Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Алексеев С.П. «Потенциал выставок – как его использовать эффективней?»

Потенциал выставок – как его использовать эффективней?

Алексеев С.П.Алексеев С.П., президент Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ), председатель Правления торгово-промышленной палаты С.-Петербурга, генеральный директор ОАО «Ленэкспо»

 

Российский Союз выставок и ярмарок (до июня 2006 года – Международный Союз выставок и ярмарок) – ровесник СНГ. Создавался он в самые нелегкие для нас времена – осенью 1991 года. С тех пор и многие годы он объединял выставочников на всем пространстве СНГ.

Сегодня РСВЯ – это российский национальный союз с международным участием. В наших рядах представлены практически все регионы России, а также – выставочные компании из Армении, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Молдавии и Украины.

Каковы основные направления нашей работы?

Прежде всего, это – продвижение российской выставочной индустрии у себя дома, в странах СНГ и по всему миру. Мы входим во Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI), сотрудничаем с 40 национальными союзами, постоянно обобщаем опыт работы в России и за рубежом, проводим соответствующие встречи и семинары. Большая роль отводится бизнес-образованию. В прошлом году подготовлен первый выпуск специалистов высшей квалификации по специальности «Выставочный менеджмент» по Российско-немецкой программе MBA в Академии народного хозяйства при Правительстве России.

Как важное направление нашей работы хотелось бы выделить аудит выставочной статистики. Не секрет, что немало выставочников привыкли приукрашивать показатели своих мероприятий, распространяя о них заведомо недостоверные сведения. Аудит – это серьезный и действенный инструмент получения достоверной статистики. Несмотря на имеющиеся трудности и издержки, он уже доказал свою эффективность.

Говоря о роли и потенциале выставочного бизнеса для развития сотрудничества между странами Содружества, надо учесть следующие факторы:

– общие показатели экономических отношений между нашими странами;

– состояние выставочного рынка России и его влияние на сотрудничество в рамках СНГ;

– факторы, определяющие развитие участия российских компаний в выставках за рубежом;

– динамику участия компаний из стран СНГ в российских выставках.

 

Экономика как основа развития выставочного сотрудничества стран СНГ

 

В целом, Россия продолжает опережать ведущие страны мира по экономическому росту. В 2005 году наш внутренний валовой продукт по сравнению с прошлым годом вырос на 6,2% (Европейский Союз – 1,2%, США – 3,5%, Япония – 2%).

Достигнут рекордный уровень экспорта российских товаров – 245,3 млрд. долларов (+33,9% к 2004 году), в том числе в страны СНГ – 33,6 млрд. долларов (+11,3%).

Хорошо это или плохо? Все познается в сравнении. В 2004 году по сравнению с 2003 годом прирост российского экспорта в страны СНГ составил 39,3%. Таким образом, рост продолжается, но темпы его заметно упали.

Характерно, что весь прирост экспорта в 2005 году получен исключительно за счет роста цен.

В то же время наблюдается тенденция снижения доли стран Содружества в общем объеме российского экспорта – с 16,5% до 13,7%. Соответствующий показатель стран дальнего зарубежья вырос с 83,5% до 86,3%.

Аналогичная ситуация происходит и с импортом. Доля товаров стран СНГ, поступающих на рынки России, в общем объеме импорта снизилась с 20,4%

до 17,4%.

К основным факторам падения торгового оборота между Россией и странами СНГ относятся:

– сокращение объемов торговли с Белоруссией (как экспорта, так и импорта);

– создание в Белоруссии импортозамещающих производств, особенно – на территории свободных экономических зон;

– усиление контроля над ввозом в Россию некоторых групп товаров (белый сахар, сахар-сырец), ряда промышленных товаров, нефтепродуктов, машин и оборудования.

Таким образом, изменения общеэкономической обстановки на пространстве СНГ явно не способствуют расширению выставочного сотрудничества.

 

Российские экспозиции на выставках за рубежом

 

Каковы факторы, сдерживающие развитие российского участия в выставках за рубежом, в том числе и в странах СНГ?

Мы провели анализ вместе со специалистами Торгово-промышленной палаты России и пришли к выводу, что главными причинами данного явления стали:

– недостаточный объем финансирования;

– отсутствие регулярно действующих механизмов поиска перспективных иностранных рынков, анализа конъюнктуры и тематик выставок с целью подготовки перечня экспортных товаров и выработки соответствующих предложений;

– отсутствие системы оценки эффективности зарубежных выставок и, соответственно, официальной статистики по эффективности участия в них российских компаний;

– имиджевый характер национальных экспозиций за рубежом;

– отсутствие сложившейся системы продвижения этих экспозиций.

В области таможенной политики также имеются вопросы:

– многие товары подпадают под регулирование Федеральной службы по техническому экспортному контролю;

– сохраняются сложности при оформлении Карнетов АТА;

– проблемы, связанные с мерами регулирования нестандартных грузов;

– запрет федерального законодательства на вывоз алкогольной (водочной) продукции в качестве образцов и представительских товаров.

Рассмотрим отдельно вопрос финансирования.

В 2005 году на организацию российских национальных выставок и экспозиций на 13 зарубежных выставках из государственного бюджета выделено 7 млн. долларов, при этом 5 млн. долларов пришлось на подготовку павильона на Всемирной выставке «Экспо-2005».

В 2006 году на российское участие в 15 зарубежных выставках выделено 3 млн. долларов.

Много это или мало? Несколько цифр для сравнения. В Германии на те же цели ежегодно тратится 35 млн. евро. На эти деньги осуществляется поддержка работы немецких фирм более чем на 200 зарубежных выставках, в том числе и в России. Политика участия в иностранных выставках является там стержнем всей внешнеэкономической деятельности: 90% предприятий с численностью персонала до 500 человек пользуются федеральными субсидиями для участия в выставках.

На пространстве СНГ пока другие порядки. Конечно, и у нас нельзя не отметить определенные успехи.

Большое значение для укрепления экономического сотрудничества стран Содружества, в том числе в выставочной сфере, имеют Российские национальные выставки за рубежом. В 2005 году мы провели их в Таджикистане, Армении и Белоруссии. В 2006 году прошла выставка в Азербайджане.

Не меньшую роль играют и Межгосударственные выставки. В 2005 году их было две: «СНГ: Образование-2005» (Москва) и «СНГ: Наукоемкая продукция и высокие технологии» (Кишинев). В нынешнем году в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра состоится выставка «15 лет: сотрудничество и интеграция», посвященная 15-летию СНГ.

 

Страны СНГ на выставках в России

 

К сожалению, динамика участия стран Содружества в российских выставках оптимизма не вызывает: в течение трех лет продолжается спад основных показателей. Подавляющее большинство экспонентов из стран СНГ приезжает к нам из Украины и Белоруссии: 46,15% и 40,82% соответственно, на все остальные страны приходится лишь

13,04% (данные 2005 года).

Общие показатели участия стран СНГ в российских выставках приведены на графике.

 

Таблица.

Количество участников российских выставок из стран СНГ

 

Страна

Количество экспонентов

Азербайджан

22

Армения

56

Белоруссия

1409

Грузия

30

Казахстан

148

Киргизия

34

Молдавия

130

Таджикистан

18

Узбекистан

12

Украина

1593

 

Как активизировать сотрудничество в выставочной сфере?

 

Нам нужны реальные меры по усилению выставочных связей между странами СНГ. Исходя из этого, Российский Союз выставок и ярмарок предлагает:

– содействовать развитию системы государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в России и определению сфер влияния в выставочных процессах органов власти, ТПП РФ и территориальных палат;

– активизировать сотрудничество между отраслевыми союзами, ассоциациями и объединениями российских предприятий и РСВЯ для определения номенклатуры товаров и услуг, имеющих экспортный потенциал и инвестиционный интерес для стран СНГ;

– активней использовать возможности торговых представительств, экономических отделов посольств и других российских организаций в странах СНГ для определения приоритетных тематик местных выставок;

– расширить перечень выставок за рубежом, на которых организуются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета – включить в него мероприятия в странах СНГ (на основе проведенного РСВЯ анализа и выработанных рекомендаций);

– эффективнее использовать выставки для реализации экономической политики государства, формирования товарных рынков стран СНГ, отдельных регионов и отраслей;

– организовать систему сбора статистики по экономической эффективности национальных экспозиций;

– разработать единую систему информирования деловых кругов и продвижения российских экспозиций на выставках в странах СНГ.

Таковы основные шаги, которые позволят превратить выставки в эффективный инструмент экономического сближения наших стран.

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов