Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В ТПП РФ прошел VI Всероссийский налоговый форум «Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий»

 

 

VI Всероссийский налоговый форум «Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий» состоялся в Торгово-промышленной палате России 14 декабря 2010 года.

Форум проходил в формате трех «круглых столов» и пленарного заседания.

На «круглом столе» № 1 «Крупные проблемы малого бизнеса» рассматривались вопросы налогообложения. Участники «круглого стола» отмечали, что, по данным Минфина РФ, за 2010 год количество субъектов малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, выросло на миллион единиц. Однако в структуре налоговых платежей малый бизнес занимает всего 2%, возможно, поэтому малому бизнесу не уделяется достаточного внимания.

Кроме того, обсуждался вопрос о замене единого социального налога страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. По мнению собравшихся, в результате данной реформы с 1 января 2011 года примерно в 2,4 раза возрастет совокупная финансовая нагрузка на малый бизнес, увеличится объем отчетности и число проверок предпринимателей. Это спровоцирует сокращение предпринимательской активности, уход «в тень», возврат к зарплатам «в конвертах», рост безработицы и «нелегальной» занятости.

Серьезное внимание привлек вопрос предлагаемой Минфином РФ реформы специальных налоговых режимов, в результате которой с 1 января 2012 года вводится новый специальный налоговый режим – «патентная система налогообложения», а с 1 января 2014 года полностью отменяется система налогообложения в виде ЕНВД.

В рамках «круглого стола» № 2 велась дискуссия по проблемам налогообложения и администрирования крупных компаний (налоговый контроль за трансфертным ценообразованием, консолидированная группа налогоплательщиков). Деловое сообщество обеспокоено введением в 2010 году ряда платежей, которые формально не являются налогами, а фактически же ничем не отличаются от них. В числе таких платежей участники заседания особо отметили внесенные в Федеральный закон «О связи» изменения, увеличивающие сбор с сотовых операторов – 2% от выручки с трафика, а также недавно вступивший в силу приказ об авторских отчислениях с производителей и импортеров техники и чистых носителей.

«Круглый стол» №3 был посвящен вопросам соблюдения баланса интересов бизнеса и государства при решении проблемы бюджетного дефицита. Собравшиеся обратили особое внимание на необходимость продолжения диалога бизнеса и власти по вопросу формирования бюджета за счет увеличения инвестиций и улучшения предпринимательского климата в стране и регионах, создания равных условий для бизнеса при налогообложении, отмены оффшорных схем, включая толлинг, борьбы с коррупцией и т.д.

Пленарное заседание Форума вел вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков.  На мероприятии выступил Президент ТПП РФ Евгений Примаков.

Налоговая политика России в нынешних условиях приобретает особое значение, –   сказал он. – Существуют два подхода к налогообложению: сторонники одного считают, что надо повышать налоги и, таким образом, погасить в кратчайшие сроки дефицит госбюджета; сторонники второго утверждают, что повышение налогов, главным образом на бизнес, будет серьезным минусом для долгосрочного экономического роста России и перевода ее экономики на инновационные рельсы.

Вопрос справедливости той или другой позиции не очевиден, – заявил Евгений Примаков. – Один из мотивов повышения налогов – не только погашение бюджетного дефицита, но и стремление сохранить и увеличить бюджетные ассигнования на социальные нужды. Компромисс, – уверен глава ТПП РФ, – не может быть найден за счет сокращения или даже отказа государства от социальных затрат. В то же время нужно признать, что при увеличении фискальной нагрузки на предпринимательские структуры невозможен рост экономики на 4-6% ВВП в год.

Необходимо, – полагает Евгений Примаков, – при выработке налоговой политики уделять особое внимание жесткому контролю за расходованием бюджетных средств и дифференцированному подходу к повышению налогов на те или иные группы бизнеса.

Противникам увеличения налогообложения приходится бороться не с «ветряными мельницами». Со ссылкой на опыт Венгрии, Чехии и других стран раздаются голоса о необходимости повышения до 19,6% ставки НДС при одновременной отмене всех «федеральных» налоговых льгот. Это неверный путь, – сказал Евгений Примаков. –  «Ревизию» льгот следует провести и передать часть из них на региональный и местный уровень, но в первую очередь нужно стимулировать экономическую активность бизнеса, в том числе за счет снижения нагрузки – налоговой, административной и коррупционной.

По данным Минфина РФ, налоговая нагрузка на бизнес в 2011 году составит около 2% ВВП. Это много. Особенно пострадает малый и средний бизнес. Президент России заявил об установлении на 2011 и 2012 годы для малых предприятий производственной и социальной сферы пониженных страховых взносов – до уровня 26% от фонда оплаты труда. Но предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, сейчас платят страховые взносы по ставке 14%, поэтому 26% все равно будет обременительно.

Евгений Примаков выделил ряд ключевых направлений по совершенствованию налогового законодательства.

Первое. В целом правительственный проект о налоговом стимулировании инновационной деятельности оценивается положительно. Правильный шаг – предоставление с 1 января 2011 года льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Но в число получателей льготы не вошли организации, уже осуществляющие мероприятия по модернизации своих объектов и повышающие их энергоэффективность. Целесообразно было бы также увеличить с запланированных 3 лет до 5 срок для применения данной льготы.

Надо расширить перечень расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения и включить в него также расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования. Целесообразно увеличить для малых инновационных компаний предел выручки до 200 млн рублей в год для применения упрощенной системы налогообложения. Что касается инновационных предприятий, использующих общую систему налогообложения, то имеет смысл ввести «налоговые каникулы» на два первых года работы.

Следует разрешить научным и инновационным компаниям включать в состав расходов по налогу на прибыль расходы на капитальные вложения в размере 50% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случае достройки, модернизации и других основных средств.

Второе. Много нерешенных проблем остается в сфере налогового обложения и после вступившего в силу в сентябре этого года 229-го Федерального закона о поправках в Налоговый кодекс. Необходимо снизить объем документов, которые вправе истребовать налоговые органы, радикально сократить размер форм такой отчетности, полностью перейти на электронный документооборот.

Третье. Увеличение в 2009 году до 30% амортизационной премии создало благоприятные предпосылки для обновления основных средств, но она лишь отодвигает уплату налога на прибыль. В Налоговом кодексе РФ предоставление амортизационной премии не связано с тем, куда налогоплательщик направляет высвободившиеся деньги. ТПП России считает: надо вернуться к прямой инвестиционной льготе, когда часть налоговой базы освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения.

В завершение выступления Евгений Примаков пожелал участникам Форума плодотворной работы.

На пленарном заседании дискуссия шла по следующим направлениям: налоговая политика до 2013 года; модернизация экономики налоговыми инструментами; современное налоговое администрирование; реформирование отдельных видов налогов; налогообложение малого и среднего бизнеса; налоговое стимулирование инновационного и промышленного развития.

Заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам Сергей Штогрин представил собравшимся анализ законотворческой деятельности депутатов.

Речь шла о законах и законопроектах экономической, налоговой направленности. Он, в частности, считает очень верным шагом, повышение акцизов на табак, что помогает государству продолжать социально ориентированную политику (когда-то, когда акцизы только вводились, они давали в казну 12-14 млрд; в 2011 году предусматривается поступление почти 200 млрд «акцизных» рублей).

Иначе будут взиматься акцизы на горюче-смазочные материалы; в случае с бензином акцизы будут устанавливаться в зависимости от чистоты топлива; чем чище – тем ниже ставка акцизного сбора.

 Сергей Штогрин рассказал о законопроектах относительно нематериальных активов и благотворительной деятельности. Наконец-то благотворительная деятельность должна получить поддержку льготами. Перечень льгот достаточно большой, причем планируются меры, которые не позволят недобросовестным компаниям использовать льготы в своих целях; поддерживаться будет именно благотворительная деятельность.

Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», сопредседатель Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства Сергей Пепеляев затронул тему введения обязательных платежей, которые по форме налогам не являются, но по сути своей как раз – налоги, обязательные к уплате.

 Речь идет, например, о так называемом «налоге на болванки», обязательных отчислениях при приобретении регистрирующей аппаратуры (видео-звукозаписывающей аппаратуры, дисков, то есть тех самых «болванок» для записи и т.д.). Появляются «фонды и фондики», которые под флагом заботы об авторах на практике способствуют росту коррупции и т.п. Такие платежи должны четко регулироваться законодательством и поступать в бюджет, а не в фонды. Говоря о трансфертном ценообразовании и подготовке соответствующего закона, который может начать действовать уже в середине следующего года, Сергей Пепеляев отметил, что следует предусмотреть достаточный по продолжительности адаптивный период.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Сергей Разгулин рассказал об уже введенных и планируемых изменениях в первой и второй частях Налогового кодекса РФ.

Он констатировал рост налоговой нагрузки на бизнес в 2011 году, отметив, что идти на такие меры вынуждает дефицит бюджета, и одновременно заявил, что Минфин России, насколько это возможно, старался проблему решать дифференцированно; так, растут акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, но одновременно предусматриваются льготы (и, следовательно, меньшие поступления в бюджет), например, для инновационных предприятий.

Анатолий Бондарук, президент ТПП Республики Башкортостан, представил собравшимся видение «налоговой проблемы» на местах. Есть два пути для повышения доходов страны: поднимать налоги или содействовать росту числа тех, кто налоги платит. У нас почему-то всегда выбирается первый путь. В итоге живут и развиваются те, кто занимается сырьем, а те, кто производит товар, находятся под постоянным прессом и все чаще сворачивают бизнес.

Между тем, в регионах много именно малых и средних предприятий. Надо поощрять их производственную деятельность, надо повышать товаропотребление в стране. Но малому и среднему бизнесу в будущем году придется трудно, многие прекратят свою деятельность. Они не смогут снижать свои затраты и платить более высокие налоги в условиях, когда, например, не понятно почему так серьезно растет цена энергоресурсов, дорожает транспорт и т.д., а кредиты для малого и среднего предпринимательства остаются очень дорогими.

На пленарном заседании также выступили судья Высшего арбитражного суда РФ Анатолий Поповченко, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, представитель ОАО «Газпром-газэнергосеть» Леонид Иванов, представитель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Сергей Зорин, другие участники.

Собравшиеся в целом одобрили рекомендации VI Всероссийского налогового форума. После внесения добавлений и поправок они будут переданы в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти страны.

В частности, в рекомендациях отмечается, что на рубеже десятилетий необходимо сформировать совместную позицию власти и бизнеса по вопросам дальнейшего развития налоговой политики. Рост экономики на уровне 4-6% ВВП невозможен при увеличении налоговой нагрузки на бизнес.

Участники Форума положительно расценивают ряд поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, принятых в 2010 году. Это, в частности, снятие ограничения на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями; дополнение Налогового кодекса РФ нормой, устанавливающей взаимную ответственность налоговых органов в случае принятия ими неправомерного решения о блокировании банковских счетов налогоплательщиков в размере ставки рефинансирования Банка России  и т.д.

Однако, отмечают участники мероприятия, в налоговом законодательстве и правоприменительной практике по-прежнему, остается ряд проблем, требующих законодательного решения. Налоговое законодательство продолжает оставаться крайне нестабильным и запутанным. Сильно так называемое подзаконное нормативное правовое регулирование, которое зачастую вступает в прямое противоречие с нормами Налогового кодекса РФ.

Много нерешенных проблем остается в сфере налогового администрирования. Необходимо снизить объем документов, которые вправе истребовать налоговые органы, упростить систему бухгалтерского учёта, перейти от ежеквартальной отчетности к ежегодной, законодательно ввести принцип «одного окна» для налоговой отчетности, радикально сократить размер форм налоговой отчетности.

Участники Форума предложили ряд конкретных рекомендаций в частности, по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, а также по ряду рассматриваемых законопроектов и т.д.

Участники Форума рекомендовали предпринимательскому сообществу повысить ответственность по вопросам полноты и своевременности уплаты налогов, отказаться от практики применения неправомерных методов оптимизации налоговых платежей, создания «фирм-однодневок»; активнее использовать примирительные и досудебные процедуры урегулирования налоговых споров с налоговыми органами; территориальным торгово-промышленным палатам, союзам (ассоциациям) предпринимателей проводить региональные и отраслевые налоговые конференции и семинары с целью открытого обсуждения актуальных вопросов налоговой политики и проблем, возникающих у предпринимателей.

В рамках Форума был представлен Доклад ТПП РФ «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы». Данный Доклад продолжает серию материалов ТПП РФ по вопросам совершенствования налоговой политики и практики. В него вошли предложения территориальных торгово-промышленных палат, членских организаций системы ТПП РФ, мнения налоговых юристов и экономистов. Доклад будет разослан по системе ТПП РФ, а также с ним можно будет ознакомиться на сайте Палаты.

 

По данным Департамента информации и связей с общественностью ТПП РФ

 

 

На фото: Заседание «Круглого стола» №3

Архив новостей
 
Наши партнеры


 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО»
телефон: (985) 970-86-95, (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2017
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов