![]() ![]() |
![]() |
Новости выставок
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Глобальный выставочный бизнес противостоит самому тяжелому кризису в новейшей истории
Какова ситуация сегодня? И когда проведение традиционных выставок, где предприниматели встречаются лицом к лицу, выйдет на уровень прошлого года? Именно эти ключевые вопросы находятся в центре внимания нового исследования Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Gobal Exhibion Barometr. Понятно, что оно целиком и полностью посвящено влиянию пандемии, говоря точнее, результатам развития выставочного рынка в первой половине 2020 г. и прогнозам на 2021 г. Информация предоставлена международными и национальными выставочными объединениями семнадцати стран, включая РСВЯ. В опросе приняли участие руководители 459 компаний из 62 стран и регионов мира (беспрецедентное количество для исследований UFI). Доклад охватывает весь мир и 20 региональных международных и национальных рынков, к примеру, Европы и, отдельно, Германии, России, Италии и ряда других стран. Отдельно отмечается, что, в связи десятичным округлением, процентные значения, указанные на диаграммах, могут не составлять точно 100%. Бизнес-активность Прежде всего, специалистам предложили оценить уровень бизнес-активности своих компаний в первой половине года, выбрав один из трех вариантов ответа: «нормальный», «пониженный» или «полное отсутствие». Их также попросили дать прогноз о сроках возврата к обычным формам проведения выставок в родном городе. Итоги более чем красноречивы: если в январе в 85% случаев говорилось, что общий уровень активности является «нормальным», то в марте этот показатель снизился до 15%, а в апреле, мае и июне – до 5-6%. Такая же ситуация и у нас, в России: январь – 88%, июль – 8%. Дошло до того, что в апреле и мае 73% респондентов заявляли о «нулевой активности». В то же время, в большинстве компаний не теряют оптимизм и надеются на открытие местных и национальных выставок во второй половине года и, соответственно, ждут медленного роста деловой активности. Как минимум «сниженный» уровень активности в последнем квартале 2020 г. прогнозируют 66% опрошенных. И, наконец, большая часть участников опроса считает, что международные выставки не откроются раньше 2021 г. Авторы доклада отмечают несколько региональных особенностей. Так, в Азии, где первыми столкнулись с пандемией, только 73% экспертов заявили о «нормальном» уровне активности в январе, в то время как в других частях света этот показатель не опускался ниже 85%. На Ближнем Востоке, в Африке и, в некоторой степени, в Центральной и Южной Америке, доминирует мнение, что до 2021 г. не будет не только международных, но и национальных выставок. Оборот и операционная прибыль Одно из главных мест в исследовании занимает оценка валового оборота компаний в первом полугодии и прогноз объема выручки по итогам всего года (в сравнении с теми же показателями в предыдущем году). Закономерно, что прогнозы роста операционной прибыли в 2020 г., которые давались в декабре, пришлось кардинально скорректировать в сторону снижения. В мировом масштабе выручка компаний за шесть месяцев упала в среднем на две трети и составила лишь 33% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. По итогам всего года ждут снижения до 39%. Резкое падение доходов привело к убыткам для 39% компаний, при этом лишь в 7% случаев говорится о прогнозе стабильного или повышенного уровня прибыли по итогам года. На различных международных рынках имеются свои особенности. Так, в странах Ближнего Востока и Африки, Центральной и Южной Америки планируют значительно большее падение оборота в 2020 г. (соответственно, до 31% и 33% от прошлогоднего уровня), чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе (39%) , Европе и Северной Америке (по 44%). Доля компаний, в которых планируют убытки в 2020 г., варьируется от 34% в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 48% на Ближнем Востоке и в Африке. В других странах этот показатель составляет, в среднем, 40%. Снижение затрат, инвестиции и господдержка Также изучалось влияние пандемии на текущие расходы компаний, уровень государственной финансовой помощи (если таковая имеется), а также – инвестиций, включая вынужденные затраты на выполнение обязательных требований санитарно-эпидемиологической безопасности. Как и ожидалось, свои затраты снизили 87% компаний, причем 17% – более чем на 50%. Свыше половины респондентов не получили никакой государственной помощи. Подобной формой поддержки воспользовались лишь 44% компаний, и то, для большей их части это не играло особой роли, поскольку компенсировалось менее 10% необходимых затрат. Что касается собственных инвестиций. В 2020 г. отменили все инвестиции 44% компаний, значительно снизили – 32%. Характерно, что нашлись энтузиасты, которые не свернули инвестиции в условиях пандемии, но их, как говорят в России, «только на развод» – 3%. Руководители 33% компаний не планировали какие-либо краткосрочные инвестиции, необходимые для соблюдения обязательных медицинских рекомендаций, связанных с COVID-19. В то же время, для четверти предприятий они составят более 10% их годовых затрат (исследование проводилось летом, понятно, что осенью эти показатели будут другими). Среди существенных региональных отличий можно выделить: – государственная финансовая поддержка на Ближнем Востоке и в Африке встречается гораздо реже, чем в Европе и Азии: там, ей смогли воспользоваться лишь 31%, немногим больше в Северной Америке – 38%; – полностью прекратили собственные инвестиции 60% компаний в Центральной и Южной Америке. Влияние пандемии на специальные программы В этом разделе исследовалось влияние кризиса на собственные программы компаний, связанные с тремя ключевыми направлениями: внедрение цифровых технологий, расширение сфер деятельности (разнообразие) и устойчивое развитие. Вопросов было два: как они оценивают влияние кризиса на инвестиции в этих сферах, а также – в какой степени они приветствовали бы аналогичные государственные инвестиции. В целом, эксперты уверены, что выставочная индустрия должна активно идти по пути цифровизации (2,9 по шкале от 1 до 5), разнообразию (2,9) и устойчивости (2,8). В то же время, для 60% респондентов цифровизация имеет «сильное» или «важнейшее» значение: 50% компаний увеличили свои инвестиции в эту сферу. Для сравнения: сократили или остановили инвестиции в программы, связанные с разнообразием и устойчивым развитием, 55% и 54% компаний соответственно. Около половины опрошенных согласились с тем, что государственные инвестиции «важны и необходимы» для цифровизации (50%) и устойчивости (46%), а также – «нужны в значительной степени» для расширения направлений бизнеса (49%). Главные проблемы бизнеса Традиционная тема опросов UFI на этот раз дала вполне ожидаемый результат. Главными проблемами выставочных компаний названы «влияние пандемии COVID-19 на бизнес» (27% ответов), «состояние экономики на внутреннем рынке» (21%), «глобальное экономическое развитие» (18%) и «влияние цифровых технологий» (10%). «Внутренние проблемы компаний» и «конкуренция внутри отрасли», всегда входившие в четверку важнейших приоритетов, на этот раз занимают крайне незначительное место, соответственно, 7% (в январе – 15%) и 5% (20%). Влияние событий на глобальном рынке на деятельность конкретных выставочных операторов, в сравнении с предыдущим исследованием UFI Gobal Exhibion Barometr, стало существенно меньше. С другой стороны, конкуренция внутри отрасли остается главной проблемой в Германии, Индии, Китае и Макао. В отчете приведены конкретные данные и о российском выставочном рынке. Судя по ним, ситуация у нас мало отличается от положения в других странах. В то же время, приводить эту статистику не имеет смысла, поскольку выборка очень мала (18 ответов). Что впереди? И, наконец, важнейший вопрос: что впереди, какими будут выставки после пандемии? Для понимания возможных тенденций изменения формата мероприятий в 2021 г., авторы опроса предложили оценить четыре различных утверждения. В той или иной мере со следующими мнениями согласились все: – пандемия подтверждает ценность личных встреч на выставках и экспо-индустрия быстро восстановится: согласны – 57% (уверены – 19%, считают наиболее вероятным – 38%, не уверены – 31%); – в перспективе будет меньше экспонентов и выставок с очным участием: согласны – 56% (уверены – 13%, скорее всего – 44%, не уверены – 25%); – надо ждать роста «гибридных мероприятий», сочетающих выставки в павильонах с применением цифровых технологий: согласны – 82% (уверены – 30%, скорее всего – 52%); – реальные выставки будут вытесняться виртуальными: уверены лишь 3% (при этом существует одно существенное региональное различие: в Европе с этим утверждением не согласны 80%, в то время как в Северной Америке – только 50% специалистов). Взгляд с другой стороны Через месяц после появления отчета UFI лондонское агентство Explori опубликовало данные собственного исследования, проведенного в партнерстве с UFI при поддержке Общества независимых организаторов выставок SISO. Главная тема опроса: влияние последствий пандемии на бизнес экспонентов и посетителей, говоря точнее, на деятельность компаний, которые активно участвуют в деловых мероприятиях. Было получено свыше 9 тыс. ответов из 30 стран. Две трети респондентов сообщили, что отмена мероприятий оказала серьезное пагубное влияние на их деятельность, прежде всего, в части решения задач повышения узнаваемости брендов на целевых рынках. Половина экспертов оценили это влияние как «очень большое». Среди других ключевых выводов можно выделить: – отмена «живых» выставок негативно сказывается на способности компаний осваивать новые направления бизнеса - 50% ответов; – невозможность личного присутствия отрицательно влияет на специалистов - 90%; – альтернативные решения, такие как виртуальные выставки, менее эффективны для решения поставленных задач в сравнении с традиционными мероприятиями - 90%. Последний результат – самый значимый, ибо он наглядно опровергает участившиеся высказывания о том, что экспоненциальный рост разного рода онлайн-платформ, заменивших выставки в эпоху пандемии, станет долгосрочной тенденцией. Судя по всему, это явление временное, по сути – вынужденная мера. При нормализации обстановки потребность в личном общении вернет выставки в павильоны, а цифровые новации, которые и до кризиса развивались семимильными шагами, лишь помогут в этом процессе. В конце августа появился еще один доклад. Международная маркетинговая и сервисная компания GES c штаб-квартирой в Лас-Вегасе провела исследование поведения предпринимателей во время пандемии. В течение двух месяцев заполненные анкеты предоставили 1300 компаний. Исследование показало, что 88% респондентов готовы вновь лично посещать выставки (при условии серьезных санитарно-гигиенических мер - 65%, в любом случае - 23%). В итоге, были выделены пять целевых групп предприятий: – «Нет!»: серьезная обеспокоенность рисками для здоровья, недоверие к мерам по их снижению - 12%; – «Убеди меня»: озабоченность рисками, готовность принять участие в мероприятии, если оно имеет важное значение - 24%: – «Открытая площадка»: умеренные опасения, согласие выполнять определенные гигиенические требования, но, при этом, нежелание ограничивать себя в количестве и времени проведения встреч - 24%; – «Мы можем это сделать»: умеренные опасения, доверие к ограничительным мерам - 17%; – «Какой вирус?»: шоу должны продолжаться, как до пандемии - 23%. Результаты работы GES могут стать хорошим подспорьем при планировании выставочной программы и привлечении экспонентов в ближайшей перспективе. Как видим, ситуация в отрасли быстро меняется и по-прежнему остается непредсказуемой. Будем верить, в январе 2021 г., когда появится новое исследование UFI, свет в конце тоннеля уже будет виден.
Источник – журнал «Бизнес и Выставки», №3,2020 |
![]() «ИнформЭКСПО» телефон: (916) 084-59-42 Электронная почта: info@informexpo.ru Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017 Выставочная деятельность::Выставочные нов |
![]() |
|