Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА…

С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА…

 

Первые выставочные комплексы России

 

 

 

Выставка 1882 года была так велика, по представлениям своего времени, что самым популярным ее изображением стали не павильоны и выставленные образцы, а вид территории «с птичьего полета», многократно растиражированный газетами и журналами  (его вы видите в нашем издании)

 

Прогуливаясь теплым летним вечером вдоль главной аллеи Всероссийского выставочного центра, покупая мороженое и отдыхая у фонтана «Дружба народов», Вы вряд ли вспомните, что окружающая архитектура и планировка вобрала в себя весь опыт и двухвековые исторические традиции русского выставочного строительства.

Но это именно так.

     

      В залах и коридорах…

Первые русские выставки располагались в обширных помещениях одного большого здания – в специально выстроенной «Выставочной зале» (Санкт-Петербург, 1829), казенных учреждениях, общественных зданиях и частных домах  (губернские  города, 1837).

Перенесемся в май 1831 года. Первая в Москве (и вторая – в русской истории) публичная Выставка российских мануфактурных изделий заняла 18 залов и комнат верхнего и бель-этажа Дома Российского Благородного Собрания на Большой Дмитровке. При этом девятый зал представлял собой хоры здания, тринадцатый – коридор, а шестнадцатый – переход.  Успех выставки так воодушевил местное Начальство, что оно, по собственному почину и без какой-либо длительной подготовки, через полгода, в ноябре, открыло вторую выставку произведений отечественной  промышленности (большей частью, разумеется, московской), на этот раз  – в залах Большого Кремлевского Дворца.

Шло время, выставки росли, участников и экспонатов становилось все больше, требовались новые помещения. Фабриканты желали демонстрировать не только модели своих механизмов, но и их самих – в подлиннике, в натуральную величину.

 

      Временные здания

Исторический перелом наступил по воле Царя-Освободителя Александра II на Политехнической выставке в Москве в 1872 году. Здесь, впервые в русской истории, был выстроен целый выставочный город из временных павильонов, занявших квартал в самом сердце Москвы-матушки.

Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Петра Великого, была «устроена на основе коллекций систематических предметов на строго научных основаниях с целью наглядного обучения публики достижениям науки и отечественной промышленности». И потому – требовала совершенно новых подходов и решений.

Выставка охватила Кремль полукольцом: павильоны встали в кремлевских садах, экзерциргаузе и на Москва-реке между Каменным и Москворецким мостом. Всего возвели более 70 временных сооружений, в основном – небольших деревянных зданий в «русском стиле» – с шатрами, башнями и орлами на шпилях.

Крупнейший павильон выставки – Мор-ской на набережной Москва-реки располагал площадью 2100 кв.м. Каркас здания из металла и стекла выполнили из рельсов на Путиловском заводе в Петербурге, причем расчеты и чертежи для него делал сам владелец – Путилов.

«Туземный» павильон среднеазиатских владений России (вошедших в состав Империи лишь за восемь лет до выставки) представлял собой копию медресе Ширдар в Самарканде, уменьшенную в два с половиной раза. Павильон Кавказа, сделанный из дерева с использованием кавказских строительных материалов, находился в специальной полукруглой пристройке к зданию Манежа.

По проекту архитектора В.А. Гартмана на Варваринской площади возвели Народный театр на 2000 мест. В дни выставки там располагался «Отдел попечения о нравственном улучшении рабочих», ставший местом народных гуляний.

Купцы и промышленники, желавшие выделиться в общей массе экспонентов, заказывали собственные здания. В то время они мало обращали внимания на архитектуру, скорее – старались поразить внутренним устройством, так, в парфюмерном павильоне фирмы «Буис и Ко» бил фонтан с душистыми водами.

 

Выставка – парк

Опыт Политехнической выставки был в полной мере использован и обрел новую жизнь через десять лет на XV Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 года. По существу, именно она стала точкой отсчета для всей выставочной архитектуры России на последующие полтора века. На Ходынском поле появился целый город: около 80 больших и малых павильонов на площади в 28,57 десятин (31,14 гектар), в т.ч. 36 частных.

Главное выставочное здание имело диаметр 140 сажень (298,2 м) и площадь 7675 кв. сажень (около 35 000 кв.м) – весьма внушительно и по нынешним временам. Здание представляло собой восемь трехпролетных павильонов, расположенных в радиальных направлениях в виде звезды и объединенных  двумя круговыми галереями  (по внешней и внутренней длине окружности).

Справа и слева от него, соединяясь переходами и образуя единый архитектурный ансамбль, находились два почти одинаковых павильона, вытянутых вдоль выставочной ограды.

Помимо Главного здания и связанных с ним флигелей,  за счет казны было возведено еще девять казенных павильонов: царский, садоводства, два здания для выставки животных (с манежем) и некоторые другие. Целям обеспечения нормальной работы и отдыха служили железнодорожный вокзал, полицейская часть, пожарное депо, ресторан и трактир.

Русский фабрикант не только хотел выглядеть красиво, но и делал это, привлекая к оформлению витрин и строительству павильонов лучших архитекторов, скульпторов и художников. Среди частных особой популярностью пользовался павильон кондитерской фабрики Абрикосовых, прославленный отлитыми из шоколада колоннами с шоколадными бюстами Александра III.

Павильон «Фармацевтического  Общества» представлял собой действующую поликлинику и аптеку. Некоторые частные экспозиции носили характер дворцово-музейный, как, например, павильон фаянсового и фарфорового производства Кузнецова или открытая площадка керамических заводов Гусарева, где высилась величественная статуя «России» (женщины – матери) в окружении других фигур из терракоты.

Впрочем, многие экспоненты не тратились на красоту и удовольствовались обычными магазинами и киосками. В павильоне табачной фабрики «Товарищества Богданов и Ко» продавали табак и папиросы. Небольшой пестро расписанный павильон фабрики Брокара использовался для торговли духами, о-де-колонами, мылом и другими косметическими произведениями. Свой киоск имел московский фотограф Кампиони, предлагавший фотографические изображения Москвы.

Выставка 1882 года была так велика, по представлениям своего времени, что самым популярным ее изображением стали не павильоны и выставленные образцы, а вид территории «с птичьего полета», многократно растиражированный газетами и журналами (его вы видите на предыдущей странице).

     

      В провинции – как в столицах

Грандиозный успех московский выставки немедленно стал образцом и для губерний. Переедем на юг, в Одессу. В 1884 году там случилась Одесская сельскохозяйственная и фабрично-заводская выставка. Местом для ее устройства выбрали Карантинный квартал в нескольких шагах от городской черты.

Выставка размещалась в двух дворах – большом и малом. В первом находилось Главное здание, состоящее из одной центральной и двух боковых частей общей площадью 500 кв. сажень (2275 кв.м). Внутри двора высадили цветочный ковер, снаружи, у входа – богатый цветник.  Второе здание (для машин) было меньше: длиной 80 и шириной 5 сажень (170,4 х 10,65 м), общей площадью 400 кв. сажень (1820 кв.м). Третье здание площадью 100 кв. сажень (455 кв.м) служило хлевом для скота.

Малый двор, открытый к морю, был превращен в сад, тремя террасами спускающийся к обрыву (за стеной – кладбище). На самом краю, с видом на «бескрайнюю даль моря», находилась открытая прогулочная терраса, украшенная бетонными балюстрадами, фонтанами, мраморными статуями и цветами в корзинах. Для сообщения с выставкой проложили конно-железную дорогу от Преображенской улицы.

В Одессе, по примеру Москвы, создали выставочный городок на пустыре. В других местах пошли по другому, менее затратному пути, используя имеющиеся здания и сооружения.

Один из крупнейших в России региональных смотров – Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 года в Екатеринбурге располагалась в обширном низменном парке в центре города по обоим берегам реки Исеть между Главным и Покровским проспектами. Под выставочные помещения использовали пустующие цеха железнодорожных мастерских и гранильной фабрики. У плотины городского пруда появились деревянные павильоны, двухэтажный ресторан, цветники и фонтаны.

Примерно также готовили и другую, самую дальнюю из русских Туркестанскую сельскохозяйственную и промышленную выставку в Ташкенте 1890 года. Для ее устройства использовали имеющиеся обширные «зеленые пространства» в самом центре Ташкента – городской сад и площадь Клеверного базара. Характерно, что здание плодосушильни Туркестанского отдела Российского общества садоводства стало павильоном, не сходя с места, – просто оно оказалось на углу сада, в границах выставки.  Главный вход украсили воротами в «русском стиле» по проекту архитектора Бенуа. Сразу за ними находился пруд с островами. С левой и правой стороны стояли павильоны садоводства, плодоводства, виноградарства и виноделия. Центральная аллея вела к павильону Военно-исторического отдела, привлекавшему внимание огромной статуей Русского Солдата, водружающего знамя на развалине крепостной стены, и пирамидой из трофейных орудий – хивинских, бухарских и кокандских. Близ павильона научных трудов высился гигантский колокол весом в 560 пудов (8190 кг), предназначенный для Спасо-Преображенского собора Ташкента.

       

Смотр Земли Русской

Безусловной вершиной, Олимпом всего русского выставочного строительства стала последняя в нашей истории XVI Всероссий-ская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года.  Общая площадь ее составила 77 десятин (83,93 га). Было возведено 172 здания, в т.ч. 55 казенных, построенных за счет Правительства, и 117 частных, многие из которых были исполнены лучшими художественными силами России. Экспонаты располагались на площади около 8800 кв. сажень (40 тыс. кв.м)

Главным стало здание… бывшее Главным и на Московской выставке 1882 года (на Ходынском поле  оно оставалось в бездействии четырнадцать лет!).

Большинство промышленных отделов Нижегородской выставки размещались в обширных зданиях «выставочного типа», называвшихся в то время «дворцами промышленного труда». 

Павильоны строительного и инженерного отделов по своей конструкции представляли особый инженерный интерес, поскольку крыши их устроили без стропил. Остальные здания проектировались в «оригинальном русском вкусе разных эпох и местностей».

В целом, архитектура зданий была разнообразна и оригинальна. Царский павильон, предназначенный «для отдохновения Государя Императора и Его Августейшего Семейства» представлял собой изящный многоярусно-ажурный русский терем. Здание Среднеазиатского отдела, напротив, построили в исламско-мавританском стиле, широко распространенном в азиатских владениях России.

По всей территории разбили парк с дорожками и цветами. Вырыли несколько прудов, самый большой из них, украшенный фонтанами, располагался у Главного входа и вмещал около 700 тыс. ведер воды (8610 тыс. литров). Вся выставка освещалась электричеством (250 дуговых фонарей по 10 ампер). Окружная электрическая железная дорога имела длину 3,5 версты (3,745 км).

Помимо того, имелись два пожарных депо и специальный противопожарный водопровод. Все выставочные здания окружили системой труб, имеющих водораспределительные столбы с тремя кранами на расстоянии 50 саженей (106,65 м) друг от друга, рассчитанных на подачу 50 ведер воды (615 литров) в минуту из каждого крана.

Каждая эпоха вносила свои черты в облик выставок. Характерный пример – Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка в Москве 1914 года, открывшаяся накануне Первой мировой войны.
Павильонов там было немного, но все они стали чудным явлением русского модерна, основанным на суровых мотивах зодчества русского Севера XIII – XVI веков. Особенно отчетливо проявилось это в облике зданий Входа, Главного и Монастырского павильонов. «Один из самых красивых и удачных павильонов – это Монастырский. Он представляет собой грандиозный сруб из неотесанных еловых бревен с низким шатровым крыльцом. С одной стороны к зданию примыкает белая ограда с воротами, дающая впечатление заправской монастырской» – писал художественно-литературный журнал «Искры» 8 июня 1914 года.

К началу XX века образцом для всех русских выставок стала парково-павильонная схема планировки, предполагавшая наличие главного здания, центральной аллеи и ряда казенных и частных павильонов, располагавшихся в соответствии со своей значимостью и «весом» на том или ином удалении. Непременным условием считалось обустройство территории и мест отдыха публики: разбивались цветники, аллеи, пруды и фонтаны, строились летние театры,  рестораны, трактиры, киоски.

Схема эта в том или ином виде тиражировалось повсюду: на малых и больших выставках, в столицах, губернских центрах и уездных городах, в том числе и после 1917 года – на  Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве 1923 года, при планировке Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, торжественно открытой в августе 1939 года и существующей поныне – в облике Всероссийского выставочного центра.

Сегодня выставочные площадки стали иными: они компактны, техногенны, насыщены оборудованием и коммуникациями. Требования к техническим характеристикам комплексов возросли многократно, превратив их в специализированные производственные центры с цехами – павильонами. Ничего не поделаешь. Таково веление времени.

 

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

 

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов