![]() ![]() |
![]() |
Новости выставок
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Конкуренция - одна из ключевых составляющих рыночной экономики. Развиваются за счет притока инвестиций те или иные отрасли - неизменно возрастает и обостряется конкуренция. Такова логика рынка, такова и современная российская экономическая реальность. То тут, то там вспыхивают острые конкурентные схватки, куда оказываются втянутыми, в том числе, и государственные контрольно-надзорные органы. Не обошло это явление и российский выставочный бизнес. Его быстрое развитие привлекает многих новичков. Они стремятся получить прибыль, не всегда обращая внимание на исторически сложившиеся в выставочной сфере правила, которые являются обычаями делового оборота, одобренными мировым сообществом. Соблюдение принципов добропорядочности, разумности и справедливости в деловых отношениях является неотъемлемой частью имиджа любой солидной выставочной организации. Но есть и такие фирмы, - их немного - которые считают, что придерживаться каких-либо добровольных обязательств по ключевым для выставочного сообщества вопросам - значит терять конкурентные преимущества. В скором времени Федеральной Антимонопольной Службе РФ предстоит разобраться в очень непростом вопросе, затрагивающем рамочные основы конкуренции в выставочном деле. Но, прежде чем перейти к изложению сути конфликта, имеет смысл напомнить читателям, что с точки зрения потребителей конкуренция - это механизм наиболее полного и с наименьшими затратами для них удовлетворения потребительских запросов. Вне интересов потребителя конкуренция превращается в рыночный фетиш. Тем более она сомнительна там, где её крайние формы ведут к снижению качества товаров и услуг, прямому обману потребителя. Об этом напоминает нам и Закон РФ «О конкуренции»: «Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция -любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат... обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации». Конечно, применение Закона к выставочной практике должно учитывать существенную особенность выставок как формы бизнес-услуг, заключающуюся в том, что потребителями этих услуг являются, с одной стороны - экспоненты, с другой - посетители. Первые хотят встретиться на своих стендах как можно с большим числом специалистов, байеров, потенциальных бизнес-партнеров. Вторые нацелены за короткое время в одном месте увидеть всё наиболее значимое и интересное для себя в той или иной отрасли. Удовлетворяя интерес потребителей выставочных услуг, их организаторы стремятся интегрировать максимум бизнес-возможностей в рамках своих проектов. Не удивительно, что в мировой выставочной практике сложилось правило избегать одновременного или близкого по времени проведения выставок одной тематики. В этом случае и для экспонента, и для посетителя выставок возникают неудобства, связанные с двойными затратами на участие в выставках. Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии характеризует проблемы в сфере выставочных услуг: «То, что сейчас происходит на рынке туристических выставок, резко противоречит интересам туристического общества. Две весенние выставки, две осенние.... В регионах также идет борьба между выставочными компаниями: в одни и те же сроки проводятся схожие выставки. Туристические компании сейчас буквально разрываются на части. В общем, все это на самом деле туристическому сообществу не нужно. И многие компании принимают решение не участвовать ни в каких выставках: выставочный бизнес сам по себе, туристический бизнес сам по себе» («Туроператоры выбирают «Отдых», один из двух», Expo Report, 03.07.2007). Ей вторит А.Е. Злотников, первый заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо»: «В случае, когда разные организаторы назначают свои выставки в одно и то же время, выход только один - объединяться и делать выставку вместе. Даже если речь идет о разных площадках. В этом случае мы все выиграем. Прежде всего, выиграют экспоненты, им не придется «ломать голову», куда идти и где лучше... Как известно, приехать из регионов в столицу- дело не дешевое, одно проживание в Москве чего стоит. Очевидно, что много раз ездить из регионов в столицу на разные выставки сходной тематики дорого и неудобно» (источник журнал "Экспо Ведомости" № 2, 2006). Елена Штрингель, старший менеджер компании «ТурЭтно» (Севастополь, Украина), утверждает, что конкуренция московских выставок -дело важное, полезное, дающее стимул к их развитию. Беда в том, что для нее, как экспонента, это плохо. «В прошлом году мы участвовали в двух выставках, сейчас - в одной, и видим, что на стенд приходит реально меньше посетителей. Конкуренция распыляет специалистов» (источник: «Выставки «Дуплетом» - по кому удар?, автор - Александр Беляновский», Газета "Удача-Экспо", № 4, 2007). Как видим в ситуации, в которой соперничают две выставки, если они проводятся одновременно, страдает качество каждой, а значит, теряют, в конечном счете, потребители выставочных услуг - экспоненты