Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Координация выставок. Решения нет?

Координация выставок. Решения нет?

В течение двух дней в Москве проходил семинар «О координации выставочно-конгрессной деятельности в регионах России»

 

Семинар организован Департаментом выставок и ярмарок ТПП РФ, профильным Комитетом ТПП РФ при поддержке Российского Союза выставок и ярмарок и ЦВК «Экспоцентр».

В первый день заседания проходили в ТПП РФ, во второй – в «Экспоцентре», в рамках Международного форума выставочной индустрии 5pEXPO.

Участниками семинара стали руководители территориальных торгово-промышленных палат и выставочных компаний, сотрудники Департамента выставок ТПП РФ. В его работе приняли участие вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, председатель Комитета ТПП РФ по выставочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Юрий Котов, президент РСВЯ Сергей Алексеев.

В программе первого дня семинара были заявлены две темы: опыт взаимодействия территориальных ТПП с региональными администрациями в области выставочно-конгрессной деятельности и организация торгово-экономических миссий.

Однако в рамках обсуждения первого вопроса во многих выступлениях так или иначе были затронуты актуальные для всех вопросы координации выставочной деятельности и сотрудничества территориальных ТПП и РСВЯ. Семинар по формату напоминал «круглый стол» с обменом мнениями заинтересованных сторон и довольно часто по ходу выступлений переходил в режим диалога.

Как торговым палатам стать членом Российского Союза выставок и ярмарок? Как практически решить проблему дублирования мероприятий по тематике? Как получить льготы по уплате налога на землю владельцам выставочных площадей? Как получить бюджетное финансирование, провести конкурсы и тендеры? Присутствующие хотели обсудить многое.

 

Владимир Страшко в кратком вступительном слове призвал руководствоваться в выставочной деятельности среднесрочными перспективами экономического развития России, отметив, что в последнее время значительно возросло влияние этого вида деятельности на инвестиционный климат не только России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Владимир Страшко отметил необходимость и важность тесного взаимодействия в этой работе системы торгово-промышленных палат и Российского Союза выставок и ярмарок, отсутствие каких-либо противоречий между ними. Особо отметил сотрудничество при подготовке единых экспозиций на зарубежных выставках и организации национальных выставок в разных странах, а также совместное проведение презентаций российских регионов в России и за рубежом.

В регионах многие территориальные торгово-промышленные палаты выполняют внешнеэкономические функции, включая выставочную деятельность. Показательны в этом направлении ТПП Республики Мордовия, Белгородская ТПП, Кузбасская ТПП и другие.

Сергей Алексеев, Владимир СтрашкоЮрий Котов обратил особое внимание на важность организации серьезных деловых программ в рамках выставок, рассказал об опыте подготовки Московской торгово-промышленной палатой деловых миссий.

Сергей Алексеев напомнил собравшимся о чрезвычайно важном событии – подписании соглашения о сотрудничестве между ТПП РФ и РСВЯ, в котором намечены направления совместной работы и четко определено, кто чем должен заниматься.

«К сожалению, что греха таить, в регионах у нас есть сегодня проблемы, если не борьба, то несогласованные действия: где-то палата и выставочные компании выступают конкурентами. Иногда мы слышим о конфликтах: не поделили тему, сроки и т.д. Мне кажется, тема координации должна включать решение и этих вопросов. Наша общая цель – сотрудничество, а не противостояние».

По мнению Сергея Алексеева торгово-промышленные палаты, перенимая опыт своих зарубежных коллег, могли бы помочь выставочному бизнесу, осуществляя организацию деловых встреч (matchmaking), привлечение на выставки предпринимателей и посетителей-специалистов. Эффективность выставок очень важна. Зачастую многие экспоненты жалуются, что на выставках недостаточно контактов, мало посетителей. В регионах стоимость одного бизнес-контакта в десять раз выше, чем в Москве. Почему? Ответ очевиден – в столице больше бизнесменов, нужных посетителей. Вот здесь, в этом направлении, и должны помочь торговые палаты.

Движение навстречу друг другу очевидно. Несколько региональных торгово-промышленных палат за последние годы вступили в РСВЯ в качестве ассоциированных членов. «Мы ждем всех в нашем Российском Союзе, мы с удовольствием работаем с палатами. Однако действительным членом Союза в соответствии с законом «О некоммерческих организациях», пояснил Сергей Алексеев в ответ на высказанные претензии, может стать только выставочное подразделение палаты, являющееся отдельным юридическим лицом. Пример этому – «Мордов­экспоцентр».

Большую часть своего выступления Сергей Алексеев посвятил проблеме координации выставочной деятельности. «Меня критиковали, но я всегда настаивал на схеме, которая существует во всем мире: один город – один выставочный центр – одна выставка определенной тематики в год. Понимаю, что в условиях России это сегодня нереально. Достаточно взглянуть на ситуацию в Москве, где работают и очень сильно конкурируют друг с другом четыре выставочные площадки. На мой взгляд, это недопустимо, нигде в мире такого нет. В России координация практически отсутствует.

К сожалению, многим кажется, что выставки – это легкий бизнес, не требующий огромных вложений. Сегодня на выставочном рынке, помимо профессиональных выставочных компаний и торгово-промышленных палат, работают отраслевые союзы, РСПП, проводят выставки средства массовой информации, компании-застройщики и т.д. Растет число выставок – посмотрите по городам. Есть статистика: в Москве проходит более 500 выставок, в Ганновере – 40. В Санкт-Петербурге ежегодно проходит 200 выставок, во Франкфурте-на-Майне, с которым мы активно работаем – 30.

Из-за того, что у нас такая раздробленность, огромное количество выставок аналогичной тематики, мы подрываем свои отраслевые рынки, и это особенно чувствуется в регионах. Встанем на позиции бизнесмена, приехавшего на выставку. В экспозиции всего 50 компаний. Через месяц – еще одна аналогичная выставка, а там еще 30 компаний. Складывается очень негативная ситуация.

Посмотрите, что продается в любом городе в наших торговых центрах, возьмите каталоги товаров народного потребления. Найдите там российские товары и бренды. Сколько их? Наша общая задача, и выставочного сообщества, и торгово-промышленных палат – помогать отечественному бизнесу, продвигать его, выводить на рынок. Нам есть что показать, есть что продавать.

Что касается координации – в течение 16 лет существования нашего Союза мы постоянно говорим об этом. Реально ли сегодня, чтобы кто-то на уровне страны или региона решал, проводить или нет ту или иную выставку? Вы понимаете, что это нереально.

В нашем Союзе мы пытаемся убеждать работать цивилизованно, не дублировать выставки, ввести какие-то правила. На мой взгляд, подойти к решению этой проблемы можно с двух сторон.

Что мы имеем в виду, когда говорим о координации?

Первое, что предполагается, это осуществить комплекс мер, связанных с разработкой и проведением согласованной выставочной политики. Сюда относится создание координационных советов, выделение приоритетных тематик и выставок, введение системы патроната, организация государственной поддержки, добровольная сертификация выставок и т.д.

Но часто, когда говорят о необходимости координации, имеют в виду лоббирование своих интересов. От этого не уйти, конкуренция есть конкуренция. Если мы идем по пути свободного рынка, за счет чего можно победить в конкурентной борьбе? За счет улучшения сервиса и качества выставок.

Необходимо постоянно отслеживать уровень своей структуры, она должна постоянно меняться. Сегодня каждая организация должна быть маркетингово-ориентирована, по возможности, руководитель проекта должен быть маркетологом.

Следует постоянно обучать наших экспонентов, наших менеджеров среднего уровня, иногда даже топ-менеджмента, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет рынок. Необходимо выставочное образование. Правильно делает «Экспоцентр», что проводит у себя учебу, РСВЯ также организует обучение. Вышла из печати книжка «Выставочный менеджмент» (автор – Игорь Филоненко). На базе Академии народного хозяйства организовано обучение по системе MBA. В следующем году мы вместе с UFI организуем так называемые курсы EMD (это высшая ступень выставочного менеджера). Приглашаем палаты работать вместе».

Анатолий Прокудов, заместитель директора ТТП Республики Мордовия, согласился с утверждением Сергея Алексеева об отсутствии координации выставочной деятельности и посетовал, что за три месяца до проведения в Саранске заявленной за полтора года выставки в соседних областях объявили аналогичные. Причем две из них, хотя и намечены на одни и те же сроки, проводятся под патронатом ТПП РФ. Он считает это недопустимым.

Татьяна Алексеева, президент Кузбасской ТПП, член Общественной палаты РФ, рассказала о том, что власть в Кузбассе, оценив как палата работает в сфере внешнеэкономической деятельности, упразднила свой Департамент внешнеэкономических связей и передала большую часть соответствующих функций палате. «Мы заняли свою нишу. Получая заказы от Администрации на организацию экспозиций в других регионах России и за рубежом, выполняем работу самостоятельно».

Свое выступление Татьяна Алексеева посвятила, в основном, взаимодействию палаты и местных выставочных компаний. Она согласна с тем, что палатам необходимо заниматься координацией выставочной деятельности: «У нас в регионе две крупные выставочные компании: «Кузбасская ярмарка» в Новокузнецке, созданная в 1992 году практически одновременно с нами, и «Экспо-Сибирь», организованная в областном центре Кемерово позже. На сегодняшний день они конкурируют, не всегда добросовестно. Это поле деятельности для торговой палаты.

Получив функции от Администрации, мы создали Комитет по внешнеэкономической деятельности. В Комитет вошли крупные экспортеры и представители малого и среднего бизнеса (мы им интересны в первую очередь), представители регионального Минэкономразвития, таможенники и, конечно, представители наших обеих выставочных компаний.

Тема, поднятая на семинаре, обсуждается давно, она очень актуальна. Мы стремимся к цивилизованному бизнесу, поэтому договариваться нужно. Не просто соперничать на рынке, но достойно преодолевать все разногласия. Путь это долгий и серьезный.

Мы со своими выставочными компаниями дружим, иногда друг друга поправляем, все бывает. Я бы не сказала, что проблем нет. Обе компании являются членами торговой палаты и взаимодействуют с Администрацией, поскольку используют административный ресурс. В Новокузнецке компанию поддерживает городская администрация. Это нормально. Есть определенные приоритеты у областного центра, в котором работает вторая компания.

Мы призываем к согласию. Своим участием «давим», в хорошем понимании этого слова, чтобы выставки заранее планировались, не пересекались, хотя этого порой не избежать. Но я считаю, что со временем ситуация улучшается.

Кроме того, наши выставочные компании ценят (и это не высокие слова) патронат Торговой палаты РФ. Это тоже наш определенный ресурс. Мы вместе с ними регулируем, какой выставке будет отдан приоритет. Но я повторюсь, мы только на пути к решению проблемы».

В заключение Татьяна Алексеева выразила благодарность руководству

«Ленэкспо»: «Я хочу поблагодарить Сергея Павловича Алексеева. У нас были объективные трудности во время последнего Петербургского экономического форума. Мы обратились к нему за помощью и получили ее. Спасибо. Кузбасс это оценил».

Сергей Беднов, заместитель генерального директора «Экспоцентра», отметил актуальность проблемы дублирования выставок по тематике для всей России. Решению этой проблемы, высказал он свое мнение, могло бы помочь принятие «Положения о выставочно-ярмарочной деятельности», которое на правительственном федеральном уровне регламентировало бы эти вопросы.

Людмила Белогурова, вице-президент Белгородской ТПП, и Анатолий Прокудов, заместитель директора ТПП республики Мордовия, подробно рассказали о работе «Белэкспоцентра» и «Мордовэкспоцентра» соответственно, о взаимоотношениях с Администрацией области и руководством республики, тесной связи с ТПП РФ (подробно – см. «Экспо Ведомости» №2, 2007).

Юрий Снигирев, главный эксперт «Экспоцентра», посвятил свое выступление проблемам строительства выставочных комплексов в регионах, поддержке выставочных мероприятий «Экспоцентра» федеральными министерствами. Но это – серьезная тема для отдельного разговора.

Журнал ТПП РФ "Экспо Ведомости", № 4, 2007 г.

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов