Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

ВЫСТАВКА – ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ВЫСТАВКА – ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

    Одним из основных критериев отношения к выставкам всегда была их эффективность для экономики – отдельных регионов и России в целом. Но как трактуется этот термин? И есть ли его единое понимание?

На поддержку участия российских экспонентов в выставках за рубежом из бюджета ежегодно  выделяется порядка 1,4 млн. долларов. Деньги не самые большие (в Германии на те же цели уходит 30 млн. евро), но, тем не менее, вполне «живые». Впереди – такая же процедура по выставкам российским. Встает вопрос – кому помогать? 

 

ПРОСТО – ЗНАЧИТ ПРАВИЛЬНО?

Каков традиционный подход? Выставка считается эффективной, если предприятия в своих отчетах подтверждают конкретные результаты участия (и цифры эти весомы): проведено 247 переговоров, подписано 156 протоколов о намерениях,  заключено 27 контрактов на сумму 6,34 миллиона долларов, продано 3 трактора. В итоге, на один рубль вложений пришлось десять рублей прибыли.

Цифры есть, подписи стоят, – выставка эффективна.

Подход понятный, закономерный, но – не отражающий реальное состояние дел.

И тому есть три основные причины.

Во-первых, подобные подсчеты невозможно провести хоть сколько-нибудь репрезентативно. Нельзя заставить всех экспонентов делиться конфиденциальной информацией о своем бизнесе. Отсутствуют механизмы проверки предоставленных сведений. Велика вероятность их искажения: одни «скромничают», уходя от налогов, другие, наоборот, говорят о несуществующих успехах, дабы посильней «надуть щеки» перед конкурентами.  Между тем любое исследование, по результатам которого принимаются серьезные решения, требует адекватной выборки.

Во-вторых, количество протоколов, договоров и контрактов напрямую никак не связано с характеристиками выставки: если экспонент выставляет товар заведомо худшего качества и по более высокой цене, чем конкуренты, не может обеспечить его дистрибуции, говоря иначе, представляет продукцию очевидно не конкурентоспособную, – выставка не поможет.

И третье, последнее. Эффект от участия может (и должен) сказываться в течение трех–пяти лет. Неслучайно многие выставки №1 (лучшие в мире) в Германии, Италии и других странах проходят раз в два, три, а то и четыре года.

 

ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ВЫСТАВКУ?

Необходимо признать, что эффективность выставок не может измеряться количеством контрактов, которые, в свою очередь, являются следствием сложения сотни объективных и субъективных факторов (состояние рынков, наличие и «вес» конкурентов, качество продукции, профессионализм менеджеров и т.д.)

Организатор не несет ответственности за продвижение товаров экспонентов, его задача совершенно иная: обеспечить удовлетворяющее участника количество и качество выставочных контактов.

Производитель масла должен точно знать, сколько у его стенда окажется руководителей и топ-менеджеров компаний-дистрибуторов, принимающих решение о закупках (а вот как их пригласить на стенд и провести переговоры – вопрос другой). 

И это – не благое пожелание, не мечта, а самая обычная практика, к примеру, в Германии. Большая часть немецких выставок проходит через процедуру независимого контроля статистических показателей FKM – «Общества добровольного контроля статистических данных ярмарок и выставок Германии». 

Проверяется все, что так или иначе нужно экспоненту, чтобы он мог обоснованно планировать финансовую эффективность своего участия в выставке.
Также как на упаковке колбасы пишут, сколько в ней сои и красителей, в описании выставки указывают количество экспонентов и объем арендованной площади, число и детальный состав посетителей-специалистов, а также и другие сведения, главное из которых – сам факт прохождения независимого контроля, подтверждающий, что приведенные цифры даны не организатором, а профессиональной аудиторской структурой, которой безусловно верит все бизнес-
сообщество и государственные органы.

Любая выставка, прошедшая контроль FKM, рассматривается как товар с заранее известными потребительскими свойствами, причем не только в Германии, но и во всем мире, включая Россию. Неслучайно холдинг MVK организовал  контроль своих московских выставок по процедуре FKM. Теперь потенциальные экспоненты выставки «Росупак» в Канаде, Бельгии или Уганде не задают вопроса о том, что она из себя  представляет.

 

ЕДИНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Необходимость разработки специального положения по определению эффективности выставок для экономики страны становится все более очевидной. Но на чем оно должно базироваться?

В первую очередь, на истине, никем и никогда не оспариваемой: выставка, эффективная для экспонента, эффективна и для экономики.

Критерием же эффективности выставки для участника могут служить лишь конкретные статистические характеристики мероприятия (с динамикой их изменения по годам), подтвержденные независимым от организатора аудитом.

К основным таким показателям необходимо отнести:

–  количество нужных экспоненту посетителей-специалистов (число потенциальных контактов, обеспеченных устроителем);

–  состав посетителей: происхождение, специальность, уровень компетентности и т.д.;

–  нетто-площадь экспозиции (общая, закрытая, открытая);

–  количество экспонентов;

–  состав экспонентов: происхождение, специальность, уровень компетентности, другие параметры.

Решение о том, что вся выставочная статистика должна подтверждаться независимым аудитом принято на последнем Собрании Международного Союза выставок и ярмарок (МСВЯ) в Санкт-Петербурге 17-18 декабря 2004 года. Утверждена первая и пока единственная компания-аудитор – «Русском Ай-Ти Системс». Практическая работа начнется в 2005 году.

Бумажно-отчетная эффективность не должна иметь прав на существование, мол, пусть выставка небольшая, непредставительная и с пустыми залами, но: устроители – свои люди, на бумаге все в порядке, цифры прописаны, подписи и печати стоят, надо поддерживать.

Поезд сдвинулся. Независимый аудит, результаты которого являются наиболее полной и объективной характеристикой эффективности выставки – и для экспонента, и для  экономики (а значит, и для государства), станет историческим шагом в развитии всего выставочного бизнеса России.

 

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ


Примечание: статья «Эффективность выставок – взгляд экспонента», рассматривающая этот вопрос с точки зрения выполнения конкретных задач фирмы-участника, опубликована в газете «Удача-Экспо» №11, 2004.

 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (985) 970-86-95, (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2017
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов