены поправки в отношении этих процедур. Второе: расширился круг участников размещения заказа, повысилась, если можно так выразиться, их «квалификация». Они стали «входить во вкус» нормального противостояния заказчику, у которого возможности для произвола теперь значительно сократились, что пробуждает у поставщиков уверенность в своих силах. Раньше многие из них просто «махнули бы рукой» на очевидно неправомерные действия заказчика, а теперь они в таких ситуациях начинают бороться, в том числе прибегая и к нашей помощи. Однако данный процесс имеет и негативную составляющую. На волне успешного противостояния заказчику появились и псевдопоставщики, которые ставят своей задачей исключительно борьбу с заказчиками, используя их ошибки и промахи при составлении документации о торгах. Это новая разновидность рейдеров, пытающихся на основе злоупотребления правом с использованием демпинга и других приемов добиться заключения контракта, в рамках которого ущемляются интересы заказчика. Мы надеемся, что ряд поправок в закон позволит защитить заказчиков от такого рода рейдеров, хотя главным защитником здесь должен выступать сам заказчик, который при формировании документации о размещении заказа должен предусмотреть все защитные механизмы, заложенные в законе. – Повысили ли принятые поправки дисциплинированность заказчиков? – Да, ряд поправок целенаправленно вводился в этих целях. Значительно расширены нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП): в первую очередь, в несколько раз увеличено количество составов правонарушений. В частности, появились санкции за такие распространенные нарушения, как непредоставление информации в контролирующий орган или неисполнение предписания контролирующего органа. Санкции установлены действительно жесткие, но без них добиться надлежащего исполнения закона зачастую просто невозможно. В законе заложено большое количество и других норм, которые сокращают возможности для злоупотреблений. Объективно они «работают» на повышение дисциплинированности государственных и муниципальных заказчиков. – Все ли проблемы и вопросы сняты, и что еще необходимо сделать для совершенствования законодательства и практики размещения заказов для государственных и муниципальных нужд? – Сейчас можно констатировать, что реформа законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа идет к завершению. Конечно, шлифовка некоторых норм в будущем неизбежна, поскольку практика все равно внесет свои коррективы. Любой закон – это всегда определенный компромисс. Конечно, у принятых норм есть и издержки. Очевидно и то, что вектор, изначально заложенный в 94-м законе, развивается в правильном направлении – ухода от возможности коррупционных проявлений, снижения доли субъективизма в принятии решений, открытии равного доступа предпринимателей к заказам, повышении прозрачности всех процедур, установления ответственности за принимаемые должностными лицами решения. Конечно, нет предела совершенству, но в то же время совершенно очевидно, что таких крупных и концептуальных пакетов поправок по 94-му закону больше не будет. Из наиболее существенного, что осталось утвердить на уровне норм, можно отметить: 1. Утверждение общероссийского классификатора товаров, работ и услуг для сферы размещения госзаказа. 2. Принятие Постановления Правительства, утверждающего порядок оценки заявок на участие в конкурсе. 3. Расширение перечня товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые может осуществляться исключительно путем проведения аукционов. 4. Утверждение требований к электронным площадкам. По большому счету, эти вопросы, хотя и являются действительно важными, по своей сути имеют больше технический характер, поскольку их концептуальная основа уже определена и достаточно четко прописана в законе.
Главная наша цель – конструктивный диалог бизнеса и власти
– Андрей Евгеньевич! Как Вы считаете, возможен ли диалог бизнеса и власти в вопросах развития системы государственных и муниципальных закупок? – Московская Ассоциация Предпринимателей давно уделяет большое внимание вопросам, связанным с государственными и муниципальными закупками. Главной целью нашей деятельности является организация конструктивного диалога между двумя сторонами этого процесса – государственными заказчиками и участниками размещения государственного заказа. Сегодня такой диалог напрямую невозможен, так как Федеральным законом № 94-ФЗ переговоры между заказчиками и участниками размещения заказа запрещены (статья 20). В то же время, не секрет, что в ходе проведения конкурсных процедур возникает множество ситуаций, когда необходимо получить разъяснения госзаказчика или разрешить спорную ситуацию, не доводя ее до судебного разбирательства. Как показывает практика, в большинстве случаев участнику заказа достаточно получить квалифицированную юридическую помощь, которую могут оказать и оказывают специалисты МАП. Тем не менее, существует целый пласт проблем, решение которых невозможно без разработки и реализации мероприятий законодательного и иного нормативного характера, а также определенных организационно-технических решений. За последние три года нами проделана большая работа в этом направлении. Помимо нашего участия в разработке 94-го закона, совместно с Минэкономразвития России нами были организованы и проведены три Форума-выставки под названием «ГОСЗАКАЗ-2005, 2006, 2007». В настоящее время ведется подготовка четвертого Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2008». Уже боле 40 регионов официально подтвердили свое согласие на участие в этом мероприятии. В ходе организации и проведения этих форумов-выставок мы контактируем не только с бизнесменами, но и с государственными и муниципальными заказчиками, благодаря чему мы получаем информацию о возникающих проблемах, как говорится, «из первых рук». Кроме того, нашими специалистами осуществляется непрерывный мониторинг практики размещения государственного заказа, главным образом, в Москве. В последнее время, несмотря на постоянное совершенствование 94-го закона, количество обращений за консультативной помощью все возрастает. Это связано не с тем, что у предпринимателей стало больше вопросов, а с тем, что у них растет интерес к участию в размещении госзаказа. В ходе проведения Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2008» МАП планирует организовать деятельность постоянной консультативной группы, а также серию тематических круглых столов, где будут обсуждаться актуальные проблемы и вопросы, представляющие интерес не только для предпринимателей, но и для органов власти.
Поправки в закон носят ярко выраженный антикоррупционный характер
– Как Вы оцениваете поправки в закон: что упростило, а что усложнило задачи, решаемые государственными и муниципальными заказчиками на стадии подготовки и размещения заказа? – Моя оценка последних поправок в Закон – безусловно положительная. Если не комментировать детально конкретные поправки, а их очень много – все-таки в течение этого года в Закон 94-ФЗ изменения вносились 3 раза, можно утверждать, что продолжается последовательная доработка законодательства о размещении заказа, основанная на анализе практики правоприменения. Это очень радует, ведь в предыдущие годы, к сожалению, ситуация складывалась ровно противоположная – после принятия законодательства никакой опыт «с земли» никак и никем не учитывался. – Есть ли необходимость еще что-то менять в законодательстве о государственных и муниципальных заказах? – Безусловно, необходимость внесения изменений не отпала. В Законе до сих пор остались серьезные проблемы, связанные с эффективностью размещения заказа, хотя, надо признать, что все не так уж категорически плохо. Тем не менее Законом не предусмотрен достаточный уровень защиты заказчиков от фирм-однодневок, отсутствуют меры по предотвращению недобросовестного демпинга, невозможно односторонне расторгнуть контракт в случаях доказанной недобросовестности исполнителя и т.д. В настоящий момент самым болезненным вопросом заказчиков остается отсутствие предусмотренных Законом подзаконных актов (номенклатуры одноименной продукции, методики оценки заявок, методики расчета начальной цены контракта). В целом, оценивая развитие российской нормативной базы по размещению государственных и муниципальных заказов, можно утверждать, что внесенные поправки носят ярко выраженный антикоррупционный характер – усиление прозрачности, более четкая регламентация, усиление ответственности и контроля и т.д. В некоторых моментах это идет в ущерб эффективности размещения заказа. Надеюсь, что дальнейшие изменения закона ситуацию сбалансируют.
Всероссийская выставочная газета «Удача-Экспо», № 11-12, 2007 г.
|
![]() «ИнформЭКСПО» телефон: (916) 084-59-42 Электронная почта: info@informexpo.ru Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017 Выставочная деятельность::Выставочные нов |
![]() |
|