Игорь Михалев «Заметки непостороннего»
КАК ЭТО БЫЛО!
а может:
КАК! ЭТО БЫЛО?
Заметки непостороннего
Если бы этот проект претворили в жизнь всего один раз, оценка все равно была бы положительной. Хотя… Да, собрались выставочники на «междусобойчик»; показали, кто на что способен в данный момент; померились силами по «гамбургскому счету», и – до новых встреч! За свою долгую выставочную жизнь видел я подобных мероприятий немало…
«Экспоцентр» пошел другим путем, и, в отличие от человека, первым претворившего в жизнь суть этой фразы, оказался абсолютно прав.
Но, прежде всего, хочется поздравить и даже отдать дань глубокого уважения «родителям первенца» и, прежде всего, Алексею Кормнову, официально не относящемуся ни к одной из выставочных дирекций, а являющемуся главным специалистом Отдела маркетинга. Так вот, он и оказался действительно «главным специалистом» по организации подобных смотров. Опыт у него большой, а желания сотворить подобный «бенефис» хватило бы на нескольких профессионалов. Мне довелось присутствовать при самом начале этой эпопеи, когда еще в вопросе «быть или не быть?» ИЛИ существовало как реалия. И интуиция (или опыт) генерального директора Владислава Малькевича позволили ему поставить ударение на первой части – «быть!»
Мне нет смысла рассказывать о первом опыте подробно – об этом говорилось достаточно много. Мнение мое сугубо субъективно. Позвольте его высказать…
EДИНСТВО МЕСТА И ДЕЙСТВИЯ
Хотя выставочный смотр и не театральное действо, все-таки есть между ними определенное сходство. Внешне все происходило как бы в будничной атмосфере: сидят люди за рабочими столами, «стучат» что-то на компьютерах, ведут переговоры, объясняют какие-то, похоже, важные вещи, общаются…
Некоторая театральность лишь в том, что происходит это массовое действо в павильоне «Экспоцентра» и присутствуют на нем профессионалы выставочного дела. Жаль, что не все…
Ну, ничего, жизнь покажет и научит. Главное, что было соблюдено единство места и действия: в одном из лучших выставочных комплексов страны демонстрировалось единство пяти главных компонентов выставочного бизнеса: place – ведущие выставочные и конгрессные центры; product – предложения выставочных услуг; price – стоимость участия; promotion – продвижение выставочных проектов; partnership – партнерство.
Конечно, выставочное сообщество – мир довольно ограниченный, все друг о друге знают главное и сокровенное. Надеяться на то, что многочисленные посетители валом повалят (как это бывает на лучших смотрах «Экспоцентра») трудно, хотя 1200 не просто глазеющих бездельников, а профессионалов и деловых людей – результат!
Настоящий выставочник должен уметь все! Это еще раз доказали практически все участники форума (на то они и профессионалы), прежде всего, на своих презентациях (обычно довольно скучных, но на этот раз как-то по-праздничному удивительных).
И, конечно, «театрализованными» стали конкурсы. Хотя действия там было не так много, но «реквизит» – замечательный. Еще бы – «Найди лучший выставочный стенд» («Экспо-Дизайн-2007»), «Определи лучшую сувенирную, рекламно-представительскую и полиграфическую продукцию для выставок» («Экспо-Сувенир»), «Реши, кто Мастер Выставочного Дела» («Экспопрофи»).
«Большой слет» выставочников на этот раз решал вопросы не столь теоретические, сколь сугубо практически-важные. Может быть, самые важные на сегодняшний день. Такие, скажем: «Как привлечь на выставку конкретных специалистов». Или «Что делать, если таможня не понимает разницы между выставочными грузами и “челночными”. А также «Выгоды инвестиционных вложений в экспомероприятия. Кто первый?» Когда проблемы эти ставятся на различных (часто глобальных) конгрессах, международных форумах и т. д., они, чаще всего, так и остаются «планами на будущее». Думается, что экспоцентровский форум как мероприятие сугубо деловое действительно «даст толчок» (как хотелось бы даже, чтобы это был «пинок») решению этих реальных и, в сущности, довольно простых задач. Толкнем?
МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ПЕРЕРЫВЧИК НЕБОЛЬШОЙ
(аксиома)
Честно говоря, лично мне хотелось бы увидеть по-настоящему феерическое выставочное оборудование для строительства и оформления стендов, сами стенды и павильоны, а также специальную аппаратуру для обеспечения работы стендов. Они, конечно, здесь присутствовали, но все-таки… это был день сегодняшний. А хотелось – завтрашнего.
И это, безусловно, не потому, что наши специализированные фирмы не занимаются подобными проблемами. Просто наука, промышленность и прочие-прочие пока не поняли, что выставочный бизнес может дать такие колоссальные прибыли, которые ранее и не снились. Но… взамен требует «раскинуть кто чем может», напрячь извилины, обратить внимание на «ВЫСТАВКУ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ»! А уж Она в долгу не останется! Ау, химики, художники, дизайнеры, металловеды, конструкторы, ученые! Ждем-с…
По официальным данным, в работе 5pEXPO приняли участие 97 профессиональных выставочных компаний. Честно говоря, такое огромное количество не было так уж заметно на двух с половиной тысячах экспо-площади. Так бывает, когда люди не «представляют», а работают. Они и работали…
Ну ладно, главное мы обсудили. Возвращаясь к началу своих заметок, повторюсь, что «одноразовость» подобного мероприятия была бы нарочито-показательной. Как гласит народная мудрость (смотри заголовок).
А народ, как известно, всегда прав. Я прав?
Поклонник 5pEXPO
ИГОРЬ МИХАЛЕВ
Журнал ТПП РФ "Экспо Ведомости" № 4, 2007 г.