и посетители. Естественно, профессионалы-выставочники стремятся избегать подобных выставочных противостояний «лоб в лоб». Во всем цивилизованном мире распространена и успешно действует бизнес-традиция добровольной координации при проведении выставок со схожей тематикой. Эта традиция была воспринята с началом рыночных реформ и в России нашими отечественными организаторами выставок. Считается, что временной промежуток между похожими по тематике выставками, хотя бы одна из которых отмечена знаками UFI (Всемирной Ассоциации выставочной индустрии), РСВЯ (Российского Союза выставок и ярмарок) или Гильдии выставочно-ярмарочных организаций Московской ТПП, должен составлять не менее двух месяцев. Такой обычай нашел свое отражение в Кодексе профессиональной этики Гильдии. Кодекс профессиональной этики Российского Союза выставок и ярмарок предполагает также, что участники выставочного рынка в добровольном порядке не должны объявлять выставок аналогичной тематики в городах, где уже проводимым выставкам присвоены знаки ведущих выставочных профессиональных объединений. Принципы разведения выставок аналогичной тематики по срокам и месту проведения содержатся в Конвенции о международных выставках 1928 года, заключенной в Париже и ратифицированной СССР в 1935 году. По Конституции РФ названная Конвенция является частью правовой системы Российской Федерации и однозначно утверждает правило, по которому «на территориях договаривающихся стран не могут одновременно происходить специальные выставки одного и того же рода». Конвенция 1928 года стала базисной для многих национальных законодательств. Так, например, в итальянской области Ломбардия принят закон №30 «О продвижении и развитии выставочно-ярмарочной деятельности в области Ломбардия», который предусматривает безусловный приоритет для выставочно-ярмарочных мероприятий международного статуса и мероприятий, проводимых в устоявшиеся и не меняющиеся периоды времени. Закон четко указывает, что «впервые формируемые выставочно-ярмарочные мероприятия должны проводиться в период, не совпадающий с периодами проведения уже состоявшихся выставочно-ярмарочных мероприятий». Подобное правило действует и в Германии. Там оно оформлено в виде корпоративного документа выставочной национальной ассоциации AUMA. Следует также подчеркнуть, что правила РСВЯ и Гильдии Выставочно-ярмарочной деятельности Московской ТПП относительно выставок носят исключительно добровольный характер, т.е. организатор выставочных мероприятий может их игнорировать (что как раз и демонстрируют некоторые новые игроки выставочного рынка). Тот, кто соблюдает эти правила, оказывается в неравных условиях с тем, кто их игнорирует. И в этом суть дилеммы, которую вынужден решать федеральный антимонопольный орган: либо правила будут-таки признаны обычаем делового оборота, что означает их обязательность для всех игроков рынка, либо правил вовсе не будет, что может не только затормозить развитие выставочной отрасли, но и отбросить ее назад ко временам «дикой» конкуренции начала 90-х годов. Характерно, что иностранные выставочные организации, не являясь членами РСВЯ и Гильдии ВЯО МТПП, фактически придерживаются тех же правил поведения на российском выставочном рынке, что и большинство отечественных выставочных операторов. У них вызывает немалое удивление сама возможность дублирования выставок в России. Стабильность «правил игры» на российском выставочном рынке, как и во всей экономике, дает свои плодотворные результаты: только за последние три года компании более двух десятков стран из Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вернулись на выставки в нашей стране, представляя свои товары и услуги. Это ли не лучший аргумент в пользу сохранения кодекса профессиональных правил российского выставочного сообщества как важнейшего документа рыночного саморегулирования и эффективной конкуренции? Многие выставочные проекты не только имеют отличительные знаки ведущих национальных и международных выставочных ассоциаций, но также поддерживаются федеральными и региональными министерствами и ведомствами, крупнейшими отраслевыми ассоциациями, профессиональными и научными сообществами. Например, в текущем году по данным РСВЯ более 200 выставок в нашей стране получили поддержку федеральных министерств и ведомств. Зачастую на участие государственных учреждений в выставочных проектах выделяются немалые бюджетные средства. Тем самым государство поддерживает развитие стратегических отраслей промышленности, решает важные задачи государственной промышленной политики. Роль и масштабы этих задач год от года только возрастают. Мировой опыт показывает, что нет страны в мире, где выставочная деятельность так или иначе не была бы предметом государственной координации и регулирования. Слишком уж необычен и важен для экономики этот рыночный «продукт» - выставки. Можно только гордиться лучшими выставками России, известными во всем мире. Это поистине звезды первой величины, которые являются частью национального достояния. Их можно подорвать и даже уничтожить неразумной конкуренцией. Но вот вопрос - надо ли это стране? Полезно ли это её экономике? Следует подчеркнуть, что в России государством не раз признавалась потребность в нормативном регулировании вопросов пересечения выставочных мероприятий. Так, в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства РФ (протокол № 12 от 29.03.2001 г.), указывается на необходимость закрепления в нормативном правовом акте мер по обеспечению распределения и координации сроков проведения выставочных мероприятий, имеющих официальный статус в целях нормального составления и соблюдения календарного плана. В пункте 5.4 Концепции выставочной деятельности, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 14 сентября 1999 г. № 870, указано, что: «регулирование выставочной деятельности на местном уровне имеет важное значение для предотвращения «пересечений» мероприятий (проведение нескольких выставок одинаковой тематики в близкие сроки и т.д.), дезориентации участников и посетителей, ослабления представительности и престижа выставок; с целью исключения дублирования тематических выставок необходимо разработать и внедрить единый календарь выставок». Профессиональное выставочное сообщество давно уже поставило дублирование выставок вне своих этических норм. Дело здесь не только в том, что копирование выставок есть по сути своей заимствование, поскольку используются наработки успешных выставочных проектов, идеи их организаторов, копируется состав участников, тематика, сопутствующие мероприятия и т.д. и т.п. Главная проблема в том, что наносится серьезный ущерб потребителям, они оказываются дезориентированными. Скопированные выставки и их «организаторы», если называть вещи своими именами, вводят потенциальных потребителей выставочных услуг в заблуждение по поводу качества своего «продукта». Они, как правило, не могут обеспечить высокого качества выставочного мероприятия, поскольку выставка - продукт, который развивается и приобретает свое значение годами. Совершенно очевидно, что дублирование выставок есть фактическая попытка разделения (или перехвата) действующих успешных выставочных проектов неофитами выставочного рынка. Нельзя забывать и о другой важной с государственной точки зрения теме. Решил, скажем, предприниматель с Камчатки приехать на выставку в Москву. Потратился. Использовал годовой бюджет на выставочную деятельность. А выставка оказалась клоном: маленьким и беспомощным с точки зрения бизнес-результатов. Что это значит? Это значит, что такой предприниматель уже не сможет попасть на крупную отраслевую выставку, которая будет проводиться на две-три недели позже. Этот предприниматель не сможет заключить важные для него контракты, установить новые деловые контакты. Если же предприниматель приехал из-за границы, то по низкому качеству выставки он может составить и ложное представление о бесперспективности своего бизнеса в нашей стране. Вот и получается, что выставки - это не просто «товары и услуги». Это услуги или товар особого рода общенационального значения, где слова «бизнес» и «ответственность» неразрывно связаны, где требуется серьезная финансовая, интеллектуальная и организационная подготовка, где доведенная до абсурда конкуренция есть явление антирыночное, явление, разрушающее рынок, нарушающее основополагающие механизмы его жизнедеятельности. Конечно, никто не спорит, монополизм в выставочном деле недопустим в принципе. В России сейчас огромное количество выставок, в том числе и со схожей тематикой, проводимых с разрывом в 5-6 месяцев, конкурирующих между собой и создающих представителям различных отраслей возможности регулярного участия в значимых смотрах. Конкурентная среда выставок в России не просто существует, но и успешно действует. Речь идет о том, чтобы, найти разумный баланс между свободным развитием рынка выставочных услуг и соблюдением интересов государства и прав выставочных операторов, широким выборов выставок для их потребителей и поддержанием высокого качества выставочных «продуктов». Достичь такого баланса - значит утвердить рамки цивилизованного рынка в нашей стране, помочь российской экономике максимально использовать возможности выставок для ускорения своего развития и роста. С.П.Алексеев, генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Л.В.Говоров, президент Московской ТПП М.Х.Мусаев, генеральный директор ОАО «ГАО ВВЦ» С.Н.Трофимов, президент ЗАО «Выставочное объединение «РЕСТЭК» И.А.Найденов, президент ЗАО «ПИК «Максима» С.П.Поважный, президент ООО «Русская выставочная компания «ЭКСПОДИЗАЙН» А.В.Абросов, генеральный директор ЗАО «Красноярская ярмарка» А.В.Баранов, президент холдинга ООО «УРАЛЭКСПОЦЕНТР -Евроазиатский выставочный холдинг» В.Л.Малькевич, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» |
![]() «ИнформЭКСПО» телефон: (916) 084-59-42 Электронная почта: info@informexpo.ru Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017 Выставочная деятельность::Выставочные нов |
![]() |
|