Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Ю.И. Котов: по итогам Общего Собрания МСВЯ. Особое мнение

Ю.И. Котов: по итогам Общего Собрания МСВЯ.

 

Частное мнение.

 

16-17 декабря 2004 года в Санкт-Петербурге прошло Общее отчетно-выборное собрание членов Международного союза выставок и ярмарок (МСВЯ). В докладах Президента МСВЯ Алексеева С.П. и Исполнительного директора Смородовой Л.С. были приведены убедительные цифры по количеству и по основным итогам мероприятий прошлого года. Положительную оценку получила работа, проведенная по таким направлениям, как сертификация выставочных мероприятий с присвоением Знака МСВЯ, подготовка кадров, сотрудничество с Торгово-промышленной палатой РФ.

В докладах было уделено внимание взаимодействию с международными организациями выставочного бизнеса – УФИ, АУМА и т.д.

Однако, с моей точки зрения, в подготовке и проведении собрания были допущены и серьезные недостатки.

Необходимо наметить программу работы МСВЯ. Второй раз на моей памяти прошло Общее отчетно-выборное собрание членов МСВЯ, на котором мы выслушали отчеты наших руководителей. Но второй раз нам не был представлен даже проект программы деятельности Союза, хотя бы на ближайший период (среднесрочной программы на 3-5 лет). Мы утвердили направления работы. Они никоим образом не обеспечивают вывода МСВЯ на принципиально новый уровень деятельности в российской системе рыночного развития.

Серьезно подходя к делу, весь мир давно перешел к программному планированию развития фирм, объединений, отраслей и т.д. с целью достижения высоких результатов в экономическом и социально-политическом плане. В нашем случае при программном планировании развития Союза первичным необходимо считать определение (разработку) стратегических целей, достижение которых обеспечило бы завоевание новых рубежей. Вторичным – разработку и осуществление взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Московская делегация привезла с собой предложение о необходимости разработки Программы деятельности МСВЯ (с указанием стратегических и тактических задач МСВЯ на среднесрочный период). Собранию, однако, так и не удалось определить стратегические направления развития Союза. Отсутствие программного метода планирования работы я считаю серьезнейшим недостатком МСВЯ и, в первую очередь, его Исполнительной дирекции.

Программа должна быть нацелена на достижение не только запланированных количественных и качественных показателей, но и на решение ряда жизненно важных проблем, стоящих перед МСВЯ в современных, очень тяжелых для Союза условиях.

На федеральном уровне к МСВЯ не прислушиваются. Необходимо развивать взаимодействие МСВЯ с органами федеральной исполнительной власти. Приведу только один пример. При Минэкономразвития России создается межведомственная комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности. После невероятных усилий всех и вся от «выставочников» был включен один только Президент МСВЯ Алексеев С.П., и то лишь с правом совещательного голоса. И это после того, как руководство ТПП РФ вышло к руководству Минэкономразвития с предложением создать комиссию по выставочно-ярмарочным проблемам на паритетных принципах участия в ней представителей власти и бизнеса. В то время как в старой Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности (под руководством Клебанова И.И.) полноправными ее членами с правом решающего голоса были несколько членов Союза.

Это сейчас вызывает крайнее удивление, тем более, если учесть, что все это происходит в условиях проведения административной реформы, одним из «лозунгов» которой является освобождение правительственных структур от лишних функций и частичная передача их общественным структурам, таким, как наш Союз. Президент России В.В. Путин на встрече с предпринимателями в ТПП РФ в прошлом году подтвердил необходимость передачи излишних функций общественным объединениям.

Одновременно хотел бы обратить внимание на многочисленные примеры эффективного взаимодействия выставочных организаций с руководством регионов, в том числе в городах Владивосток, Иркутск, Красноярск, Уфа, Кузбасс, Владимир, Белгород, Санкт-Петербург и т. д. Тесное сотрудничество Московской выставочной гильдии с Правительством Москвы и Московской городской думой привело к тому, что МТПП на законодательном уровне стала организационно-методическим центром выставочно-ярмарочной деятельности в Москве и по поручению Правительства Москвы явилась координатором разработки проекта Комплексной городской целевой программы «Москва выставочная» на период 2005-2010 годы. Приведенные выше негативные факты и положительные примеры лишний раз свидетельствуют о том, что руководство нашего Союза (в том числе Президиум) не справились с важнейшей задачей резкого повышения авторитета МСВЯ как во властных структурах России, так и у общественности России. Это не так уж и мудрено, если учесть, что мы не ставили перед собой этой цели, да ничего серьезного для этого и не делали. Первую общероссийскую конференцию по выставочно-ярмарочной деятельности (проведенную ТПП РФ по предложению МТПП совместно с МСВЯ и ЗАО «Экспоцентр» лишь в конце прошлого года) можно считать первой масштабной попыткой привлечь внимание власть имущих России и общественности к нашим проблемам.

 

Какой должна быть программа

Стратегическая программа деятельности Союза должна содействовать решению целого ряда важнейших проблем, в том числе:

– создание в России выставочной индустрии путем подъема (по масштабам и качеству услуг) деятельности выставочно-ярмарочных организаций и в целом МСВЯ на отраслевой уровень. Необходимо добиться передачи Союзу ряда функций от правительственных структур;

– достижение такого положения МСВЯ, которое обеспечивало бы деловое партнерство нашего Союза с органами государственной власти и управления на федеральном и региональном уровнях;

– организация и развитие эффективного механизма взаимодействия Союза с депутатским корпусом на федеральном и региональном уровнях в целях лоббирования наших корпоративных интересов;

– создание условий для добровольного объединения в МСВЯ если не всех, то подавляющего большинства организаций России, занятых в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Мы должны сделать Союз таким, чтобы его действительно признавали и уважали не только за рубежом, о чем мы так много говорим, но и в России. Наш Союз должен стать инициатором и сделать много для объединения национальных союзов стран «содружества».

Многие другие проблемы также требуют программной проработки. Программа и устав должны стать основополагающими документами, мобилизующими на их выполнение не только членов выставочно-ярмарочного сообщества, но и чиновников властных структур. Как ни странно это звучит, но это наша задача, и ее решения надо упорно добиваться.

 

О необходимости изменения устава

Я считаю, что обсуждение вопроса об изменении устава МСВЯ свелось к малозначащим решениям, несмотря на то, что московская делегация заранее обговорила и привезла конкретные предложения (о необходимости изменения устава говорили еще до нас и другие члены нашего Союза). Вопрос был включен в повестку дня. Но все свелось к изменению в уставе положения о Президенте, и о введении в состав Президиума Союза заместителей Президента Союза.

Предложений по коренному изменению некоторых статей устава так и не коснулись, а это, по моему глубокому убеждению, совершенно необходимо. Почему? Да очень просто. Мы выросли уже из тех «штанишек», которые были созданы в виде устава Союза несколько лет назад. Прошло свыше десяти лет после создания Союза. Страна, а вместе с нею и все мы значительно изменились за это время под влиянием новых условий развивающейся рыночной экономики. И это должно более полно найти свое отражение в новой редакции устава МСВЯ.

Несколько примеров. В уставе должны найти себе место следующие положения:

– главнейшая цель Союза – создание предпосылок для появления в России полнокровной выставочной индустрии как эффективного средства продвижения товаров российских производителей на внутренние и международные рынки;

– конкретизация понятия «представление и защита» (лоббирование) интересов членов Союза в органах власти и управления различных уровней. Устав МСВЯ должен нацеливать ее членов на завоевание статуса организационно-методического центра по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской федерации, а также статуса основного разработчика и реализатора целевой программы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России;

– необходимость формирования Президиума Союза с учетом минимум двух принципов: территориального и профессионального. Последний должен предусматривать подотраслевое деление МСВЯ, при котором представители каждого направления деятельности могли бы быть объединены в гильдии (секции). При этом в Президиум Союза должны официально входить представители выставочных комплексов, организаторов выставок, фирм застройщиков и другие секции, а также руководители основных проблемных комитетов Союза;

– положения устава, обеспечивающие корпоративные интересы членов Союза, в том числе в части определения механизма влияния на руководителей организаций–членов Союза, допускающих нарушения Кодекса профессиональной этики МСВЯ.

Особое место в будущем уставе Союза должны занимать положения о том, что МСВЯ и его члены являются главными партнерами власти всех уровней при решении проблем выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России, что Союз работает на основе утвержденной общим собранием программы, а его руководящие органы несут прямую ответственность за выполнение программы.

 

О составе Президиума МСВЯ

Несколько слов о формировании Президиума МСВЯ. Считаю недостатком то, что сегодня в Президиуме МСВЯ собрались, хотя и очень уважаемые специалисты, но в основном руководители выставочных площадок. В составе МСВЯ процентов 80 – застройщики и организаторы выставок, не имеющие своей площадки. И они не нашли в достаточной степени представительства в руководящем органе. Застройщики и операторы часто ходят с «протянутой рукой» к руководителям выставочных комплексов, и не всегда находят понимание. Это не правильное, не демократическое решение. Поэтому мы предложили, чтобы руководители тех комитетов, которые были созданы, уже сегодня вошли в президиум.

Президиум надо расширять за счет людей, которые выражают интересы разных направлений деятельности. Когда я выступил на Президиуме, это предложение было принято. От застройщиков выбрали Эльдарова Н. М. Я предложил, чтобы в Президиум прошел человек, выражающий интересы операторов. Этого не было сделано. По существу на ходу решили поручить эти функции Трофимову С.Н.

А надо бы, чтобы в Президиуме было несколько представителей операторов, арендующих площади. Это соотношение должно быть под пристальным вниманием руководства МСВЯ, найти отражение с правовой точки зрения в уставе Союза и осуществлено в ближайшее время.

 

О названии нашего Союза «международным»

Наличие в составе членов нашего Союза отдельных иностранных компаний (даже если десять) по существу не придает ему статус международного. Я повторю – по существу! Вот, если бы в наш Союз вошли несколько национальных или региональных объединений – организаций выставочного бизнеса, хотя бы стран Восточной Европы, тогда было бы другое дело!

И опять решение задачи об объединении в Союзе национальных и региональных выставочников на базе общих интересов стран «содружества», по моему мнению, должно быть заложено в программу деятельности Союза, и за ее выполнение руководство Союза должно систематически отчитываться.

Пользуюсь случаем высказаться о целесообразности создания в Союзе Российской секции. Секция, по моему личному мнению, это «частное» в какой-то большой «общности». Если исходить из этого понимания, то в нашем Союзе «частностью» является уважаемый состав иностранных компаний, а не наоборот. У нас же большинство, которое составляют российские члены, стало «частностью». Вот это здорово! Если создавать секцию, то секцию иностранных членов Союза, а не российских. При этом необходимо учесть то, о чем было сказано выше – о недостаточном авторитете Союза в диалоге с власть имущими. Какой же уровень этих отношений будет всего лишь у СЕКЦИИ Союза, даже с учетом солидной представительности? Будет более целесообразно и справедливо создать Российский Союз выставочников.

 

О законе

Много говорилось о необходимости принятия закона о выставочно-ярмарочной деятельности, было много споров и дебатов. Может быть в прошлом было рано ставить и решать эту проблему. Но если сегодня серьезно ставить задачу о создании и официальном признании выставочно-ярмарочной индустрии отраслью народного хозяйства, то надо вновь к этому вопросу вернуться. А, приняв положительное решение, заложить в будущую программу.

В заключение могу сказать, что не собирался писать энциклопедию проблем стоящих перед выставочным сообществом. Я остановился только на нескольких. Твердо убежден, что серьезная программа и соответствующий устав, их выполнение смогут резко двинуть вперед наше дело по пути решения этих проблем.

(Печатается в сокращении)

 

Автор – Юрий Иванович Котов,

председатель Московской выставочной гильдии,

председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной
деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров,
член президиума МСВЯ, председатель Правления МТПП

 

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов