Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 
 
 
 

Глобальный выставочный бизнес противостоит самому тяжелому кризису в новейшей истории

 

Пандемия короновируса нанесла тяжелейший удар по выставочной индустрии. Но потери пока рано подсчитывать – это можно будет сделать года через два, если кризис в ближайшей перспективе закончится.

Какова ситуация сегодня? И когда проведение традиционных выставок, где предприниматели встречаются лицом к лицу, выйдет на уровень прошлого года?

Именно эти ключевые вопросы находятся в центре внимания нового исследования Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Gobal Exhibion Barometr. Понятно, что оно целиком и полностью посвящено влиянию пандемии, говоря точнее, результатам развития выставочного рынка в первой половине 2020 г. и прогнозам на 2021 г.

Информация предоставлена международными и национальными выставочными объединениями семнадцати стран, включая РСВЯ. В опросе приняли участие руководители 459 компаний из 62 стран и регионов мира (беспрецедентное количество для исследований UFI).

Доклад охватывает весь мир и 20 региональных международных и национальных рынков, к примеру, Европы и, отдельно, Германии, России, Италии и ряда других стран. Отдельно отмечается, что, в связи десятичным округлением, процентные значения, указанные на диаграммах, могут не составлять точно 100%.

 

Бизнес-активность

 

Прежде всего, специалистам предложили оценить уровень бизнес-активности своих компаний в первой половине года, выбрав один из трех вариантов ответа: «нормальный», «пониженный» или «полное отсутствие». Их также попросили дать прогноз о сроках возврата к обычным формам проведения выставок в родном городе.

Итоги более чем красноречивы: если в январе в 85% случаев говорилось, что общий уровень активности является «нормальным», то в марте этот показатель снизился до 15%, а в апреле, мае и июне – до 5-6%. Такая же ситуация и у нас, в России: январь – 88%, июль – 8%.

Дошло до того, что в апреле и мае 73% респондентов заявляли о «нулевой активности».  

В то же время, в большинстве компаний не теряют оптимизм и надеются на открытие местных и национальных выставок во второй половине года и, соответственно, ждут медленного роста деловой активности. Как минимум «сниженный» уровень активности в последнем квартале 2020 г. прогнозируют 66% опрошенных.

И, наконец, большая часть участников опроса считает, что международные выставки не откроются раньше 2021 г.

Авторы доклада отмечают несколько региональных особенностей. Так, в Азии, где первыми столкнулись с пандемией, только 73% экспертов заявили о «нормальном» уровне активности в январе, в то время как в других частях света этот показатель не опускался ниже 85%.

На Ближнем Востоке, в Африке и, в некоторой степени, в Центральной и Южной Америке, доминирует мнение, что до 2021 г. не будет не только международных, но и национальных выставок.

 

Оборот и операционная прибыль

 

Одно из главных мест в исследовании занимает оценка валового оборота компаний в первом полугодии и прогноз объема выручки по итогам всего года (в сравнении с теми же показателями в предыдущем году).

Закономерно, что прогнозы роста операционной прибыли в 2020 г., которые давались в декабре, пришлось кардинально скорректировать в сторону снижения.

В мировом масштабе выручка компаний за шесть месяцев упала в среднем на две трети и  составила лишь 33% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. По итогам всего года ждут снижения до 39%.

Резкое падение доходов привело к убыткам для 39% компаний, при этом лишь в 7% случаев говорится о прогнозе стабильного или повышенного уровня прибыли по итогам года.

На различных международных рынках имеются свои особенности. Так, в странах Ближнего Востока и Африки, Центральной и Южной Америки планируют значительно большее падение оборота в 2020 г. (соответственно, до 31% и 33% от прошлогоднего уровня), чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе (39%) , Европе и Северной Америке (по 44%).

Доля компаний, в которых планируют убытки в 2020 г., варьируется от 34% в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 48% на Ближнем Востоке и в Африке. В других странах этот показатель составляет, в среднем, 40%.

 

Снижение затрат, инвестиции и господдержка

 

Также изучалось влияние пандемии на текущие расходы компаний, уровень государственной финансовой помощи (если таковая имеется), а также – инвестиций, включая вынужденные затраты на выполнение обязательных требований санитарно-эпидемиологической безопасности.

Как и ожидалось, свои затраты снизили 87% компаний, причем 17% – более чем на 50%.

Свыше половины респондентов не получили никакой государственной помощи. Подобной формой поддержки воспользовались лишь 44% компаний, и то, для большей их части это не играло особой роли, поскольку компенсировалось менее 10% необходимых затрат.

Что касается собственных инвестиций. В 2020 г. отменили все инвестиции 44% компаний, значительно снизили – 32%. Характерно, что нашлись энтузиасты, которые не свернули инвестиции в условиях пандемии, но их, как говорят в России, «только на развод» – 3%.

Руководители 33% компаний не планировали какие-либо краткосрочные инвестиции, необходимые для соблюдения обязательных медицинских рекомендаций, связанных с COVID-19. В то же время, для четверти предприятий они составят более 10% их годовых затрат (исследование проводилось летом, понятно, что осенью эти показатели будут другими).

Среди существенных региональных отличий можно выделить:

– государственная финансовая поддержка на Ближнем Востоке и в Африке встречается гораздо реже, чем в Европе и Азии: там, ей смогли  воспользоваться лишь 31%, немногим больше в Северной Америке – 38%;

– полностью прекратили собственные инвестиции 60% компаний в Центральной и Южной Америке.

  

Влияние пандемии на специальные программы

 

В этом разделе исследовалось влияние кризиса на собственные программы компаний, связанные с тремя ключевыми направлениями: внедрение цифровых технологий, расширение сфер деятельности (разнообразие) и устойчивое развитие.

Вопросов было два: как они оценивают влияние кризиса на инвестиции в этих сферах, а также – в какой степени они приветствовали бы аналогичные государственные инвестиции.

В целом, эксперты уверены, что выставочная индустрия должна активно идти по пути цифровизации (2,9 по шкале от 1 до 5), разнообразию (2,9) и устойчивости (2,8). В то же время, для 60% респондентов цифровизация имеет «сильное» или «важнейшее» значение: 50% компаний увеличили свои инвестиции в эту сферу. Для сравнения: сократили или остановили инвестиции в программы, связанные с разнообразием и устойчивым развитием, 55% и 54% компаний соответственно.

Около половины опрошенных согласились с тем, что государственные инвестиции «важны и необходимы» для цифровизации (50%) и устойчивости (46%), а также – «нужны в значительной степени» для расширения направлений бизнеса (49%).

 

Главные проблемы бизнеса

 

Традиционная тема опросов UFI на этот раз дала вполне ожидаемый результат. Главными проблемами выставочных компаний названы «влияние пандемии COVID-19 на бизнес» (27% ответов), «состояние экономики на внутреннем рынке» (21%), «глобальное экономическое развитие» (18%) и «влияние цифровых технологий» (10%).

«Внутренние проблемы компаний» и «конкуренция внутри отрасли», всегда входившие в четверку важнейших приоритетов, на этот раз занимают крайне незначительное место, соответственно, 7% (в январе – 15%) и 5% (20%).

Влияние событий на глобальном рынке на деятельность конкретных выставочных операторов, в сравнении с предыдущим исследованием UFI Gobal Exhibion Barometr, стало существенно меньше. С другой стороны, конкуренция внутри отрасли остается главной проблемой в Германии, Индии, Китае и Макао.

В отчете приведены конкретные данные и о российском выставочном рынке. Судя по ним, ситуация у нас мало отличается от положения в других странах. В то же время, приводить эту статистику не имеет смысла, поскольку выборка очень мала (18 ответов).

 

Что впереди?

 

И, наконец, важнейший вопрос: что впереди, какими будут выставки после пандемии?

Для понимания возможных тенденций изменения формата мероприятий в 2021 г., авторы опроса предложили оценить четыре различных утверждения.

В той или иной мере со следующими мнениями согласились все:

– пандемия подтверждает ценность личных встреч на выставках и экспо-индустрия быстро восстановится: согласны – 57% (уверены – 19%, считают наиболее вероятным – 38%, не уверены – 31%);

– в перспективе будет меньше экспонентов и выставок с очным участием: согласны – 56% (уверены – 13%, скорее всего – 44%, не уверены – 25%);

– надо ждать роста «гибридных мероприятий», сочетающих выставки в павильонах с применением цифровых технологий: согласны – 82% (уверены – 30%, скорее всего – 52%);

– реальные выставки будут вытесняться виртуальными: уверены лишь 3% (при этом существует одно существенное региональное различие: в Европе с этим утверждением не согласны 80%, в то время как в Северной Америке – только 50% специалистов).

 

Взгляд с другой стороны

 

Через месяц после появления отчета UFI лондонское агентство Explori опубликовало данные собственного исследования, проведенного в партнерстве с UFI при поддержке Общества независимых организаторов выставок SISO.

Главная тема опроса: влияние последствий пандемии на бизнес экспонентов и посетителей, говоря точнее, на деятельность компаний, которые активно участвуют в деловых мероприятиях. Было получено свыше 9 тыс. ответов из 30 стран.

Две трети респондентов сообщили, что отмена мероприятий оказала серьезное пагубное влияние на их деятельность, прежде всего, в части решения задач повышения узнаваемости брендов на целевых рынках. Половина экспертов оценили это влияние как «очень большое».

Среди других ключевых выводов можно выделить:

– отмена «живых» выставок негативно сказывается на способности компаний осваивать новые направления бизнеса - 50% ответов;

– невозможность личного присутствия отрицательно влияет на специалистов - 90%;

– альтернативные решения, такие как виртуальные выставки, менее эффективны для решения поставленных задач в сравнении с традиционными мероприятиями - 90%.

Последний результат – самый значимый, ибо он наглядно опровергает участившиеся высказывания о том, что экспоненциальный рост разного рода онлайн-платформ, заменивших выставки в эпоху пандемии, станет долгосрочной тенденцией. Судя по всему, это явление временное, по сути – вынужденная мера. При нормализации обстановки потребность в личном общении вернет выставки в павильоны, а цифровые новации, которые и до кризиса развивались семимильными шагами, лишь помогут в этом процессе.

В конце августа появился еще один доклад. Международная маркетинговая и сервисная компания GES c штаб-квартирой в Лас-Вегасе провела исследование поведения предпринимателей во время пандемии. В течение двух месяцев заполненные анкеты предоставили 1300 компаний. Исследование показало, что 88% респондентов готовы вновь лично посещать выставки (при условии серьезных санитарно-гигиенических мер - 65%, в любом случае - 23%). В итоге, были выделены пять целевых групп предприятий:

– «Нет!»: серьезная обеспокоенность рисками для здоровья, недоверие к мерам по их снижению - 12%;

– «Убеди меня»:  озабоченность рисками, готовность принять участие в мероприятии, если оно имеет важное значение - 24%:  

– «Открытая площадка»: умеренные опасения, согласие выполнять определенные гигиенические требования, но, при этом, нежелание ограничивать себя в количестве и времени проведения встреч - 24%;

– «Мы можем это сделать»: умеренные опасения, доверие к ограничительным мерам - 17%;

– «Какой вирус?»: шоу должны продолжаться, как до пандемии - 23%.

Результаты работы GES могут стать хорошим подспорьем при планировании выставочной программы и привлечении экспонентов в ближайшей перспективе.

 

Как видим, ситуация в отрасли быстро меняется и по-прежнему остается непредсказуемой. Будем верить, в январе 2021 г., когда появится новое исследование UFI, свет в конце тоннеля уже будет виден.

 

Источник – журнал «Бизнес и Выставки», №3,2020

Архив новостей
 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов